Редактор раздела «Экономика» «Московских новостей», специализируется на макроэкономике, фондовом рынке и бизнес-тематике

Двойной удар: почему утильсбор поднимут два раза подряд

Следом за резким повышением утильсбора для мощных моделей 1 декабря выяснилось, что на этом история с налогом не закончилась. По новой системе уже через месяц, 1 января, ставку проиндексируют снова. Разбирались, на сколько поднимут налог и как его изменение уже повлияло на авторынок.

Почему утильсбор повысят два раза

Налог на утилизацию авто вырос с 1 декабря, правда для авто мощностью 160 л.с., но зато в сотни раз. Как заявили в Минпромторге, такие машины есть всего у 20% россиян, то есть остальных 80% автолюбителей изменения не коснутся. 

Однако есть и второе повышение утильсбора — запланированная на 1 января индексация. По новой системе, принятой в России в 2024 году, начиная с 1 января 2025 года и до 2030 года ежегодно ставку будут индексировать на 10–20%. С января 2026 года ее планируется повысить на 25%: конкретная сумма зависит от объема двигателя, однако индексация коснется всех моделей, включая те, у которых 1–2 литра.

  • С одной стороны, речь идет исключительно о коммерческих целях: для физлиц, которые ввозят транспортное средство для личного пользования, льготную ставку оставят без изменений (3,4 тыс. рублей за новую модель, 5,2 тыс. рублей — если авто старше 3 лет). Но право на нее останется только у тех, кто приобрел модель с мощностью двигателя до 160 л.с. Кроме того, есть важный момент: в течение года такую иномарку нельзя продать — если автовладелец решится на это, то придется доплатить разницу в утильсборе. 
  • С другой стороны, повышение утильсбора отразится на всех, кто решит приобрести иномарку в России, — дилеры ожидаемо переложат свои траты на покупателей. 

На сколько подорожают авто с 1 января 

Таким образом, сильнее всего подорожают мощные авто с большим двигателем. Если раньше физлица и дилеры платили утильсбор за машину с объемом 3–3,5 литра в размере 2,153 млн рублей, то с 1 января, если учесть двойную индексацию, сумма налога в зависимости от мощности авто может превысить 4 млн рублей. 

Ставка утильсбора после двух индексаций
Источник: сайт Auto.ru

Как продажи авто зависят от повышения утильсбора

При этом эксперты отмечают: график повышения утильсбора напрямую влияет на российский авторынок. Ожидаемо перед тем, как налог планируется увеличить, спрос и продажи растут, а затем оба эти показателя резко падают. Однако сама смена тренда зачастую может быть неожиданной. 

Так, пока в ноябре все ждали ажиотажа перед 1 декабря, когда вступили в силу новые правила расчета налога, авторынок, наоборот, пережил падение — почти на 23% — относительно октября. Всего дилерам удалось продать 127,92 тыс. авто, подсчитали в «Автостате». Эксперты объясняют динамику тем, что последние скидки закончились в октябре, кроме того, многие покупатели испугались, что не успеют привезти авто до того, как цены на них вырастут. 

«Стоимость «утилизации» иномарок уже превышает себестоимость новых автомобилей Lada. Как хорошо, что продукцию АвтоВАЗа государство «утилизирует» за свой счет», — подытожили ситуацию с утильсбором в соцсетях. Таким образом, повышение налога на иномарки выполнит задачу — максимально поддержит российский автопром. 

Копировать ссылкуСкопировано

Популярное