Киберпанк

Великое переселение

После блокировки для граждан России нескольких зарубежных социальных сетей тысячи блогеров и владельцев бизнес-аккаунтов лишились привычных способов коммуникации со своей аудиторией и источников дохода. Теперь многим приходится ориентироваться на ходу и осваивать новые или же давно забытые площадки. Вот только будут ли они отвечать их запросам и помогут ли зарабатывать — предстоит выяснить. «Московские новости» узнали, куда перетекают российские блогеры и какие возможности для них открывают различные соцсети и мессенджеры.

Telegram

У мессенджера Telegram очень интересная судьба. 16 апреля 2018 года яркий проект Павла Дурова тоже был заблокирован Роскомнадзором, ограничения были сняты только через 2 года. Теперь же Telegram — один из главных претендентов для дальнейшего развития у наших авторов. 

Если 10 марта количество новых российских подписчиков составляло 35,7 млн, то уже на следующий день — 40,9 млн, а 14 марта — 47,3 млн человек, сообщил РБК со ссылкой на исследование Mediascope. 

Наиболее массовая миграция в мессенджер, которую в Сети назвали «великим переселением», наблюдалась из Instagram. Многие певцы, актеры, инфлюенсеры спешно заводили или реанимировали аккаунты в Telegram, но далеко не все подписчики последовали их примеру. Средняя конверсия, по приблизительным подсчетам, составляет около 3%. 

Инфографика: «Московские новости»

Некоторые звезды отечественного блогинга до сих пор присматриваются и изучают, как взаимодействовать с аудиторией. Своими впечатлениями поделилась телеведущая Ксения Бородина: «Пока до конца не поняла, как работает платформа. Но уже начала делиться каким-то своим контентом. Смотрю, что зайдет. Как я уже не раз говорила: фотолуки тут не сильно нравятся людям, надо пробовать что-то еще».

Анатолий Макаров, маркетолог 

«Почему платформа пользуется такой популярностью? Во-первых, она удобна и проста в использовании, во-вторых, есть возможность зарабатывать на рекламных постах. В Telegram хорошо работает бартерная основа: лидеры мнений могут рекламировать друг друга, существенно увеличивая аудиторию из живых подписчиков, а не ботов. Здесь борьба идет не за количество пользователей, а за само качество аудитории. 

Один из главных минусов, с которым столкнутся блогеры, — это визуал. В Telegram люди будут больше читать тексты, а не смотреть на картинку. Кроме того, здесь большой поток информации, за которым пользователю тяжело уследить».

Как монетизировать

По словам аналитиков и маркетологов, Telegram хоть и не похож на многие площадки, но в плане монетизации со временем может стать если не таким же эффективным, то максимально приблизиться к этому. Сейчас пользователям доступны такие способы:

  • сбор донатов с подписчиков с помощью бота @donate;
  • платная подписка на канал;
  • размещение рекламы на канале или продвижение собственных инфопродуктов и услуг; 
  • раскрутка канала для продажи. 

«ВКонтакте»

Фото: Гавриил Григоров / ТАСС

В давние времена россияне, которые еще не знали, что в будущем будут вовлечены в сеть западных интернет-платформ, регистрировались в единственной на тот момент социальной сети. Это было первое детище того же Павла Дурова — проект «ВКонтакте», который теперь входит в целую экосистему VK. 

Соцсетью ежедневно пользуются более 50 млн человек, а ежемесячная аудитория превысила 100 млн пользователей. Еще один рекорд недавно продемонстрировали «Клипы «ВКонтакте» — свыше 1 млрд просмотров в сутки.

Сегодня многие называют именно «ВКонтакте» наиболее перспективной российской соцсетью, у которой есть внушительные финансовые возможности для дальнейшего развития. 

Анатолий Макаров, маркетолог 

«Хотите — запускайте платную рекламу, не хотите — используйте ряд фри-инструментов для ведения бизнеса. Тут все по желанию самого пользователя. Это, конечно, подкупает. Ряд моих клиентов из Instagram и TikTok перешли именно сюда. Если хотите знать мое мнение, в данный момент именно за «ВКонтакте» — будущее, хотя еще несколько лет назад я бы сам рассмеялся над своим же прогнозом».

Из плюсов: обилие форматов и инструментов для продвижения. Площадка стала по-настоящему заманчивой для тех блогеров, которые привыкли к большим форматам видео. По оценке Brand Analytics, большинство топовых YouTube-блогеров приглашали свою аудиторию во «ВКонтакте». Молодых звезд интернет-пространства, привыкших к TikTok, здесь подкупают вертикальные видеоролики — «Клипы», где пользователь может использовать маски, накладывать веселые звуки и музыку. 

Из минусов: обилие информации и рекламы в ленте, политика конфиденциальности. Некоторые пользователи отмечают, что в социальной сети годами не менялся интерфейс, и воспринимают ее как устаревшую.

Как монетизировать

  • «ВКонтакте» предоставляет различные формы заработка: монетизация видео, партнерская программа, VK Donat, гранты VK Talents, монетизация в VK Mini Apps и другие. Источником дохода могут стать размещение рекламных постов и ссылок, рекомендации, продажа тематических сувениров и многие другие способы. 
  • Кроме того, социальная сеть запустила программу поддержки блогеров и планирует выплатить создателям контента до 600 млн рублей. Авторы будут получать 100% дохода за показы рекламы. Правда, акция временная — до 10 апреля. Обязательное условие для получение такой помощи — хороший контент и наличие нескольких тысяч человек в сообществе. 

«Яндекс.Дзен»

Фото: Евгений Разумный / Ведомости / ТАСС

Продолжить вести свой бизнес блогеры могут и с помощью «Яндекс.Дзен», который в ближайшее время может войти в семейство VK. По душе он придется всем тем, кто любит много и хорошо писать.

Дневная аудитория «Яндекс.Дзена» за февраль составила более 20 млн человек, а количество посетителей за месяц — более 52 млн. 

Из плюсов: «Яндекс.Дзен» в равной степени приспособлен для ведения блогов, рекламных страниц и влогов. Помимо создания объемных текстов, на платформе также можно делиться видеоработами больших форматов и снимать короткие вертикальные ролики. Кроме того, здесь можно выстроить более глубокую коммуникацию с аудиторией, подробнее рассказать о преимуществах продукта.

Из минусов: с начала марта «Яндекс.Дзен» временно отключил ленту рекомендаций, которая давала органический приток трафика, теперь же аудитория видит только те каналы, на которые подписана. Кроме того, платформа ограничила доступ для зарубежных пользователей. Некоторые авторы отмечают довольно жесткую модерацию контента.

Как монетизировать

  • В «Яндекс.Дзене» есть несколько способов заработка — для физических и юридических лиц, самозанятых, индивидуальных предпринимателей. Можно зарабатывать на нативной рекламе, получая доход от прямого сотрудничества с рекламодателем, или подключить монетизацию и получать вознаграждение за количество подписчиков, а также участвовать в программах по развитию новых форматов.
  • Кроме того, платформа запускает программу поддержки авторов и выделяет 5 млрд показов для продвижения каналов на платформе. Для этого авторам нужно подать заявку, подключить свой канал к монетизации и создавать оригинальный контент (не меньше 20 публикаций). Пост должен набрать не меньше 10 тыс. просмотров, а максимальная сумма выплаты составит 6 тыс. рублей. 

Rutube

Фото: Freepik; Rutube

Еще одно знакомое название из прошлого. Что-то слышали, но весьма отдаленно, скажете вы. А зря. В самом названии сервиса таится ключ к разгадке, для чего он нужен. Так, в качестве возможной альтернативы YouTube мы получили обновленную версию Rutube. 

В период с 28 февраля по 6 марта число новых регистраций на Rutube возросло в 5,5 раза, а количество загруженного контента — в 2,8. С 7 по 13 марта эти показатели выросли в 5 и 4,7 раза соответственно. Абсолютные цифры неизвестны, но к концу 2021 года в пресс-службе сообщали о 14,2 млн пользователей.

Из плюсов: здесь можно вести канал, загружать ролики и фильмы до 5 часов, проводить трансляции. Все каналы разделены по тематикам, что значительно упрощает поиск для аудитории. После того как Rutube приобрел холдинг «Газпром-Медиа», здесь началась масштабная модернизация: доработали дизайн и функции платформы, убрали навязчивые рекламные заставки в видеороликах, подключили монетизацию.

Из минусов: недостатки обнажаются при попытке сравнения с YouTube: несовершенный интерфейс, отсутствие алгоритма рекомендаций, неразвитая система обратной связи с подписчиками (нельзя оставлять лайки, при этом недавно появилась возможность комментировать). Некоторые пользователи жаловались на затянутую модерацию видео, что, скорее всего, было связано с большим наплывом пользователей. Теперь же для верифицированных пользователей появилась функция мгновенной публикации. 

Как монетизировать: Rutube уже запустил программу поддержки для блогеров, которая позволит им получать 100% доходов от просмотра рекламы до 10 апреля. А после этого доходы придется делить с компанией 50 на 50. Деньги начнут начисляться сразу, но доступ к ним откроется после 5 тыс. просмотров. Начать вывод средств можно с 3 тыс. рублей, для этого надо подать заявку на монетизацию в личном кабинете.

Yappy

Фото: Yappy

После блокировки публикации контента в TikTok для российских пользователей некоторые переместились в Yappy. Это своего рода аналог всемирно известного китайского приложения от «Газпром-Медиа», но со своими особенностями. 

К 1 марта ежемесячная аудитория Yappy превысила 1,4 млн пользователей.

Из плюсов: в приложении можно снимать вертикальные видео до 60 секунд, редактировать их, применять фильтры и спецэффекты. Новинка платформы — возможность создавать «коллабы» — совместные ролики, а также снимать продолжения к уже существующим видео. Подписчики могут оставлять лайки, комментировать материалы, формировать ленту подписок по интересам.

Из минусов: так как Yappy довольно молодое приложение (запуск состоялся в ноябре 2021 года), здесь еще есть недоработки и довольно сложно собрать большое количество просмотров. Кроме того, пока нет рекламы и монетизации, но уже скоро разработчики обещают ввести и эти функции. 

ЯRUS и TenChat

Еще две площадки, которые начинают привлекать внимание российской интернет-аудитории, — ЯRUS и TenChat. А объединяет их то, что они существуют исключительно в виде мобильных приложений. И обе уже сумели попасть в десятку самых скачиваемых соцсетей для системы iOS в России. 

Tenchat — деловая соцсеть, созданная для бизнес-знакомств и нетворкинга (своеобразный аналог LinkedIn, вдохновленный дизайном WeChat). Здесь нет развлекательного контента, основная цель — наработка профессиональных контактов.

Фото: Freepik; TenChat

Из плюсов: легко находить новые контакты по схожим интересам и целям (поиск подрядчиков, исполнителей). Есть автоматический поиск тендеров, лотов с торгов по банкротству, а также возможность проверки контрагентов.

Из минусов: узконаправленность, сложность в привлечении аудитории на новую площадку, отсутствие web-версии (не все готовы писать длинный текст с телефона) и монетизации. 

ЯRUS — социальная сеть, которая объединяет на одной площадке новости СМИ, видео, блоги, мероприятия и пользовательские чаты.

Фото: Freepik; ЯRUS

Из плюсов: многофункциональность, персонализированная лента новостей, возможность получать донаты от своих подписчиков, отсутствие навязчивой рекламы.

Из минусов: нет возможности зарабатывать на рекламе, отсутствие web-версии, сложно привлекать аудиторию на новую площадку. 

А что еще

Иногда помощь отечественным блогерам и тем, кто зарабатывает в интернете, приходит и со сторонних площадок. Например, Delivery Club запустил программу поддержки кондитеров, которые выкладывали свои торты и кексы в Instagram. Теперь кулинары, для которых эта социальная сеть была чуть ли не единственным каналом продаж, смогут до конца года бесплатно получать заказы на популярном сервисе доставки еды. 

Для участия в программе нужно зарегистрироваться в системе до 15 апреля, указав в комментарии «программа поддержки», и добавить ссылку на свою социальную сеть. 

Масштабный проект в поддержку блогеров запускает и сеть кинотеатров «КАРО» — их видеоролики будут показывать на большом экране. Первым резидентом нового формата станет YouTube-канал «Чикен Карри».

Конечно, это далеко не полный список доступных в России приложений. Но даже при беглой оценке можно понять, что вариантов для «переезда» у наших блогеров не так уж мало, остается лишь выбрать в зависимости от своих интересов или целей бизнеса. При этом для многих все еще остро стоит вопрос, куда именно направить свое внимание.

Мария Снегова — медиаконсультант, техноблогер, автор Telegram-канала «Дежурный smmщик»

«На мой взгляд, лучше всего сейчас сосредоточиться на двух платформах — «ВКонтакте» и Telegram. Конечно, они несовершенны, и им пока не хватает некоторых функций от запрещенных соцсетей, однако, полагаю, запрет подстегнет их активнее внедрять новые инструменты. Распыляться на каждую новую платформу и дублировать один и тот же контент на десятках площадок явно не стоит — лучше делать меньше, но брать качеством и уникальностью.

Если вы собираетесь развивать личный бренд и ищете новые знакомства, то для этого может подойти Tenchat. В целом, независимо от того, заблокированы какие-либо соцсети или нет, всегда следует учитывать, какими платформами предпочитает пользоваться ваша целевая аудитория. Например, насколько мне известно, в регионах долгое время важным каналом коммуникаций был Viber — на этой площадке много крупных каналов».