Правила игрыДеталиТехнологии

В ЕС в течение года будут расследовать «феномен» дешевизны китайских электрокаров. Чем разбирательство грозит производителям из КНР

Европейская комиссия начала расследование в отношении системы субсидий, которые власти КНР выделяют местным производителям электромобилей.

В ЕС считают, что дешевые электрокары из Китая «деформируют» европейский рынок. Министерство коммерции КНР назвало расследование «откровенно протекционистским».

Что произошло

  • Министерство коммерции КНР опубликовало официальное заявление, в котором выражает «острое недовольство» расследованием Европейской комиссии в отношении подхода КНР к субсидированию производства электромобилей и называет разбирательство «откровенно протекционистским». 
  • 13 сентября президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен объявила о начале расследования в отношении особенностей системы субсидий, которые власти КНР выделяют местным производителям электромобилей. По словам фон дер Ляйен, цены на китайские электромобили искусственно удерживаются на низком уровне за счет огромных государственных субсидий, а дешевые электрокары «деформируют» европейский рынок. 

Мировые рынки наводнены дешевыми китайскими электромобилями. Их цена искусственно поддерживается на низком уровне за счет огромных государственных субсидий. Это искажает наш рынок. 

Урсула фон дер Ляйен
президент Еврокомиссии
  • Фон дер Ляйен отметила, что Евросоюз рассматривает сектор электромобилей как «важнейшую отрасль» экономики с «большим потенциалом» для Европы. Но из-за дешевизны китайских электрокаров падают продажи европейских брендов.
  • На фоне запуска расследования акции китайских производителей электрокаров резко упали. В частности, акции лидера рынка BYD подешевели более чем на 3%, снизились также котировки Great Wall Motor, Li Auto и SAIC Motor.

Детали

  • В СМИ это расследование называют «нетипичным», поскольку оно инициировано самой Еврокомиссией, а не запущено в ответ на жалобу представителей отрасли. 
  • У ЕК будет 13 месяцев, чтобы оценить, следует ли вводить дополнительные тарифы на импорт китайских электромобилей — выше стандартной ставки Евросоюза в 10%. 
  • По правилам ЕК, не позднее чем через 9 месяцев после начала расследования должны быть введены срочные временные меры, в данном случае — против ввоза электрокаров из КНР. Затем в течение 4 месяцев Еврокомиссия договаривается об окончательных мерах, если их необходимость подтверждается результатами расследования. 

В цифрах

  • В американском Центре стратегических и международных исследований (CSIS) подсчитали, что в 2022 году 35% всех экспортируемых электромобилей были произведены в Китае. Это на 10 процентных пунктов больше, чем годом ранее.
  • В августе Китайская ассоциация автопроизводителей (СААМ) заявила, что по итогам первого полугодия 2023-го КНР стала мировым лидером в экспорте автомобилей: в целом за пределы страны за январь–июнь поставили 2,14 млн машин. Это на 70% больше, чем за аналогичный период 2022-го. По данным Европейской комиссии, доля Китая в продажах электромобилей в Европе на данный момент составляет 8%, а к 2025-му может достичь 15%. Для сравнения: еще в 2021 году на долю Китая приходилось 4% всех продаж электрокаров в Европе. 
  • Согласно прогнозам аналитической компании ABI Research, по итогам 2023-го ЕС импортирует около 1,2 млн единиц китайских электромобилей.
  • Электромобили из КНР в среднем имеют 20%-ное преимущество в цене перед продукцией других производителей. Например, модель Dolphin ведущей китайской компании BYD обойдется примерно в €30 тыс., а сравнимая с ней по характеристикам французская Citroen у-С4 — в €36 тыс. 
  • Автобренды из Китая — угроза в первую очередь для немецкого автопрома, пишет Bloomberg. Так, в 2023 году BYD обогнала немецкий Volkswagen по количеству продаж в Швеции. К тому же китайский электрокар высокого класса стоит примерно на 60% дешевле самого бюджетного электрического Volkswagen.

Что говорят

  • Руководители крупных европейских компаний, включая Volkswagen и Renault, рассказали CNBC, что «опасаются необходимости конкурировать с китайскими компаниями». В частности, генеральный директор Renault Лука Де Мео заявил, что французский автопроизводитель продолжает наращивать инвестиции в новые технологии и заводы по производству аккумуляторов для электромобилей, но китайские компании «начали это делать намного раньше», поэтому европейцев ждет «борьба с сильным противником». 
  • Китайские автобренды не скрывают своих намерений завоевать европейский рынок, отмечают СМИ. Например, глава европейского подразделения BYD Майкл Шу сообщил, что к 2030 году компания намерена увеличить продажи в регионе до 800 тыс. электрокаров, чтобы войти в тройку ведущих производителей в Старом свете. 
  • Эксперты предполагают, что Еврокомиссия в результате расследования придет к выводу о «нечестной конкуренции» Пекина — через занижение стоимости своей продукции за счет государственной помощи. В Veta считают, что Брюссель, вероятно, примет решение повысить импортные пошлины, за счет чего цена на электрокары из КНР вырастет. Более радикальные меры могут включать введение квот на импорт и повышенные налоговые ставки для владельцев автомобилей конкретных марок. 
  • При этом участники рынка считают, что в случае повышения Брюсселем пошлин на ввоз китайских электромобилей Пекин, вероятно, введет контрмеры, которые «нанесут ущерб европейской промышленности». 

Расследование [запущенное Еврокомиссией] нарушит и исказит мировой рынок автомобильной промышленности и цепочку поставок, а также окажет негативное влияние на экономические и торговые отношения между Китаем и ЕС.

заявление Министерства коммерции КНР
Копировать ссылкуСкопировано