Что такое микродрамы
Китайскую киноиндустрию захватили микродрамы — вертикальные сериалы с эпизодами по 2–4 минуты, которые удобно смотреть на смартфонах. Число серий в таких шоу — от 20 до 100, средняя продолжительность микродрамы — 2,5 часа.
Первые эпизоды доступны бесплатно, но чтобы посмотреть сериал полностью, нужно оформить подписку (в среднем $20). В 2023 году рынок микродрам в Китае почти догнал сборы традиционного кинопроката — $5 млрд против $7,75 млрд. В CGTN прогнозируют, что к 2027-му индустрия коротких веб-сериалов достигнет $13 млрд. Стремительный рост связан с главным преимуществом микродрам — низкими затратами на производство и быстрым съемочным процессом. По данным iResearch, бюджеты таких сериалов варьируются от $28 тыс. до $280 тыс., а на съемку шоу уходит в среднем чуть больше недели.
Чтобы создать обычный сериал или фильм, нам потребовалось бы 2–3 года. Но для выпуска микродрамы, нам нужно всего 3 месяца в общей сложности — со съемками, монтажом и дистрибуцией. Такой формат экономит нам массу времени.
Чжоу И
шоураннеркомпании NetEase
Согласно подсчетам аналитиков из Appfigures, в первом квартале 2024-го три крупных китайских приложения для просмотра микродрам скачали в общей сложности 30 млн раз (в App Store и Google Play). Самая популярная платформа в КНР — Kuaishou. В компании отмечают, что число «активных зрителей короткометражных сериалов» (те, кто смотрит более десяти эпизодов в день) достигло 94 млн.
Зрители действительно уделяют достаточно много внимания феномену микродрам. И очевидно, что чем больше времени они тратят на просмотр коротких видеороликов, тем меньше времени у них остается на традиционное ТВ или другие более масштабные шоу.
Эшли Дударенок
основатель китайского маркетингового агентства Alarice
По мере того, как популярность микродрам растет, увеличиваются и зарплаты актеров. Раньше за исполнение главных ролей платили по $280, теперь ценник — в 2 раза больше. Но статисты по-прежнему зарабатывают в среднем $17 в день.
Почему микродрамы популярны в Китае
Продюсеры и сценаристы делают ставку на популярные в Китае сюжеты: романтика, месть и неожиданное обогащение главного героя. К тому же микродрамы делятся по гендерному признаку:
- «нанпин» — поджанр, ориентированный на мужчин (с элементами борьбы, экшена и фэнтези);
- «нвпин» — поджанр, ориентированный на женщин (в центре сюжета чаще всего девушка, которая пытается реализоваться в профессии и личной жизни).
Эти темы как раз и раскрываются в самых просматриваемых микродрамах — «Моя жена, мой босс» (My Wife and My Boss), «Двойная жизнь моего мужа-миллиардера» (The Double Life of My Billionaire Husband) и «Привет, мама» (Hi, Mom). Последняя — история про студентку колледжа, которая неожиданно переносится в 1980-е, — вышла зимой 2024-го и за сутки собрала более $1,6 млн.
Коммерческий успех коротких шоу связан с тем, что в них нет глубоких сюжетов, но есть клиффхэнгеры — неожиданные сюжетные повороты. Например, часто эпизод заканчивается тем, что мужчина застает свою девушку с другим — и зрителям приходится платить за следующий эпизод, чтобы узнать, чем все закончится. Эксперты отмечают, что микродрамы могут заполнить любую свободную минуту зрителя — их смотрят, например, в очереди в магазине или по пути на работу в автобусе и метро.
По сути у этого жанра ограниченная художественная ценность. Если проводить аналогию, то полнометражная драма — своего рода роскошная трапеза, а микродрама — это фастфуд.
Чжу Цзянь
китайский актер микродрам
Бум коротких сериалов в Китае вызвал пристальное внимание со стороны регуляторов: еще в начале 2023 года Национальное управление радио и телевидения (NRTA) заблокировало порядка 25 тыс. микродрам (1,4 млн эпизодов) из-за «порнографического, жестокого, низкопробного и вульгарного содержания». А в июне 2024 года правительство впервые потребовало регистрировать сериалы в реестре NRTA.
Китайские микродрамы в США
Из-за ужесточения законодательства в КНР многие китайские компании, специализирующиеся на микродрамах, стремятся выйти на зарубежные рынки, — в том числе в США, пишет Variety. Так, в 2023 году компания NetEase из Поднебесной начала выпускать шоу специально для американцев. Они обычно снимаются в Лос-Анджелесе и затрагивают темы богатства и неверных супругов. Кроме того, спросом в США пользуются фантастические истории об оборотнях и вампирах.
Среди американских фанатов китайских микродрам особенно популярно приложение ReelShort. Только за 2023 год его в США скачали более 7 млн пользователей. Reuters пишет, что платформа ReelShort недавно обошла Netflix по количеству загрузок в App Store.
Китай первым открыл для себя эту аудиторию. Голливуд еще не осознал этого, но все китайские компании уже поставляют контент на рынок и завоевывают зрителя.
Лейла Цао
китайский продюсер из Лос-Анджелеса
Фото обложки: Mango Entertainment; Freepik