Почему вертикальные мини-сериалы набирают популярность
Спрос на вертикальные мини-сериалы (или микродрамы) растет рекордными темпами. По итогам 2024 года глобальный рынок таких проектов оценивается в $8,4 млрд (доля Китая — 70%), а к 2027-му, по прогнозам, достигнет $14 млрд.

Микродрамы как жанр появились в Китае в 2019 году. Их называют «телевидением для поколения TikTok»: вертикальные сериалы адаптированы под смартфоны и обычно состоят из 50–80 эпизодов, каждый длительностью 1–2 минуты. Их удобно смотреть по дороге на работу, в очереди в магазине или лежа на диване после тяжелого дня. Уже в 2023 году рынок микродрам в Китае почти догнал сборы традиционного кинопроката — $5 млрд против $7,75 млрд.
Компании из Поднебесной быстро перешли к экспорту формата, поэтому сегодня микродрамы охватили США, Бразилию, Индию, Мексику и другие страны. Например, самое популярное приложение с вертикальными мини-сериалами
Конкуренты ReelShort — DramaBox, NetShort и Goodshort, которые тоже входят в топ-20 развлекательных приложений в App Store. Подписка на сервисы с микродрамами отличается от системы, по которой работают обычные стриминги — тут нет фиксированной ежемесячной платы. Доступ к первым сериям пользователь получает бесплатно, а за продолжение и финал придется заплатить.

Главное преимущество микродрам для их создателей — низкие затраты на производство и быстрый съемочный процесс. Так, на съемку одного вертикального сериала уходит всего 7–10 дней, а актерам требуется только 1–5 дублей, чтобы добиться нужного результата. Тем не менее, в отличие от типичных роликов в TikTok, мини-сериалы пишутся профессиональными сценаристами и снимаются на качественную технику.
Фото: Sean Smith / The Guardian Фото: Qian Chenfei / China News Service / TASS Фото: Tang Siqi / XinHua / Global Look Press
Из-за короткого производственного цикла авторы микродрам могут быстро реагировать на запросы зрителей. Их, как правило, привлекают популярные тропы (например, «от врагов к возлюбленным»), преображения в стиле Золушки, истории потерянных миллиардеров, фэнтези с оборотнями и вампирами. Поэтому микродрамы называют еще и мыльными операми: вместо популярных актеров они предлагают неожиданные сюжетные повороты, откровенные сцены и кликбейтные названия вроде «Двойная жизнь моего мужа-миллиардера», «Мой муж — секретный агент», «После случайной ночи с боссом» и «Связана с запретным Альфой».
Люди хотят видеть, как хорошее побеждает плохое, и, давайте будем честными, как очень привлекательные люди влюбляются друг в друга. Поэтому в основе микродрам обычно великолепная история любви с комедийными эпизодами. Я слышала от фанатов, которые пережили тяжелую утрату, имеют серьезные проблемы со здоровьем или ухаживают за детьми, что такие сериалы дают им возможность отдохнуть. Общее для них — стремление к бегству от реальности, быстрый и гарантированный выброс дофамина, когда жизнь кажется невыносимой.
Джен Купер
основательница британского сайта с микродрамами Vertical Drama Love
Зачем Голливуду микродрамы
Вертикальные мини-сериалы, стартовавшие в Китае, набирают популярность в США. Аналитики Appfigures насчитали в стране 215 приложений для просмотра микродрам и выяснили, что расходы американцев на эти сервисы удвоились за последний год — до $100 млн в месяц. Причем интерес к жанру растет не только среди зрителей, но и среди создателей контента. На стадии изучения формата находятся американские студии Lionsgate и Hallmark. Даже Netflix делает первые шаги в этом направлении. Недавно компания объявила, что будет тестировать вертикальный контент — ряд пользователей увидят в приложении стриминга короткие ролики из популярных шоу Netflix: их можно листать, как рилсы, и делиться с друзьями.
Креаторы активно осваивают жанр. Создателей привлекает низкая стоимость производства контента. Я ожидаю, что со временем Netflix тоже найдет способ успешно интегрировать вертикальное видео и, возможно, сделает это частью своей стратегии по привлечению зумеров.
Дэвид Фриман
глава отдела цифровых медиа в Creative Artists Agency
Эксперты говорят, что в ближайшем будущем киношколы добавят микродрамы в свои образовательные программы, и считают этот жанр хорошим стартом для начинающих актеров. Для многих из них вертикальные сериалы уже стали «спасательным кругом» — особенно во время забастовки сценаристов и актеров в 2023 году, пишет The Guardian. Некоторые переходят из «горизонтали» в новый жанр из-за высокого спроса, более плотного графика и возможности попробовать себя в разных ролях.
В Австралии я играл одного персонажа почти 4 года. За последние 9 месяцев мне пришлось сыграть 14 разных персонажей в 14 различных безумных вертикальных мини-сериалах.
Ник Уэстэуэй
австралийский актер
Снимают ли микродрамы в России
Авторы контента из России тоже тестируют формат — в первую очередь речь про блогеров. Например, в феврале 2023-го на YouTube-канале Dafuq!? Boom! начали появляться короткие вертикальные видео с названием skibidi toilet(«Скибиди-туалет»). Со временем все это превратилось в завирусившийся сериал про то, как армия унитазов пытается захватить Землю. За ником Dafuq!? Boom! скрывается Алексей Герасимов — блогер русского происхождения, который живет в Тбилиси.
Но «Скибиди-туалет» — это все же не микродрама, а веб-сериал с десятками эпизодов. А вот российский режиссер Валерия Гай Германика в мае 2025-го опубликовала в своем Instagram* полноценный вертикальный сериал «ЖЭК», который можно посмотреть всего за 6 минут. Сама Гай Германика выступила в этом проекте режиссером-постановщиком, а роль сценариста на себя «взял» чат-бот ChatGPT. В центре сюжета — чиновник, которому дали задачу расселить аварийный дом.
Постепенно к жанру подступаются и более крупные игроки. Так, на ПМЭФ-2025 холдинг «МТС Медиа» и компания Scroll Studios подписали соглашение о совместной разработке и производстве вертикальных мини-сериалов. Первый пилотный пакет включает 20 сериалов, каждый из которых содержит 60–100 эпизодов продолжительностью до двух минут. Это будут разные проекты — от коротких ситкомов до любовных мелодрам, — которые выйдут на российских стримингах.
Главная задача на начальном этапе — протестировать формат, определить его востребованность и потенциал для дальнейшего развития в нашей стране. Уже полтора года мы наблюдаем, как микродрамы уверенно покоряют молодую аудиторию на крупнейших медиарынках мира — в Китае и США. Формат не требует звездного каста и предполагает захватывающий и динамичный сторителлинг, что оценили любители рилсов в разных странах.
Софья Митрофанова
генеральный директор «МТС Медиа»
Какие вертикальные мини-сериалы посмотреть
«Доктор Босс — отец моего ребенка»
В топе по популярности среди пользователей IMDb — мини-сериал «Доктор Босс — отец моего ребенка» (Doctor Boss Is My Baby Daddy). Сюжет, действительно, очень похож на мыльную оперу: интерн Молли узнает, что беременна от своего нового босса, доктора Грэма. Так роман на одну ночь превращается в головную боль: по мере того, как про их тайну узнает все больше людей, на пути появляются соперники и соперницы, пытающиеся разлучить героев.

Фото: ReelShort
«Зажги меня нежно»
Еще один проект в топе IMDb — «Зажги меня нежно» (Spark Me Tenderly): отчаянно нуждаясь в деньгах на операцию своей матери, Флорис берет интервью у миллиардера-плейбоя мистера Брайтона. А тот предлагает ей неожиданную сделку.

Фото: MyDrama
«Пробивая лед»
В русской версии сайта ReelShort зрителям продвигают несколько популярных проектов. Например, «Пробивая лед» — история про мать-одиночку Кэролайн, которая бросила свою первую любовь, так и не сказав ему, что беременна. Теперь этот мужчина — успешный хоккеист и начальник Кэролайн.

Фото: ReelShort
«Двойная жизнь моего мужа-миллиардера»
Спросом у зрителей пользуется и микродрама «Двойная жизнь моего мужа-миллиардера». По сюжету Натали выходит замуж за «тайного миллиардера». По слухам, он неудачник, только что вышедший из тюрьмы. Девушке предстоит узнать, почему ее избранник скрывает свою личность.

Фото: ReelShort
Фото обложки: VCG / TASS