Как ChatGPT влияет на креативность пользователей
Искусственный интеллект способен генерировать больше идей, чем любой человек, но все они ограничены и похожи друг на друга, выяснили ученые из Пенсильванского университета. В ходе эксперимента они предложили участникам исследования провести мозговой штурм — придумать идеи для создания игры с использованием кирпича и вентилятора. Волонтеров разделили на группы: одни работали с помощью ChatGPT, вторые креативили самостоятельно и могли обращаться только к обычному поиску в интернете, а третьим и вовсе запретили пользоваться чем-либо.
В результате 94% идей, предложенных ChatGPT-группой, оказались похожи, причем девять участников независимо друг от друга назвали свои проекты одинаково — «Построй замок с ветерком». Предложения третьей группы были абсолютно уникальными, но больше всего креативных идей набрейнштормили те участники, которые могли пользоваться поиском в интернете.
Если один человек генерирует идеи с помощью ChatGPT, все варианты покажутся ему оригинальными. Но работа в группах демонстрирует обратное. При решении реальных проблем истинная ценность мозгового штурма заключается в разнообразии, а не в том, что множество голосов повторяют одни и те же мысли. Чрезмерная зависимость от генеративного ИИ ограничивает широту взглядов.
авторы исследования
В последнее время появляется все больше исследований о влиянии нейросетей на креативность человека. Например, в 2024 году британские ученые провели эксперимент на творческое письмо: участники исследования должны были придумать короткий рассказ из восьми предложений на одну из тем — приключение в открытом море, приключение в джунглях или приключение на другой планете. Их тоже разделили на группы: первые писали истории без участия ИИ, вторые могли попросить нейросеть предложить одну идею для рассказа, а третьи — пять идей. Независимые эксперты сочли истории, созданные на основе ответов ИИ, более креативными. Но в то же время они заметили, что идеи нейросетей похожи друг на друга либо полностью идентичны.
Отдельные истории оцениваются как более креативные, поэтому люди, желающие улучшить свои тексты, могут обратиться к ИИ. Но если мы все будем это делать, то возрастает риск утраты коллективной новизны. Мы сталкиваемся с социальной дилеммой: с генеративным ИИ писатели выигрывают по отдельности, но в широком смысле нового контента не создается.
Анил Доши и Оливер Хаузер
авторы исследования
Как использовать ИИ без потери креативности
Тем не менее ученые говорят, что ChatGPT можно использовать для мозгового штурма и генерации креативных идей. Но для этого необходимо не просто полагаться на ИИ, а отбирать наиболее креативные и интересные варианты из предложенных машиной, дорабатывать их и выдвигать собственные. Кроме того, можно использовать специальные подсказки и промпты, например сразу просить чат-бота сгенерировать не одну, а несколько идей, и сделать так, чтобы они отличались друг от друга.
Если я просто буду сидеть сложа руки и позволю ChatGPT выполнять всю работу, я не воспользуюсь всеми преимуществами, которые может предложить этот инструмент. Я могу добиться большего — если мы будем взаимодействовать и дополнять друг друга.
Кристиан Тервиш
профессор Уортонской школы бизнеса Пенсильванского университета
Как ИИ влияет на когнитивные способности человека
Первые исследования в этой области показывают, что нейросети, оптимизируя многие процессы и «разгружая» мозг человека от рутинных задач, негативно влияют на его когнитивные способности.
- Сотрудники Массачусетского технологического института (MIT) проводят серию исследований, посвященных влиянию искусственного интеллекта на когнитивные способности человека. Последняя работа показала, что регулярное использование ChatGPT снижает когнитивную активность, особенно у молодых людей. Ученые провели эксперимент: предложили участникам в возрасте от 18 до 39 лет в течение 4 месяцев писать эссе на разные темы. Причем одни могли пользоваться чат-ботом, вторые — только обычным поисковиком, третьи должны были писать работы самостоятельно. Параллельно сотрудники MIT отслеживали активность мозга «испытуемых». Выяснилось, что со временем ChatGPT-группа снижает критический подход к текстам и становится «ленивее» — к концу исследования они просто копировали готовую работу нейросети, никак ее не меняя. У членов этой группы зафиксировали самую низкую когнитивную активность в диапазонах мозга, отвечающих за память, творчество и мышление. Кроме того, более 80% из них не смогли привести ни одной цитаты из своих эссе.
- Эксперты Microsoft Research и Университета Карнеги-Меллона изучили, как использование ИИ в повседневной работе влияет на способность человека мыслить критически. Оказалось, что люди, доверяющие нейросетям, демонстрируют более низкий уровень критического мышления — пользователи не подвергают анализу результаты работы ИИ. Это происходит из-за отсутствия времени и мотивации для таких проверок. Еще одна причина — недостаток опыта для оценки ответов искусственного интеллекта, особенно в сложных профессиональных областях и науках. Так, ученые из Пенсильвании сравнили, как старшеклассники справляются с проверочной работой по математике с помощью ChatGPT и без чат-бота. На 17% хуже с тестом справилась группа, у которой был доступ к ИИ.
- Исследователи также утверждают, что развитие искусственного интеллекта подрывает способность молодых пользователей самостоятельно решать проблемы и справляться с базовыми задачами: они начинают слишком полагаться на нейросети, а это приводит к поверхностным знаниям и низкому уровню экспертизы в будущем. Ученые давно предупреждают о серьезных масштабах воздействия ИИ на систему образования. Об этом говорят многие эксперты, в том числе российские. Так, на ПМЭФ глава Сбербанка Герман Греф заявил, что необходимо перестраивать образовательный процесс с учетом развития технологий.
Проблема в том, как бы нам не разучиться думать и как нам перестроить процесс образования так, чтобы наши дети не разучились считать, писать и решать элементарные задачки. И, честно сказать, мы сильно опаздываем с этим. Уже несколько лет назад было ясно, что надо думать, как [с учетом ИИ] мы будем строить процесс образования в школах. На мой взгляд, сейчас нужно очень быстро начинать действовать.
Герман Греф
глава Сбербанка
Фото обложки: Matheus Bertelli / Pexels