Каким был Антуан де Сент-Экзюпери
Антуан Мари Жан-Батист Роже де Сент-Экзюпери (полное имя) родился в семье страхового инспектора Жана-Марка Сент-Экзюпери и его супруги Мари Буаэ де Фонколомб. Мать Антуана происходила из старинной французской семьи из Прованса. Род Сент-Экзюпери был еще древнее — по семейному преданию, это имя носил один из рыцарей святого Грааля.
Отец умер, когда Антуану исполнилось 4 года. Семью с пятью детьми взяли под свое покровительство состоятельные бабушки. В особняке и живописных окрестностях Сен-Морис де Реманс прошло детство Тонио. «Верхняя комната» была чудесно обставлена, у каждого ребенка был свой уютный уголок.
Первую сказку Антуан написал в 6 лет. Учась в школе, он создал целую драму в стихах о разбойниках, которые хотели спасти мир и одержали победу.
А еще обожал изобретать. Однажды решил собрать самолет из старого велосипеда, простыней и проволоки. Дело закончилось неизбежным падением и многочисленными ссадинами, когда мальчик скатился с холма.
Экзюпери был склонен к размышлениям и часто задумывался, подолгу глядя куда-то в небо. За это сверстники в шутку называли его «лунатиком», но только за глаза — Тонио мог постоять за себя с кулаками.
Сент-Экзюпери: жизнь между небом и строками
В 12 лет Экзюпери впервые оказался в небе. В воздух на авиационном поле в Амберьё-ан-Бюже его поднял Габриэль Вроблевски — один из первых летчиков Франции.

В 1921 году Антуана призвали в армию и направили во 2-й авиаполк в Страсбурге. И это все изменило. Сначала его определили в ремонтные мастерские, а через год в Касабланке он сдал экзамен на гражданского летчика.
В 1926 году Экзюпери стал пилотом компании «Аэропосталь», доставлявшей почту на северное побережье Африки. Вскоре представил свое первое большое произведение — роман «Южный почтовый». «Прежде чем писать, — говорил Сент-Экзюпери, — нужно жить».
У Антуана де Сент-Экзюпери был большой летный опыт — по некоторым оценкам, 6 тыс. часов. За свою жизнь Экзюпери облетел полмира: возил почту в Порт-Этьен, Дакар, Алжир, работал в филиалах французских авиакомпаний Южной Америки и Сахары, в качестве корреспондента посетил Испанию и СССР.
Пять раз попадал в серьезные авиакатастрофы. В конце 1935 года потерпел крушение в Ливийской пустыне при попытке поставить рекорд на перелете Париж – Сайгон. Летчик и его механик Андре Прево чудом остались живы. На четвертый день обезвоженных французов в пустыне нашел и спас бедуин.
Непостижимо, как мы уцелели. Зажигаю фонарик, разглядываю следы на земле. Уже за 250 метров от того места, где самолет остановился, мы находим искореженные обломки металла и сорванные листы обшивки.
К слову, считается, что прообразом Розы из «Маленького принца» стала его супруга — сальвадорская писательница Консуэлло Сунсин Сандоваль. Пару познакомил общий друг в Буэнос-Айресе в 1930 году.
Никогда не видел, чтобы такое маленькое существо производило столько шума.
В 1943 году писатель вступил в ВВС «Сражающейся Франции». 31 июля 1944 года с аэродрома Борго на острове Корсика вылетел французский разведывательный самолет «Локхид P-38 «Лайтнинг». В задачу полета входило проведение аэрофотосъемки укреплений войск противника в Аннеси-Шамбери-Гренобль. В назначенное время самолет не вернулся...
7 сентября 1998 года рыбацкое судно «Горизонт» неподалеку от Марселя выловило браслет, на котором были выгравированы имена писателя и его супруги, а также их адрес в Нью-Йорке. Спустя еще несколько лет нашли и обломки самолета.
В 2008 году исследователи составили список немецких пилотов, осуществлявших боевые вылеты в тот роковой день. Когда дозвонились до 88-летнего Хорста Риппера и произнесли имя писателя, немец лаконично ответил: «Вы можете не искать дальше. Его сбил я». Мужчина признался, что обожал книги Экзюпери: «Если бы я знал, что это он — я бы не стрелял».
Экзюпери прожил всего 44 года.
Что стоит почитать у Сент-Экзюпери, кроме «Маленького принца»
Не только «Маленький принц»: в день рождения Антуана де Сент-Экзюпери собрали другие произведения автора — каждое со своей философией, наполненное жизнью и элементами его насыщенной биографии.
«Южный почтовый», 1929
Это первый опубликованный роман Сент-Экзюпери, который открыл ему дорогу в литературный мир. Историю двух друзей-летчиков, влюбленных в девушку по имени Женевьева, Сент-Экзюпери писал ночами в африканском аэропорту, а главы читал своей будущей жене Консуэло. Уже здесь прослеживаются любимые направления автора — романтика звезд, любовь к жизни, молчаливые пилоты и одинокий странник в пустыне.
Я не знаю, как это передать: нас разделяли тысячелетия. Человек так далек от жизни другого!
Интересный факт: сюжет основан на реальном опыте писателя — в то время он работал начальником промежуточного аэродрома Кап-Джуби на южной границе Марокко.
«Ночной полет», 1931
Это философско-драматическое произведение о пилотах почтовой авиации в Южной Америке, сталкивающихся с опасностями и личными переживаниями в небе. Главный герой — пилот Фабьен — рискует жизнью, пытаясь пройти через бурю над Кордильерами. Книга повествует о мужестве этих людей, а также о внутренней драме и одиночестве, которое они испытывают.
Под натиском тонких лиан рушатся гигантские храмы.
Интересный факт: прототипом главного героя стал руководитель латиноамериканского отделения авиапочты Марсель, коллега писателя.
«Планета людей», 1939
Это автобиографическое произведение, в котором Сент-Экзюпери делится размышлениями о человечестве, дружбе, ответственности и ценности каждой минуты жизни. Оно построено на реальных эпизодах его летной биографии. Прототипами персонажей в книге послужили реальные знакомые пилота. Кроме того, здесь множество живых описаний природы и рассуждений о войне.
Величие всякого ремесла, быть может, прежде всего в том и состоит, что оно объединяет людей: ибо ничего нет в мире драгоценнее уз, соединяющих человека с человеком.
Интересный факт: книга была написана после аварии в Сахаре в 1935 году. Тогда самолет Сент-Экзюпери потерпел крушение в пустыне, и они вместе с механиком Прево 3 дня провели среди раскаленных песков.
«Военный летчик», 1942
Одна из самых тяжелых и напряженных книг Сент-Экзюпери — история пилота, который отправляется в полет над побежденной родиной автора, пытаясь выжить в схватке со смертью и вернуться с задания, которое заведомо невозможно выполнить. При этом произведение полно веры в людей, которую Сент-Экзюпери сохранял в течение всей жизни, несмотря ни на что, и мысли: человек способен на всё, даже там, где, кажется, уже нет никакой надежды.
Умирают за дом, а не за вещи и стены. Умирают за собор — не за камни. Умирают за народ — не за толпу. Умирают из любви к Человеку, если он краеугольный камень Общности. Умирают только за то, ради чего стоит жить.
Интересный факт: повесть была запрещена в оккупированной Франции и издавалась подпольно. Кроме того, в течение полугода после выхода она оставалась самой продаваемой в США.
«Цитадель», 1948 (опубликовано посмертно)
Философское и самое объемное произведение Сент-Экзюпери, которое он писал многие годы. Сам он говорил, что вряд ли сможет его закончить. Так и вышло. Книгу собрали «по кусочкам» уже после смерти автора, начиная с ранних набросков и заканчивая последними очерками писателя. Книга представляет собой размышления мудрого правителя пустынного царства о законах, традициях, религии и человеческой природе. Многие называют ее проводником к самому себе. Антуан де Сент-Экзюпери также был автором множества публицистических рассказов, очерков и писем.
Смысл жизни похож на новый колодец — он углубляется каждый день.
- «Письмо заложнику», 1943 — трогательное послание другу-еврею, оставшемуся в оккупированной Франции.
- «Письма к матери» — нежные, почти детские письма с фронта, полные любви и тоски.