КапиталДеталиТехнологии

Apple сдает позиции: почему глобальные продажи iPhone падают и какие смартфоны в 2024 году выбирают россияне

В январе–марте 2024 года продажи смартфонов Apple в мире упали почти на 10%: это рекордный показатель со времен пандемии COVID-19. Американская компания поставила на рынок 50,1 млн iPhone и уступила Samsung первое место в рейтинге крупнейших производителей смартфонов.

Apple: вторая строчка в рейтинге производителей смартфонов

По итогам первого квартала 2024 года Apple опустилась на вторую строчку в рейтинге крупнейших производителей смартфонов, уступив Samsung первое место. Согласно отчету исследовательской компании International Data Corporation (IDC), в январе–марте продажи телефонов Apple сократились на 9,6% год к году — это самое серьезное падение со времен пандемии COVID-19: за этот период компания продала 50,1 млн iPhone, а ее доля на рынке составила 17,3%. 

Продажи южнокорейской Samsung составили 60,1 млн устройств, на компанию приходится 20,8% рынка смартфонов. Аналитики связывают лидерство Samsung с высоким спросом на новый Galaxy S24, представленный в конце января: к началу марта компания продала 6,53 млн устройств из этой серии, они превзошли по популярности линейку Galaxy S23. 

На третьем месте по итогам первого квартала оказалась китайская корпорация Xiaomi, поставившая 40,8 млн смартфонов (14,1% рынка). В первую пятерку также вошли также китайские Transsion (28,5 млн смартфонов, 9,9%) и Oppo (25,2 млн, 8,7%). Продажи Transsion выросли на 85%, Oppo — на 33,8%.

В целом за первые 3 месяца 2024-го продажи смартфонов в мире увеличились на 7,8% — до 289,4 млн. 

Почему продажи Apple падают 

Аналитики IDC отмечают, что показатели Apple ухудшились из-за серьезного падения продаж в Китае — третьем по величине рынке для компании (после США и Европы). В частности, по данным Jefferies, в первую неделю 2024-го спрос на iPhone в КНР упал на 30% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. Apple даже ввела систему скидок: цены на новый iPhone 15 временно снизили на 500 юаней ($70), позиционируя эту акцию как «распродажу в честь китайского Нового года»

Однако в начале марта аналитики компании Counterpoint Research зафиксировали падение продаж iPhone в КНР на 24% год к году. Это связано в том числе с тем, что в сентябре 2023-го китайским чиновникам запретили пользоваться техникой Apple на работе, а в декабре этот запрет распространили и на сотрудников госкомпаний в восьми провинциях КНР. Это решение Пекин объяснил стремлением повысить уровень национальной кибербезопасности и сократить зависимость от иностранных технологий. 

По данным на лето 2023-го, на долю Китая приходилось около 19% совокупной выручки Apple. Но техногигант стремительно теряет «критически важный рынок», пишет Reuters. Так, по продажам смартфонов в Китае лидирует местный производитель Vivo (17,6% продаж), на втором месте — Huawei (16,5%), которой за 6 месяцев 2024-го удалось нарастить продажи на 64% благодаря запуску Mate 60 Pro. В топ-3 также входит Honor (16,3%). Рыночная доля Apple составляет лишь 15,7% — против 19% годом ранее.

Кроме того, еще во второй половине 2023 года крупнейшие сборщики техники Apple (например, Foxconn и Pegatron) начали переносить свои производства за пределы Китая — на фоне усиливающейся напряженности в отношениях Пекина и Вашингтона. В частности, сборку устройств переносят во Вьетнам и Индию. 15 апреля 2024-го во Вьетнам приехал главный исполнительный директор Apple Тим Кук. СМИ пишут, что цель его визита — обсуждение с местными подрядчиками расширения локального производства техники Apple. Эксперты отмечают, что перенос заводов приводит к росту издержек из-за нарушения логистики и к увеличению цен на продукцию Apple. 

Android или iOS: что выбирают россияне 

По подсчетам МТС, за первый квартал 2024 года россияне купили 7,4 млн смартфонов (+15% год к году) на общую сумму 186 млрд рублей (+34%). В топ-5 брендов по популярности у покупателей входят Xiaomi (29%), Tecno (17%), Infinix (12,5%), Samsung (10,5%) и Apple (9,5%). Доля китайских смартфонов на рынке в России достигла 80% в штучном выражении. 

Стоимость iPhone за 2023 год в России выросла на 37%, при этом выручка американской корпорации в стране по итогам прошедшего года снизилась в 23 раза: если в 2022-м российская «дочка» Apple заработала более 85 млрд рублей, то в 2023-м этот показатель составил 3,6 млрд рублей. Ритейлеры объясняют, что из-за роста цен на технику Apple потребители переключились на более доступные китайские смартфоны, многие из которых по качеству не уступают iPhone. Среди самых преданных бренду Apple россиян вырос спрос на подержанные и уцененные смартфоны: в салонах оператора по итогам 2023 года продажи в этом сегменте выросли в 2 раза, а самыми популярными устройствами стали iPhone 11 и iPhone 12. 

Фото обложки: Andy Rain / EPA / TASS