КиберпанкДеталиТехнологии

«Алиса AI» покоряет магазины приложений. Что умеет новая нейросеть от «Яндекса» и в чем она уступает ChatGPT

«Алиса AI» четвертый день держится в топах бесплатных приложений в российских Google Play и AppStore. Новую версию нейросети в «Яндексе» называют «лучшим ИИ-продуктом в России» для решения базовых задач пользователей. А вот те, кто уже успел протестировать сервис, во мнениях расходятся: одни считают «Алису» «классной», а другие все еще отдают предпочтение зарубежным сервисам.

Нейросеть «Алиса AI»: что в ней нового

Приложение «Алиса AI» третий день подряд возглавляет топ бесплатных сервисов в российском Google Play и входит в топ-3 в той же категории в AppStore. Это замена «Чата с Алисой» — предыдущего ИИ-флагмана «Яндекса», который работал на базе большой языковой модели YandexGPT. Новую версию нейросети представили 28 октября. В компании ее называют «лучшим ИИ-продуктом в России для решения пользовательских задач». 

Главное обновление — нейросеть теперь общается не только текстом: на запросы пользователей она развернуто отвечает с картинками, видео и ссылками. В «Яндексе» утверждают, что машина способна решать «сложные задачи», учитывая множество условий и контекст. Причем понять задачу она может даже по фото рукописного текста или таблице. Кроме того, «Алиса AI» полезнее своих предшественников в помощи по школьным предметам — русскому и английскому языкам, литературе, истории и математике. Она может проверить пунктуацию и орфографию или решить систему уравнений. 

Работа нейросети «Алиса AI»
Работа нейросети «Алиса AI»
Фото: «Яндекс»

Эффективность «Алисы AI» проверили на «тысячах практических задач»: согласно тестам разработчиков, она лучше всех доступных в России нейросетей отвечает на вопросы в категориях «Образование» (на 18,5% точнее конкурентов), «Рабочие задачи» (на 12,8%), «Саморазвитие и советы» (на 12,3%) и «Бытовые задачи и инструкции» (на 8,5%). Но эксперты отмечают: о лидерстве на российском рынке говорить пока рано. Стоит дождаться «испытания» реальными пользователями и релиза других ИИ-функций, анонсированных «Яндексом». 

Какие еще функции появятся у «Алисы AI»

Руководитель направления «Алисы» и «умных» устройств «Яндекса» Валерий Стромов в интервью РБК рассказал, что обновления будут «постепенно раскатывать на пользователей». В частности, анонсировали ИИ-агентов — помощников, которые будут выполнять рутинные задачи:

  • структурировать дела — распределять их по спискам и создавать напоминания на день; 
  • бронировать столик в ресторане или слот в салоне красоты; 
  • искать в интернете товары и услуги по выгодным ценам, со скидками; 
  • проводить объемные исследования, например при планировании ремонта, аналитике рынка или разборе личных финансов.

Конкретной даты релиза ИИ-агентов для «Алисы AI» пока нет — на сайте уточняется, что они появятся «скоро». Зато пользователям предлагают записаться в лист ожидания, чтобы не пропустить обновление. 

Также в «Яндексе» анонсировали носимые ИИ-устройства для работы с «Алисой AI». В пример на презентации привели наушники — они будут фиксировать голосовые запросы и передавать задачи нейросети. Пользователю при этом не нужно будет доставать смартфон. Первые устройства поступят в продажу в 2026 году.

Анонс наушников от «Яндекса»
Анонс наушников от «Яндекса»
Фото: «Яндекс»

На данный момент «Алиса AI» — стратегическое направление для «Яндекса» в области ИИ, говорят в компании. Валерий Стромов отмечает, что искусственный интеллект стал «с отрывом крупнейшей инвестицией», но конкретных цифр не раскрывает. По итогам 2024 года выручка направления «Яндекса», связанного с «умными» устройствами и «Алисой», составила 46 млрд рублей.

Мы видим глобальных конкурентов. Это китайские, американские нейросети, часть из которых практически недоступны [российскому пользователю] — они закрыты либо имеют достаточно дорогостоящую подписку. «Яндекс» видит зарождение нового рынка и сильных конкурентов, которых надо победить. Думаю, что текущая скорость роста нейросети «Алиса AI» такая, что в ближайшее время мы будем далеко впереди конкурентов. 

Валерий Стромов
руководитель направления «Алисы» и «умных» устройств «Яндекса»

Что пользователи и эксперты говорят про «Алису AI»

Эксперты пока не делают громких заявлений, но соглашаются с тем, что новая «Алиса AI» — удобный инструмент для пользователей экосистемы «Яндекса», которые получат доступ ко множеству функций: нейросеть уже доступна в приложении, на отдельном сайте, в «Поиске Яндекса», а скоро ее обещают интегрировать в «Яндекс Go». Еще во время выхода первых версий ИИ зарубежные обозреватели отмечали, что преимущество компании — в доступе к русскоязычным пользователям: «Алиса» хорошо распознает сложный русский язык и поддерживает диалог. 

Сами пользователи в обновленной «Алисе AI» чаще всего хвалят функцию «оживления» фото: чтобы получить короткое видео, необходимо загрузить изображение и придумать сюжет, по которому оно будет меняться. Этот инструмент пока доступен только в приложении. В отзывах AppStore и Google Play ИИ-сервис «Яндекса» называют «классным» и ждут, что через пару лет нейросеть «утрет нос всем конкурентам». Но и без критики не обошлось. 

Сложные последовательные задачи и долгие разговоры в чате на одну тему не вытягивает. Теряется и начинает что-то на другую тему говорить. Увы, пока что предпочту ChatGPT.

Просто бездушная. По сравнению с Sonnet 4.5 вам, ребята, предстоит очень-очень большой путь. Пока ответы максимально бесполезны. Куча текста, не реагирует на замечания, будто робот. Но, надеюсь, все получится. 

Уровень познаний пока низкий. Пока не знаю даже, как искусственный интеллект победит человечество. 

Что нового у зарубежных ИИ-сервисов

По прогнозам аналитической компании Gartner, к 2026 году число запросов через поисковики во всем мире снизится на 25% — их заменят чат-боты и ИИ-ассистенты. Крупнейшие технологические компании стремятся занять эту нишу, инвестируя сотни миллиардов долларов в создание дата-центров и разработку собственных браузеров. 

Интерфейс Atlas
Интерфейс браузера Atlas
Фото: OpenAI

Так, 21 октября OpenAI запустила Atlas — ИИ-браузер на базе ChatGPT. Пока он доступен только пользователям MacOS, в ближайшее время разработчики обещают версии для Windows, iOS и Android. Помимо поиска, у Atlas есть режим ИИ-агента (работает только у платных подписчиков): помощник берет на себя выполнение сложных задач, например в отдельной вкладке самостоятельно заказывает продукты в онлайн-магазине, назначает встречи или проводит исследование. При переходе в браузер пользователю предлагают импортировать закладки, сохраненные пароли и историю — после этого человек может управлять памятью Atlas. 

Те, кто уже успел протестировать новинку от OpenAI, говорят: Atlas отлично справляется с выдачей ответов, сгенерированных ChatGPT, но все еще плох в своей главной задаче — быть поисковой системой. Машина выдает сайты, не подходящие под запрос, и забывает про первоисточники. А ИИ-агента критикуют за чересчур медленную работу: например, три товара в корзину помощник добавляет на протяжении 10 минут. 

The Verge пишет, что Atlas пока не дотягивает до конкурентов — чат-бота Gemini, интегрированного в Chrome, а также Comet от Perplexity. К слову, Comet — первый браузер, полностью основанный на ИИ и доступный для скачивания бесплатно. Его выпустили в июле, и пользователи считают, что Perplexity удалось интегрировать искусственный интеллект в процесс интернет-поиска: машина самостоятельно организует вкладки, составляет письма, совершает покупки и отвечает на уточняющие вопросы прямо в адресной строке. 

Фото обложки: «Яндекс» / Freepik Mockup

Копировать ссылкуСкопировано