Колумнист

Мир неудобных вещей: почему нас окружает непрактичный дизайн

Колумнистка «Московских новостей» Диана Абрамова посмотрела по сторонам, удивилась огромному количеству окружающих нас неудобных вещей — и вместе с промышленным и предметным дизайнером Игорем Дыдыкиным разобралась, что такое плохой дизайн, почему мы покупаем штуки, которыми затруднительно пользоваться, и что с этим делать.

Игорь Дадыкин. Фото из личных архивов

Игорь Дыдыкин — промышленный и предметный дизайнер, аспирант РГУ им. Косыгина, заведующий FutureLab Сибирского центра дизайна, сокуратор программы Промышленный дизайн в БВШД. Обладатель наград iF Design Awards, A'Design Award, European Product Design Award, International Design Awards.

Что может быть практичнее и одновременно неудобнее самолета? Коленки упираются во впереди стоящее кресло. Откидной столик подходит только под стаканчик с водой и ловлю части крошек от сэндвича. Тележки с едой блокируют проход со всех сторон, а в крохотной кабинке уборной не так-то просто даже развернуться.

Даже вещи, которыми мы пользуемся регулярно, вроде кружек для кофе, во многих кафе — тяжелые, с непропорциональными ручками, норовящие выскользнуть из руки под тяжестью свежесваренного флэт уайта. А неудобству современных гаджетов и тому, как они деформируют наши тела, мы посвятили отдельный большой материал — «Мое тело — цифровое дело».

Попробуем понять, почему компании продолжают производить, а мы продолжаем покупать и наполнять свой мир неудобными вещами.

Что такое «хороший» и «плохой» дизайн 

За то, как устроены штуки вокруг нас, отвечает дизайн — деятельность по разработке потребительских и эстетических качеств предметов и объектов, предназначенных для использования человеком. От него зависит, какими вещами мы пользуемся — большими и малыми, цветными и прозрачными, легкими и тяжелыми, с колесиками и без.

О том, что такое хороший дизайн, написано много. Пожалуй, самый известный теоретик и практик — Дитер Рамс. Он работал с компаниями Apple и Braun и сформировал знакомый нам образ потребительской электроники. А еще Рамс сформулировал «10 принципов хорошего предметного дизайна», среди которых удобство, эстетичность, понятность, долговечность и ненавязчивость.

Говоря же о вещах с плохим дизайном, можно сказать, что это вещи неудобные. Но Игорь Дыдыкин дополняет: «Плохой дизайн — это дизайн, который неудобен именно вам. Понятие «удобство» многогранно и субъективно, оно зависит от личного восприятия конкретного человека. Если вам дискомфортно пользоваться чем-то, скорее всего, дело не в том, что производитель и дизайнер сделали плохую работу, а просто вы не входите в целевую аудиторию этого продукта. Создать универсальную вещь невозможно, поскольку все люди разные».

То, что люди не унифицированы по своим физическим и поведенческим характеристикам, — основная причина неудобства рукотворного мира.

Шкаф, удовлетворяющий потребности высокого человека, может не подойти человеку низкого роста. Стул, на котором удобно сидеть 2 часа, не всегда годится для долгой работы с ноутбуком. Жесткий матрас для сна на спине не подойдет человеку, который по ночам активно ворочается и просыпается лицом в подушке.

Почему компании производят неудобные вещи

Часто появлению «плохого дизайна» способствует сразу несколько причин, но будет несправедливо не сказать о главной — экономической.

Так, из-за того, что производители посчитали дополнительные разработки экономически невыгодными, много десятилетий скафандры для выхода в открытый космос были только мужскими. И до сих пор стандартные ремни безопасности в автомобилях, сконструированные под тело мужчины, могут в случае аварии причинить вред женщине. 

Что мешает бизнесу инвестировать в дизайн 

Игорь Дыдыкин поясняет, что бизнесу, особенно в России, часто нецелесообразно вкладываться в разработку дизайна. Просто так работает экономика: «Производители готовы вкладываться в продукт, когда рассчитывают играть вдолгую, чтобы покупатель возвращался к ним снова через годы. На российском рынке у большинства производителей нет уверенности, что инвестиции в продукт — время и средства, затраченные на его разработку, — окупятся». 

По мнению Игоря, у нас в целом не так много компаний, которые работают давно и к которым мы возвращаемся по любви, — скорее, мы это делаем от безнадеги и отсутствия альтернативы. Часто это компании, работающие в самом дешевом сегменте. Большинство наших сограждан не могут позволить покупать себе что-то более дорогое, будь то тазик или автомобиль.

Поэтому большинство производителей готовы заниматься дизайном только на эстетическом уровне — с точки зрения украшательства: какой материал обивки выбрать, какого цвета должны быть ручки и добавить ли спереди бантик.

Конечно, можно пригласить дизайнера раньше, на этапе проектирования вещи, и даже еще раньше — на этапе ее концептуального изобретения (условно, когда мы задаемся вопросом, нужен ли нам классический стул или для решения задачи потребителя стоит придумать табурет-трансформер). Но, скорее всего, это сделает конечный продукт не только лучше, но и значительно дороже в производстве — и на него не найдется покупателей на конкретном рынке. 

Как не тратить деньги на вещи, неудобные именно вам

Для начала — научиться отличать хороший для вас дизайн от плохого.

Возможно, даже дочитав текст до этого момента, вы все еще не понимаете, а что не так с русской раскладкой клавиатуры или чем кого-то может не устраивать обычная кружка. Может быть, потому, что для вас они удобны, а может, и потому, что вы привыкли. Мы обладаем нейропластичностью и быстро адаптируемся к использованию новых вещей, даже если они нам не подходят. 

Смирение с определенным уровнем дискомфорта — ежедневный и регулярный компромисс для большинства из нас: порой целенаправленный (мы выбираем то, что можем себе позволить) или от безысходности (некоторые вещи общего пользования не имеют альтернативы). 

Рекомендации Игоря Дыдыкина для тех, кого не устраивает жить в неудобном мире

  • Проведите самостоятельное исследование: почитайте экспертные тексты и отзывы о продукте, особенно если пока не имеете опыта его использования. Узнайте мнение знакомых, которые уже пользовались данной вещью и которым вы доверяете. Развивайте вкус и насмотренность. 
  • Мы выбираем глазами. Производители это знают, поэтому большую часть инвестиций вкладывают в маркетинг: в красивые витрины, упаковку, рекламу и все остальное, что не имеет отношения к конечному использованию. Учитесь отделять эмоции от конкретного опыта взаимодействия с той или иной вещью. Да, эмоции важны — это значимая ценность вещи, но лично для вас они перекрывают неудобство от использования продукта?
  • И, главное, собирайте собственный опыт. Возьмите вещь в аренду, на тест-драйв или попросите у знакомого, если сомневаетесь, что она вам подойдет. Не доверяйте слепо чужому мнению, ориентируйтесь на свои ощущения. Возможно, имеет смысл решиться на покупку продукта более дорогого и продуманного: так у вас появится опыт, которого раньше не было, критерии оценки изменятся и станут шире — и в следующий раз купить плохой для вас продукт не получится, ведь вы уже знаете, что такое хороший.

Игорь добавляет, что в России много сильных дизайнеров и классных небольших производителей, о которых сложно узнать широкой аудитории, потому что они не могут позволить себе вкладываться в рекламу и пиар. Но они стоят того, чтобы обратить на них внимание и поддержать тех, кто делает качественные вещи рядом с нами. Девять из множества вещей с отличным дизайном, на которые можно любоваться и которые можно купить.