КиберпанкДеталиТехнологии

Автоматизация по-японски: как страна строит экономику на роботах

Роботы в Японии больше не экзотика, а часть повседневности. Страна, где треть населения — пожилые люди, ищет способ удержать экономику без мигрантов и делает ставку на технологии. В торговле и строительстве уже трудятся умные машины, правда пока за ними следят мигранты из Филиппин. Рассказываем, как Страна восходящего солнца справляется с нехваткой кадров и почему другого пути почти нет.

Как Япония постепенно переходит на роботов

За последние годы роботы перестали быть элементом футуристических выставок и вошли в повседневную жизнь — от стройплощадок и сельского хозяйства до ритейла и логистики. Особенно это заметно в Японии, где доля пожилых людей достигла почти трети населения, а нехватка рабочей силы стала главным вызовом для экономики. На этом фоне компании все чаще обращаются к робототехнике, интегрируя ее в различные отрасли.

Как Япония постепенно переходит на роботов
Фото: Cover Images / Keystone Press Agency / Global Look Press

По данным Всемирной организации интеллектуальной собственности (WIPO) при ООН, в 2022 году Япония занимала второе место в мире по числу промышленных роботов, уступая только Китаю. При этом страна пока отстает от Германии, США и Китая по уровню интеграции искусственного интеллекта в производственные процессы. Однако японские компании активно развивают робототехнические проекты и сотрудничают с зарубежными партнерами.

Одним из таким примеров является токийский стартап Telexistence, разработавший роботов с искусственным интеллектом на платформах Nvidia и Microsoft. Они отслеживают, каких товаров не хватает на полках, и пополняют запасы. Первые машины начали работать в 2022 году в небольших магазинах у дома, а сегодня установлены уже более чем в 300 торговых точках сетей FamilyMart и Lawson в Токио. В ближайшее время компания планирует внедрение своих роботов в крупную азиатскую сеть магазинов 7-Eleven.

Эти машины пока не полностью автономны — за их действиями следят сотрудники филиппинского стартапа Astro Robotics, которых называют «пилотами». Каждый оператор управляет примерно 50 роботами и подключается, если устройство ошибается, например роняет бутылку, которую не может поднять самостоятельно. В таких случаях «пилот» надевает очки виртуальной реальности и с помощью джойстика вручную корректирует движение машины.

Подобные решения применяются и в транспортных проектах, где специалисты дистанционно контролируют автономные автомобили. Стоимость труда таких операторов значительно ниже, чем в Японии: их месячная зарплата составляет от $250 до $315. В течение смены «пилот» тратит около половины рабочего времени на корректировку действий роботов, остальное — на сбор данных для обучения систем искусственного интеллекта.

Главная цель разработчиков — добиться полной автономности машин и минимизировать участие человека. Однако, как отмечает профессор Мичиганского университета Лайонел Роберт, полностью заменить человека в работе пока невозможно, даже при стремительном развитии технологий.

Как развивается рынок роботов и ИИ-агентов

Рынок промышленной робототехники активно набирает обороты: по версии 360iResearch, с 2024 по 2032 год его объем вырастет с $20,63 млрд до $55,4 млрд. Однако еще быстрее развивается направление ИИ-агентов — по данным MarkNtel Advisors, этот сегмент может увеличиться почти в 8 раз и достичь $43 млрд.

Какие факторы вынуждают Японию внедрять ИИ

Одной из главных причин активного внедрения роботов в Японии считается затяжной демографический кризис. Страна вынуждена полагаться на робототехнику из-за нехватки рабочей силы, связанной со старением населения и снижением рождаемости. 

Последние 10 лет население страны сокращается ускоренными темпами. В 2024 году количество новорожденных в Японии впервые опустилось ниже 700 тыс., тогда как число смертей превысило 1,6 млн. Коэффициент рождаемости упал ниже уровня простого воспроизводства еще в 1974 году и с тех пор продолжает снижаться.

Для сглаживания дефицита кадров правительство стимулировало участие женщин и пожилых граждан в экономике. Рост зарплат и сокращение среднего числа рабочих часов помогли временно поддержать рынок труда. Однако, как отметил основатель хедж-фонда Caygan Capital Нарухиса Накагава, уже с 2024 года этих мер будет недостаточно. По оценкам Recruit Works Institute (RWI), к 2040 году дефицит рабочей силы может достичь 11 млн человек, а доля жителей старше 65 лет выйдет на пик в 2042 году.

Какие факторы вынуждают Японию внедрять ИИ
Фото: Franck Robichon / EPA / TASS

При этом власти не делают ставку на массовое привлечение мигрантов. Несмотря на постепенный рост числа иностранцев, в 2023 году они составляли лишь 2,5% населения — в разы меньше, чем в других развитых странах. Вместо привлечения мигрантов Япония инвестирует в технологии. Такой подход позволяет частично компенсировать нехватку персонала за счет роботизации и искусственного интеллекта.

В каких сферах Япония внедряет роботов и какие проекты уже работают

Технологии в Японии охватывают все больше сфер, где не хватает рабочих рук. Роботы уже давно вышли за пределы магазинов — теперь они трудятся на стройках, заводах, фермах и даже в отелях. Машины постепенно становятся не просто помощниками, а полноценной частью производственного цикла.

Одной из первых отраслей, столкнувшихся с нехваткой кадров, стало строительство. За последние три десятилетия число работников здесь сократилось почти на треть, а более трети оставшихся — старше 55 лет. Попытки привлечь женщин и молодежь с помощью повышения зарплат и улучшения условий труда заметных результатов не дали. Поэтому компании начали активно инвестировать в автоматизацию. Так, американский стартап Toggle, получивший финансирование от японских инвесторов, разрабатывает промышленных роботов, которые выполняют трудоемкие операции по сборке арматуры.

В каких сферах Япония внедряет роботов и какие проекты уже работают
Фото обложки: Toggle Robotics

Проблемы с трудовыми ресурсами наблюдаются и в транспортной отрасли. Из-за новых трудовых правил, ограничивающих переработку, остро ощущается дефицит водителей грузовиков. В ответ крупные корпорации, включая Toyota и Rakuten, начали внедрять автономные транспортные системы. На заводе Toyota в префектуре Аити уже работает парк логистических роботов, которые перемещают автомобили между цехами без участия водителей.

Сельское хозяйство также испытывает давление демографического кризиса. Исполнительный директор и основатель Tmsuk Йоити Такамото заявил, что стране остается полагаться на «рабочую силу роботов». В префектуре Миядзаки его компания представила солнечного робота-утку Raicho 1, который выполняет прополку сорняков. За один сезон использование машины позволило сократить трудозатраты на 95%, снизив урожайность лишь на 20%.

Роботизация коснулась и сферы розничной торговли. Дефицит кадров вынудил многие круглосуточные магазины сократить часы работы: с 2019 года доля точек, открытых 24 часа, упала с 92% до 87%. В ответ на это сеть Lawson начала тестировать цифровые аватары — дистанционно управляемых работников, способных обслуживать клиентов ночью или в отдаленных районах. Один оператор может контролировать сразу несколько таких «сотрудников». 

Что нужно знать о роботизации в Японии

Почему Япония активно внедряет роботов и ИИ?

Главная причина — демографический кризис. Старение населения, низкий уровень рождаемости и сокращение числа работников заставляют страны полагаться на робототехнику в производстве, логистике и сельском хозяйстве.

Какие прогнозы по дефициту рабочей силы в Японии?

К 2040 году нехватка работников может достигнуть 11 млн человек, а доля населения старше 65 лет выйдет на пик в 2042 году. Привлечение иммигрантов ограничено, поэтому страна будет инвестировать в роботизацию и ИИ для компенсации дефицита.

В каких сферах Япония уже использует роботов?

Роботы работают на стройках и заводах. В сельском хозяйстве компании применяют робота-утку для прополки сорняков, а в магазинах и ритейле трудятся ИИ-ассистенты, пополняющие полки и обслуживающие клиентов под дистанционным контролем операторов.


Фото обложки: Toggle Robotics

Копировать ссылкуСкопировано