КиноДеталиЗрелища и хлеб

Мыльные оперы для поколения TikTok: как вертикальные мини-сериалы завоевывают мир

В 2024 году глобальный рынок микродрам — вертикальных сериалов с эпизодами по 1–2 минутам — достиг $8,4 млрд. По прогнозам, к 2027-му этот показатель превысит $14 млрд. Короткие истории в формате рилсов смотрят уже не только в Китае, откуда пришел тренд на этот жанр, но и в США, Индии, Бразилии и Мексике. Они дают возможность зрителям сбежать от реальности — в короткие мыльные оперы и истории о тайных миллиардерах, современных Золушках и оборотнях с вампирами. 

Почему вертикальные мини-сериалы набирают популярность 

Спрос на вертикальные мини-сериалы (или микродрамы) растет рекордными темпами. По итогам 2024 года глобальный рынок таких проектов оценивается в $8,4 млрд (доля Китая — 70%), а к 2027-му, по прогнозам, достигнет $14 млрд.

Вертикальный мини-сериал
Фото: VCG / TASS

Микродрамы как жанр появились в Китае в 2019 году. Их называют «телевидением для поколения TikTok»: вертикальные сериалы адаптированы под смартфоны и обычно состоят из 50–80 эпизодов, каждый длительностью 1–2 минуты. Их удобно смотреть по дороге на работу, в очереди в магазине или лежа на диване после тяжелого дня. Уже в 2023 году рынок микродрам в Китае почти догнал сборы традиционного кинопроката — $5 млрд против $7,75 млрд. 

Компании из Поднебесной быстро перешли к экспорту формата, поэтому сегодня микродрамы охватили США, Бразилию, Индию, Мексику и другие страны. Например, самое популярное приложение с вертикальными мини-сериалами ReelShort в ноябре 2024-го обогнало TikTok по скачиваниям в App Store в США — с момента запуска в 2022-м его загрузили более 30 млн раз. Всего у ReelShort порядка 50 млн активных пользователей в месяц (есть и русская версия приложения). К слову, сервис наращивает обороты по производству контента: если в начале 2023-го компания выпускала примерно четыре проекта в месяц, то сейчас их более 30. 

Конкуренты ReelShort — DramaBox, NetShort и Goodshort, которые тоже входят в топ-20 развлекательных приложений в App Store. Подписка на сервисы с микродрамами отличается от системы, по которой работают обычные стриминги — тут нет фиксированной ежемесячной платы. Доступ к первым сериям пользователь получает бесплатно, а за продолжение и финал придется заплатить

Интерфейс приложения ReelShort
Интерфейс приложения ReelShort

Главное преимущество микродрам для их создателей — низкие затраты на производство и быстрый съемочный процесс. Так, на съемку одного вертикального сериала уходит всего 7–10 дней, а актерам требуется только 1–5 дублей, чтобы добиться нужного результата. Тем не менее, в отличие от типичных роликов в TikTok, мини-сериалы пишутся профессиональными сценаристами и снимаются на качественную технику. 

Из-за короткого производственного цикла авторы микродрам могут быстро реагировать на запросы зрителей. Их, как правило, привлекают популярные тропы (например, «от врагов к возлюбленным»), преображения в стиле Золушки, истории потерянных миллиардеров, фэнтези с оборотнями и вампирами. Поэтому микродрамы называют еще и мыльными операми: вместо популярных актеров они предлагают неожиданные сюжетные повороты, откровенные сцены и кликбейтные названия вроде «Двойная жизнь моего мужа-миллиардера», «Мой муж — секретный агент», «После случайной ночи с боссом» и «Связана с запретным Альфой». 

Люди хотят видеть, как хорошее побеждает плохое, и, давайте будем честными, как очень привлекательные люди влюбляются друг в друга. Поэтому в основе микродрам обычно великолепная история любви с комедийными эпизодами. Я слышала от фанатов, которые пережили тяжелую утрату, имеют серьезные проблемы со здоровьем или ухаживают за детьми, что такие сериалы дают им возможность отдохнуть. Общее для них — стремление к бегству от реальности, быстрый и гарантированный выброс дофамина, когда жизнь кажется невыносимой. 

Джен Купер
основательница британского сайта с микродрамами Vertical Drama Love

Зачем Голливуду микродрамы

Вертикальные мини-сериалы, стартовавшие в Китае, набирают популярность в США. Аналитики Appfigures насчитали в стране 215 приложений для просмотра микродрам и выяснили, что расходы американцев на эти сервисы удвоились за последний год — до $100 млн в месяц. Причем интерес к жанру растет не только среди зрителей, но и среди создателей контента. На стадии изучения формата находятся американские студии Lionsgate и Hallmark. Даже Netflix делает первые шаги в этом направлении. Недавно компания объявила, что будет тестировать вертикальный контент — ряд пользователей увидят в приложении стриминга короткие ролики из популярных шоу Netflix: их можно листать, как рилсы, и делиться с друзьями. 

Креаторы активно осваивают жанр. Создателей привлекает низкая стоимость производства контента. Я ожидаю, что со временем Netflix тоже найдет способ успешно интегрировать вертикальное видео и, возможно, сделает это частью своей стратегии по привлечению зумеров.

Дэвид Фриман
глава отдела цифровых медиа в Creative Artists Agency

Эксперты говорят, что в ближайшем будущем киношколы добавят микродрамы в свои образовательные программы, и считают этот жанр хорошим стартом для начинающих актеров. Для многих из них вертикальные сериалы уже стали «спасательным кругом» — особенно во время забастовки сценаристов и актеров в 2023 году, пишет The Guardian. Некоторые переходят из «горизонтали» в новый жанр из-за высокого спроса, более плотного графика и возможности попробовать себя в разных ролях.

В Австралии я играл одного персонажа почти 4 года. За последние 9 месяцев мне пришлось сыграть 14 разных персонажей в 14 различных безумных вертикальных мини-сериалах.

Ник Уэстэуэй
австралийский актер 

Снимают ли микродрамы в России

Авторы контента из России тоже тестируют формат — в первую очередь речь про блогеров. Например, в феврале 2023-го на YouTube-канале Dafuq!? Boom! начали появляться короткие вертикальные видео с названием skibidi toilet(«Скибиди-туалет»). Со временем все это превратилось в завирусившийся сериал про то, как армия унитазов пытается захватить Землю. За ником Dafuq!? Boom! скрывается Алексей Герасимов — блогер русского происхождения, который живет в Тбилиси. 

Но «Скибиди-туалет» — это все же не микродрама, а веб-сериал с десятками эпизодов. А вот российский режиссер Валерия Гай Германика в мае 2025-го опубликовала в своем Instagram* полноценный вертикальный сериал «ЖЭК», который можно посмотреть всего за 6 минут. Сама Гай Германика выступила в этом проекте режиссером-постановщиком, а роль сценариста на себя «взял» чат-бот ChatGPT. В центре сюжета — чиновник, которому дали задачу расселить аварийный дом. 

Постепенно к жанру подступаются и более крупные игроки. Так, на ПМЭФ-2025 холдинг «МТС Медиа» и компания Scroll Studios подписали соглашение о совместной разработке и производстве вертикальных мини-сериалов. Первый пилотный пакет включает 20 сериалов, каждый из которых содержит 60–100 эпизодов продолжительностью до двух минут. Это будут разные проекты — от коротких ситкомов до любовных мелодрам, — которые выйдут на российских стримингах. 

Главная задача на начальном этапе — протестировать формат, определить его востребованность и потенциал для дальнейшего развития в нашей стране. Уже полтора года мы наблюдаем, как микродрамы уверенно покоряют молодую аудиторию на крупнейших медиарынках мира — в Китае и США. Формат не требует звездного каста и предполагает захватывающий и динамичный сторителлинг, что оценили любители рилсов в разных странах.

Софья Митрофанова
генеральный директор «МТС Медиа»

Какие вертикальные мини-сериалы посмотреть

«Доктор Босс — отец моего ребенка»

В топе по популярности среди пользователей IMDb — мини-сериал «Доктор Босс — отец моего ребенка» (Doctor Boss Is My Baby Daddy). Сюжет, действительно, очень похож на мыльную оперу: интерн Молли узнает, что беременна от своего нового босса, доктора Грэма. Так роман на одну ночь превращается в головную боль: по мере того, как про их тайну узнает все больше людей, на пути появляются соперники и соперницы, пытающиеся разлучить героев. 

Постер сериала «Доктор Босс — отец моего ребенка»
Постер микродрамы «Доктор Босс — отец моего ребенка»
Фото: ReelShort

«Зажги меня нежно»

Еще один проект в топе IMDb — «Зажги меня нежно» (Spark Me Tenderly): отчаянно нуждаясь в деньгах на операцию своей матери, Флорис берет интервью у миллиардера-плейбоя мистера Брайтона. А тот предлагает ей неожиданную сделку. 

Постер микродрамы «Зажги меня нежно»
Постер микродрамы «Зажги меня нежно»
Фото: MyDrama

«Пробивая лед»

В русской версии сайта ReelShort зрителям продвигают несколько популярных проектов. Например, «Пробивая лед» — история про мать-одиночку Кэролайн, которая бросила свою первую любовь, так и не сказав ему, что беременна. Теперь этот мужчина — успешный хоккеист и начальник Кэролайн. 

Постер микродрамы «Пробивая лед»
Постер микродрамы «Пробивая лед»
Фото: ReelShort

«Двойная жизнь моего мужа-миллиардера»

Спросом у зрителей пользуется и микродрама «Двойная жизнь моего мужа-миллиардера». По сюжету Натали выходит замуж за «тайного миллиардера». По слухам, он неудачник, только что вышедший из тюрьмы. Девушке предстоит узнать, почему ее избранник скрывает свою личность. 

Постер микродрамы «Двойная жизнь моего мужа-миллиардера»
Постер микродрамы «Двойная жизнь моего мужа-миллиардера»
Фото: ReelShort

Фото обложки: VCG / TASS

Копировать ссылкуСкопировано