Дональд Трамп анонсировал строительство новых сверхтяжелых кораблей
Президент США Дональд Трамп 22 декабря объявил в своей резиденции Мар-а-Лаго о создании нового класса военных кораблей класса «Трамп». Выступая в окружении госсекретаря Марко Рубио, министра обороны Пита Хегсета и министра военно-морских сил Джона Фелана, он также анонсировал начало программы по строительству «Золотого флота».
Мы строили большие линкоры. Эти [Корабли нового класса. — Прим. ред.] будут больше. Они будут в 100 раз мощнее, и ничего подобного этим кораблям никогда не существовало.
Дональд Трамп
президент США
На логотипе нового класса кораблей будет изображен сам Трамп с поднятым кулаком. Изображение было сделано в момент попытки покушения на президента во время предвыборной кампании в июле 2024 года и стало культовым для его сторонников. Решение назвать класс кораблей в честь действующего президента нарушает традиции ВМС США. Обычно авианосцы называли в честь бывших президентов, а линкоры — в честь штатов. Почти все современные авианосцы носят имена бывших глав государства, включая USS Gerald R. Ford, а будущие корабли этого класса планируется назвать в честь президентов Джона Кеннеди, Билла Клинтона и Джорджа Буша-младшего.

Фото: Naval Sea Systems Command
Согласно заявлению, новые корабли класса «Трамп» будут оснащены «пушками и ракетами высочайшего уровня», гиперзвуковым оружием, электромагнитными рельсовыми пушками и лазерами. Министр ВМС Фелан добавил, что корабли будут нести ядерное оружие — морские крылатые ракеты с ядерными боеголовками.
Первый корабль получит название USS Defiant (рус. «Дерзкий»). Примечательно, что так назвался вымышленный звездолет в сериале «Звездный путь».
Начальный этап программы предусматривает строительство двух кораблей в течение «около двух с половиной лет». Затем планируется увеличить флотилию до 10 судов, а в перспективе — до 20–25 кораблей.
По словам Вашингтона, новые суда станут «самыми смертоносными надводными боевыми кораблями из когда-либо построенных». Вес судов типа «Трамп» составит 30–40 тыс. тонн — это меньше, чем у авианосцев, но значительно больше самых крупных американских эсминцев класса Arleigh Burke водоизмещением 9 тыс. тонн.

Фото: HII
Новые суда будут выполнять роль центрального узла связи и обеспечивать противовоздушную и противоракетную оборону авианосных ударных групп. Трамп подчеркнул, что лично примет участие в проектировании новых кораблей, потому что он «очень эстетичный человек».
Заявление президента прозвучало на фоне эскалации в отношениях с Венесуэлой. Белый дом до последнего не раскрывал тему выступления представителей американской администрации. Все это породило слухи о том, что президент США может объявить о начале военной операции против Каракаса.
В каком состоянии находится американский флот
Масштабные планы Трампа противоречат текущему положению дел в американской судостроительной отрасли. По данным Счетной палаты США (GAO) на март 2025 года, многие программы по строительству военных судов отставали от установленных сроков выполнения на 3 года. Большинство реализованных программ превысили запланированную стоимость.
В итоге на январь 2025 года американский флот насчитывал 296 боевых кораблей, так и не достигнув установленной в 2016 году цели в 355 судов, и оказался еще дальше от цели 2023 года в 381 корабль и 134 больших беспилотных судна. Показателей не удалось добиться, несмотря на удвоение оборонного бюджета на судостроение в последнее десятилетие.
Лаборант Отдела военно-политических исследований ИСКРАН Ирина Сапожникова в качестве примера приводит программу подводных лодок класса Columbia, которые пришли на замену устаревшей предшественнице класса Ohio для модернизации всей американской ядерной триады.
Сапожникова напомнила, что в сентябре 2024 года Счетная палата США уже предупреждала о росте стоимости первой лодки такого класса на сотни миллионов долларов и срыве сроков ее поставки. Как отметил эксперт, по состоянию на конец 2025 года поставка головного корабля отстает на 18 месяцев — он будет выпущен не ранее 2028 года, а выход на патрульную службу ожидается не ранее 2031 года.
Главной причиной кризиса является недостаток производственных мощностей. Почти все крупные американские корабли производятся всего на четырех верфях. Две из них используются для строительства подводных лодок, а две для надводных боевых кораблей. Из-за устаревшей инфраструктуры и дефицита рабочей силы они не справляются с поставленными задачами.
Администрация Дональда Трампа работает над решением проблемы. Принятый в декабре 2025 года военный бюджет США на 2026 финансовый год предполагает выделение $66,5 млрд на судостроение.
В ноябре 2025 года новый начальник военно-морских операций адмирал Дэрил Кодл в ходе первой зарубежной поездки посетил судоверфи в Южной Корее и Японии. Представитель Пентагона изучал возможность использования производственных мощностей американских союзников для наращивания производства американских военных кораблей. Впрочем, по мнению Ирины Сапожниковой, строительство дополнительных верфей на территории США возможно.
В 30-летнем плане кораблестроения предусматривается увеличение объема закупок до пяти подводных лодок в год, в то время как сейчас производство составляет в среднем меньше двух подлодок в год. Исходя из этого, можно предполагать, что строительство новых верфей все же не исключено.
Ирина Сапожникова
лаборант Отдела военно-политических исследований ИСКРАН
Сам Трамп во время выступления пообещал надавить на американских оборонных подрядчиков. Он заявил, что встретится с их представителями на следующей неделе, чтобы обсудить проблему задержек поставок и роста расходов, а также проверить, не тратят ли оборонные корпорации деньги на обогащение владельцев и менеджеров вместо ускорения производства.
Мы не хотим, чтобы руководители получали по $50 млн в год, раздавали щедрые дивиденды акционерам и скупали собственные акции, обогащая владельцев компаний, — в то время как производство F-35 и других самолетов стоит на месте.
Дональд Трамп
президент США
Оборонные подрядчики получают миллиарды долларов от правительства США, но вместо инвестиций в верфи, оборудование и рабочих перекачивают прибыль владельцам — через дивиденды и обратный выкуп акций (когда компания скупает свои акции с рынка, повышая их стоимость для оставшихся владельцев).
По информации Reuters, администрация планирует издать указ, ограничивающий такие выплаты для оборонных компаний, чьи проекты превышают бюджет и срывают сроки поставок.
Зачем строить линкор, если не хватает фрегатов
Несмотря на амбициозные заявления, эксперты выражают серьезные сомнения в реализуемости проекта. Старший научный сотрудник Отдела военно-политических исследований ИСКРАН, кандидат исторических наук Игорь Шкробтак отмечает, что заявленный корабль типа «Трамп» по характеристикам ближе к линейному крейсеру, чем к классическому линкору.
«Подобная платформа могла бы иметь смысл при одном условии — если бы мощности для ее производства уже существовали. Но их нет», — объяснил он и напомнил, что похожие концепции обсуждались в 2000-е годы и частично воплотились в эсминце Zumwalt, который, впрочем, значительно меньше анонсированного Трампом судна.
При этом цена и размер корабля не обязательно обеспечат его эффективность. США использовали линкоры на протяжении Второй мировой войны, но после ее окончания они были признаны устаревшими. Вместо них ставка была сделана на строительство авианосцев и ракет дальнего действия.

Фото: US Navy
Последний действующий линкор USS Missouri был списан в 1992 году. В 1980-х годах ВМС модернизировали четыре линкора класса Iowa, добавив на них крылатые ракеты и современные радары, но к 1990-м все четыре были выведены из эксплуатации. Американские военные мотивировали это уязвимостью крупных кораблей перед ракетами и дронами.
На самом деле у них [ВМС США. — Прим. ред.] не хватает фрегатов, кораблей эскорта, судов ближней и дальней морской зоны. С эсминцами, авианосцами и подводными лодками все в порядке.
Игорь Шкробтак
старший научный сотрудник Отдела военно-политических исследований ИСКРАН, к.и.н.
Эксперт ИСКРАН категоричен по поводу заявленных сроков реализации проекта, так как пока администрация показала лишь рендеры, а не готовый проект, который еще нужно спроектировать и одобрить. Более того, корабль такого класса с заявленным вооружением должен иметь атомную силовую установку. «Никакая другая не выдержит подобной нагрузки».
В лучшем случае, если будут соответствующие условия и появятся 20 млн рабочих во всех отраслях, то на разработку и строительство головного корабля уйдет 5–7 лет с соответствующими затратами порядка, наверное, $10 млрд. <…> И тут возникает вопрос: а зачем вообще такой корабль за такие деньги нужен?
Игорь Шкробтак
старший научный сотрудник Отдела военно-политических исследований ИСКРАН, к.и.н.
Фото обложки: Alex Brandon / AP / TASS