КиберпанкДеталиТехнологии

ИТ-гиганты включились в гонку «умных» очков: могут ли эти устройства полностью заменить смартфоны

Meta* планирует до конца года продать пару миллионов своих новых «умных» очков Ray-Ban Gen 2, способных записывать видео в 3K Ultra HD. Apple отказывается от работы над гарнитурой Vision Pro в пользу создания собственных очков, чтобы успеть за достижениями конкурентов. Над выпуском высокотехнологичных аксессуаров задумались даже в OpenAI. Разбираемся, зачем нужны такие устройства и почему они до сих пор не стали хитом среди пользователей. 

Что известно про «умные» очки от Apple

Прошло 13 лет с тех пор, как Google представила первый прототип «умных» очков, и среди ИТ-гигантов, наконец, началась реальная гонка за интерфейсом будущего. Эксперты предполагают, что эти устройства со временем заменят смартфоны и упростят для человека взаимодействие с цифровым миром.

Если у вас нет очков с искусственным интеллектом, вы, вероятно, вскоре окажетесь в весьма невыгодном положении в плане когнитивных способностей по сравнению с другими людьми. 

Марк Цукерберг 

По данным Bloomberg, Apple приостановила плановую разработку модернизированной версии гарнитуры Vision Pro, чтобы перенаправить ресурсы на более актуальную задачу — разработку «умных» очков, которые смогут конкурировать с набирающими популярность Ray-Ban Smart Glasses от Meta*. Эта технология уже стала «критически важной» для многих компаний, разрабатывающих устройства на базе ИИ, отмечает агентство. 

До сих пор Apple делала ставку на гарнитуру Vision Pro, которая поступила в продажу в феврале 2024 года. Однако устройство с ценником от $3499, совмещающее виртуальную и дополненную реальность, оказалось слишком громоздким и дорогим, чтобы стать массовым хитом. Пользователи также жаловались на малое количество адаптированных приложений и головные боли после ношения Vision Pro. Руководство Apple признало недостатки продукта, назвав его «чрезмерно технически усложненным», пишет Bloomberg. 

Гарнитура Apple Vision Pro
Гарнитура Apple Vision Pro
Фото: Monika Skolimowska / TASS

Теперь корпорация из Купертино работает как минимум над двумя типами «умных» очков. Первая модель, получившая название N50, — упрощенный вариант без встроенного дисплея: взаимодействовать с ней пользователь будет в основном через подключенный iPhone. Ожидается, что эти очки официально анонсируют уже в 2026 году, а выпустят в продажу — в 2027-м. Вторая модель будет отличаться наличием дисплея, интегрированного в одну из линз. Ее выпуск был запланирован на 2028 год, но теперь Apple «стремится ускорить процессы». 

Ключевые технологии для создания конкурентоспособного продукта — голосовое управление и искусственный интеллект. По обоим пунктам Apple пока отстает от своих соперников. Но в компании рассчитывают, что обновленная Siri, релиз которой запланирован на март 2026 года, значительно усилит новую линейку гаджетов. «Умные» очки оснастят динамиками для воспроизведения музыки, камерой для съемки фото и видео, а также мощным чипом. 

Пара очков от Apple, полностью интегрированная в экосистему Apple, предположительно, сможет синхронизировать данные из iMessages, галереи, карт, контактов и музыки, чтобы у пользователя все было под рукой. Даже если очки послужат просто очень модным дополнением к iPhone, это сразу же станет очень привлекательным продуктом. А учитывая опыт Apple в создании высокопроизводительных продуктов вроде Apple Watch и AirPods, думаю, у очков будет лучшая в своем классе «начинка».

Джей Питерс
обозреватель технологий The Verge 

Какие еще ИТ-гиганты работают над «умными» очками

Активнее других над созданием и модернизацией «умных» очков на данный момент работает Meta*. Компания уже несколько лет сотрудничает с Ray-Ban: в 2021-м они выпустили первый гаджет — очки Ray-Ban Stories, которые предназначены в основном для фото- и видеосъемки. Но спрос на технологию начал расти только после расширения функционала: в 2023-м состоялся релиз Ray-Ban Meta* с улучшенным звуком и камерой и интегрированным голосовым помощником Meta* AI. К тому же эта модель была легче и удобнее предыдущей, а стоимость стартовала с $299. С тех пор пользователи приобрели более 2 млн «умных» очков от Meta*. Во втором квартале 2025-го продажи и вовсе утроились, что привело к росту выручки ИТ-гиганта на 22% год к году. 

«Умные» очки Ray-Ban Meta* Gen 2
Фото: Meta*

В сентябре Meta* представила модернизированную версию устройства: Ray-Ban Meta* Gen 2 способны записывать видео в 3K Ultra HD, работать до 8 часов без подзарядки и переводить сказанное собеседником на другой язык в реальном времени. С помощью этих очков можно вести прямую трансляцию сразу в Facebook* или Instagram*, а также по одной голосовой команде отправлять фото друзьям и семье. Техноблогеры и СМИ высоко оценили гаджет и называют Ray-Ban Meta* Gen 2 «лучшими очками» на рынке. Устройства, доступные для предзаказа, уже распроданы. Тем временем Марк Цукерберг поставил перед командой задачу — до конца года пробить отметку в 5 млн проданных «умных» очков. 

Очки Ray-Ban Meta* Smart Glasses
«Умные» очки Ray-Ban Meta* Gen 2
Фото: Meta*

Очки от Meta* пользуются успехом во многом потому, что выглядят как обычные Ray-Ban: в мире носимых устройств их красота все же играет решающую роль, пишет Wired. Издание отмечает, что именно разработки компании Марка Цукерберга активизировали технологическую гонку. Так, Google этим летом инвестировала $100 млн в южнокорейский бренд очков Gentle Monster, вместе с которым планирует создать «умные» устройства — предполагается, что они объединят возможности ИИ-помощника Gemini с «эстетикой высокого класса». А OpenAI, компания-разработчик ChatGPT, купила стартап io, созданный бывшим топ-менеджером Apple и дизайнером iPhone Джонатаном Айвом. Предполагается, что они займутся созданием новой коллекции гаджетов — подвесок и очков, работающих на основе ИИ. 

К гонке присоединяются и китайские компании. Например, в июне свои первые «умные» очки с искусственным интеллектом представила Xiaomi.

Умные очки Xiaomi
«Умные» очки Xiaomi
Фото: VCG / TASS

Почему «умные» очки до сих пор не стали хитом продаж 

Первый прототип Google Glass показали на конференции в 2012-м, тогда же журнал Time назвал очки одним из лучших изобретений года. Но через 2 года проект свернули — устройство называли «бесполезным», а Google обвиняли в нарушении права на частную жизнь и конфиденциальность из-за видеокамеры, встроенной в гаджет. Подобные опасения есть и у тех, кто задумывается о покупке очков от Meta: в 2024-м издание TechCrunch выяснило, что любое изображение, которым делится владелец «умных» Ray-Ban, может быть использовано для обучения ИИ. 

Прототип гарнитуры Google Glass
Прототип гарнитуры Google Glass
Фото: Google

Помимо конфиденциальности, есть еще ряд проблем, из-за которых пользователи не торопятся скупать гаджеты, — высокая стоимость, небольшое время автономной работы, узкий функционал и непривлекательный внешний вид. Подобно наушникам и часам, «умные» очки подключаются к смартфону, что, по сути, делает их еще одним периферийным устройством в мире, по-прежнему ориентированным на смартфоны, говорят эксперты. Задача разработчиков — предложить клиентам уникальный пользовательский опыт в дополнение к тому, что уже есть на рынке (съемка фото или видео без необходимости доставать смартфон).

«Умные» очки должны предложить пользователю достойное ПО. Пока в этой области нет явного победителя. В конечном счете главный приз — не просто победа в гонке за «умными» очками, а обладание интерфейсом, который придет на смену смартфонам.

Джитеш Убрани
менеджер по исследованиям International Data Corporation

Фото обложки: Meta*

*Компания Meta признана в России экстремистской. Instagram и Facebook — продукты этой компании.

Копировать ссылкуСкопировано