КиберпанкДеталиТехнологии

ИИ в каждый сайт: зачем Microsoft бесплатный проект и как нейросети меняют поиск в интернете

Корпорация Microsoft запустила бесплатный инструмент NLWeb, который позволяет разработчикам с помощью простого открытого кода встраивать на свои сайты чат-боты на основе искусственного интеллекта. Таким образом в компании надеются децентрализовать интернет и не позволить нейросетям ИТ-гигантов «поглотить веб». Тем временем конкуренты Microsoft — OpenAI, Google, Perplexity и другие — действительно активно обновляют свои сервисы в погоне за триллионами долларов и новым ИИ-браузером. 

NLWeb для создания чат-ботов: в чем суть проекта Microsoft

Компания Microsoft представила проект Natural Language Web (NLWeb) — инструмент, который позволяет разработчикам добавлять на свои сайты чат-боты на основе ИИ всего несколькими строками открытого кода. Решение открывает новые возможности для e-commerce, медиа и других индустрий. 

Наша цель — донести преимущества искусственного интеллекта непосредственно до самих веб-сайтов. Точно так же, как внедрение HTML упростило создание страниц в интернете практически для любого человека, мы хотим, чтобы NLWeb облегчил любому веб-издателю создание интеллектуального интерфейса для своего сайта.

заявление Microsoft

Во главе проекта Microsoft стоит Раманатхан Гуха — ученый, создатель веб-стандартов RSS (дает возможность смотреть контент из разных источников в одном приложении) и Schema.org (позволяет структурировать данные на сайте для поисковых систем). The Verge пишет, что его инструментами для открытого интернета пользуются практически все. Гуха работал в Google, Apple и других ИТ-гигантах, а теперь занимает должность технического эксперта в Microsoft. В разговоре с The Verge он отмечает, что сегодня все большая часть интернет-поиска приходится на такие продукты, как ChatGPT от OpenAI, Claude от Anthropic и даже Bing от Microsoft. Он задумал масштабную децентрализацию, чтобы не позволить чат-ботам «поглотить веб»

Раманатхан Гуха
Раманатхан Гуха
Фото: VideoLecturesChannel / YouTube

По словам Гухи, цель Microsoft в том, чтобы открытый код NLWeb стал «самым быстрым и простым» способом превратить сайт в платформу с искусственным интеллектом. В качестве примера он приводит сайт с рецептами Serious Eats. Если встроить чат-бота в платформу, пользователь сможет открыть окно поиска и ввести запрос — например, «хочу что-то острое и хрустящее, что-то вроде закуски». Через пару секунд на экране появится несколько ссылок на подходящие рецепты. Затем можно уточнить поиск, указав, что в выборке должны быть только вегетарианские блюда. ИИ адаптирует результаты, запомнит этот фильтр и в будущем будет рекомендовать пользователю рецепты без мяса и морепродуктов. 

Чтобы протестировать NLWeb, корпорация Microsoft работала с небольшой группой компаний. Среди первых издателей — Common Sense Media, TripAdvisor и Shopify. The Verge отмечает, что, привлекая новых клиентов, Microsoft надеется, что они будут пользоваться и другими, платными инструментами компании. 

Как ИТ-гиганты встраивают ИИ в поиск

Пока Microsoft делает ставку на масштабную децентрализацию, другие ИТ-гиганты продолжают внедрять собственные ИИ-инструменты в поиск и запускать новые «умные» браузеры, чтобы приумножить количество пользователей и стать «новым Google», поскольку на кону «триллионы долларов», пишет MIT Technology Review. Аналитики говорят, что большие языковые модели меняют интернет-поиск — делают его контекстным, выдают более точные результаты, формируют персонализированную выдачу.

Сейчас происходит самое масштабное с 1990-х годов изменение в том, как поисковые системы предоставляют нам информацию. Больше нет поиска по ключевым словам. Больше нет сортировки ссылок для перехода. Вместо этого мы вступаем в эпоху интерактивного поиска. Это означает, что вместо ключевых слов вы используете реальные вопросы, сформулированные на естественном языке. А вместо ссылок вы все чаще будете получать ответы, написанные с помощью искусственного интеллекта. 

Мэт Хонан
главный редактор MIT Technology Review

OpenAI 

Компания интегрировала алгоритмы интернет-поиска в ChatGPT еще в октябре 2024 года. Теперь чат-бот может искать информацию в реальном времени и предоставлять пользователю список источников, которые использовал во время подготовки ответа. А в феврале 2025-го OpenAI сделала поисковик ChatGPT доступным для всех пользователей. Воспользоваться им можно бесплатно, без регистрации. 

Я подошел к этому вопросу с точки зрения: «Как мы можем сделать так, чтобы чат-бот мог отвечать на все ваши вопросы? Как мы можем сделать его более полезным для вас на ежедневной основе?» И вот тут-то нам и пригодился поиск. В интернете невероятное количество контента. В режиме реального времени происходит множество событий. ChatGPT может использовать это, чтобы улучшить свои ответы и стать для вас лучшим помощником. 

Кевин Вейл
директор по продуктам OpenAI

Еженедельно ChatGPT используют около 250 млн человек. Эксперты говорят, что у OpenAI больше свободы и возможностей для продвижения, чем у конкурентов, среди которых Google и Microsoft. Их бизнес зависит от рекламы, в то время как ChatGPT приносит доход от разработчиков, предприятий и частных лиц, которые используют инструмент напрямую. 

Google

В 2024 году компания запустила функцию AI Overview, которая кратко пересказывает содержимое сайтов в поисковой выдаче. Такие обзоры написаны простым языком, рядом с ответами указаны источники. В своем отчете за первый квартал 2025-го Google сообщила, что сервисом AI Overviews ежемесячно пользуются 1,5 млрд человек. Ars Technica отмечает, что проверить эти цифры невозможно, и обращает внимание на минусы сервиса для веб-издателей — из-за доступного «краткого содержания» пользователи стали реже переходить по ссылкам и просматривать контент на оригинальных страницах. 

Не паникуйте. Даже в эпоху кратких обзоров с использованием искусственного интеллекта люди все равно захотят переходить по ссылкам и углубляться. Основной принцип заключается в том, что люди приходят в поисках информации. Они не всегда обращаются к Google, чтобы просто найти быстрый ответ. Иногда да, но в подавляющем большинстве случаев вы это просто отправная точка.

Сундар Пичаи
главный исполнительный директор Google

В марте 2025 года Google представила AI Mode — режим поиска с помощью ИИ. Это ответ конкурентам, среди которых Perplexity и OpenAI. В начале мая стало известно, что компания в ближайшее время откроет доступ к AI Mode ограниченному числу пользователей из США. Дополнительная кнопка появится в строке вкладок «Все», «Картинки», «Видео» и так далее. В режиме AI Mode пользователь будет получать готовый развернутый ответ на свой запрос, сгенерированный ИИ. Такой поиск больше похож на диалог с нейросетью, а не на изучение списка релевантных ссылок, объяснили в Google. 

Perplexity

Американский ИИ-стартап в 2022 году запустил бесплатную поисковую систему и чат-бота на базе ИИ. Сервис быстро набирает обороты — уже к концу 2023-го им пользовались 53 млн человек. Среди его преимуществ — работа с актуальными данными в бесплатной версии, прямое цитирование источников, полнота и структурированность ответов (даже в случае со сложными темами) и возможности для «глубокого исследования» темы. В феврале команда разработчиков пообещала «переизобрести браузер так же, как переизобрела поиск». Так, в Perplexity анонсировали запуск собственного браузера Comet, который использует возможности ИИ для оптимизации поиска. 

«Яндекс» 

Российский ИТ-гигант запустил «Яндекс Нейро» — поиск на основе ИИ — еще в 2024 году. В ответ на запрос сервис предлагает краткую выжимку из нескольких источников со ссылками и поддерживает диалог с пользователем, который может задавать уточняющие вопросы. В конце апреля 2025-го «Российская газета» сообщила, что за последние полгода популярность поиска с «Нейро» выросла в 1,5 раза. Кроме того, россияне пользуются и другими ИИ-инструментами «Яндекса», встроенными в браузер. Например, функцией краткого пересказа текстов, видео и документов в 2024 году воспользовались более 120 млн раз. 

Фото обложки: Zoonar / Imago / TASS

Копировать ссылкуСкопировано