Москва
Участники V Вахтанговского фестиваля театральных менеджеров обсудили проблемы театральной сферы
V юбилейный Вахтанговский фестиваль театральных менеджеров прошел в Москве при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Фестиваль проводился с 4 по 8 декабря. Мероприятие вновь стало одной из главных профессиональных площадок для обсуждения стратегических изменений в театральной сфере. В этом году участие в событии приняли представители пяти стран и 71 российского региона — всего 513 театров.
- Министр правительства Москвы и руководитель департамента культуры Алексей Фурсин представил подходы столичных театров к работе со зрителем и данными. Он сообщил, что почти половина москвичей посещают театры не чаще раза в год, а лишь 5% — ежемесячно. Фурсин отметил важность анализа данных и продюсерского подхода для повышения вовлеченности и эффективности театров.

Темы дискуссий: продажи билетов, стрессы и дефицит педагогов
Среди ключевых тем фестиваля — повышение уровня зарплат, дефицит молодых кадров и отсутствие художественных руководителей. Выяснилось, что в 85% российских театров эта должность не занята, а участники мероприятия считают это системной проблемой репертуарной модели.
- Каждый день фестиваля был посвящен отдельному аспекту театрального менеджмента. Своими практиками делились директор Александринского театра Александр Малич, директор РАМТа Софья Апфельбаум, автор блога «Театральная вешалка» Георгий Цицишвили, худрук театра «Красный факел» Андрей Прикотенко, директор Московского губернского театра Лариса Вильясте.
- Худрук столичных Театра на Бронной и Сцены «Мельников» Константин Богомолов выступил с критикой системы подготовки актеров и предложил отказаться от наборов на такие направления в непрофильных вузах. Он подчеркнул, что молодым артистам требуется строгий отбор и требовательность к себе.
- Представитель МТС Live Денис Вайнштейн рассказал о влиянии новых правил продажи билетов по паспортным данным. Он отметил сложность адаптации платформ и рост мошеннических сайтов-двойников. Компании готовы усиливать работу с правоохранительными органами и развивать технологические решения, включая антибот-системы и новые инструменты для театров.
- Писатель Татьяна Мужицкая предложила рекомендации по поддержанию энергии в стрессовой среде театрального менеджмента. Она призвала внимательнее относиться к своим потребностям, заранее распределять нагрузку и уделять внимание отдыху как части профессиональной эффективности.
- На сессиях об инновациях и международном обмене выступили руководитель «Арт-платформы» Дмитрий Бикбаев, ректор ГИТИСа Григорий Заславский. О лидерстве в театре говорили худрук Государственного Театра Наций Евгений Миронов и гендиректор АНО «Таврида.Арт» Ксения Артемьева. Миронов также представил программу развития театрального искусства на Дальнем Востоке и рассказал о запуске Международного тихоокеанского театрального фестиваля и других инициативах Театра Наций.
- Глава центра АСИ Екатерина Черкес-Заде напомнила, что новый закон о креативной экономике закрепил роль регионов как точек роста. Театры, по ее словам, становятся ядром креативных экосистем, влияя на туризм, городской бренд и местные сообщества. Среди нерешенных вопросов она назвала защиту интеллектуальной собственности, инвестиции и поддержку индустрий.
- Худрук МХТ им. Чехова Константин Хабенский заявил, что театр должен опираться на собственную творческую идентичность, а не следовать моде. Он подчеркнул необходимость бережного отношения к наследию классиков и развития новых инициатив, включая премии и конкурсы для молодежи.
- Председатель СТД Владимир Машков сообщил, что к 150-летию союза формируется концепция развития театрального искусства до 2035 года. Он указал на ключевые проблемы отрасли: неравномерное финансирование театров, дефицит педагогов, вмешательство администрации в творческий процесс и отсутствие общих стандартов в образовании. Машков подчеркнул, что концепция должна строиться «снизу» — с учетом мнения профессионального сообщества.

Дискуссия региональных министров культуры
В финальный день прошла большая панель с участием представителей регионов, включая министров культуры Красноярского края, Татарстана, Башкирии, Пермского края, Санкт-Петербурга и других субъектов. Они обсудили финансирование, кадровые вопросы, развитие инфраструктуры и работу театров в условиях новых вызовов.
Премия ВФТМ: лучшие проекты 2025 года
На фестивале традиционно вручили Премию ВФТМ. В финал вышли 11 проектов молодых менеджеров. В числе лауреатов: Андрей Гаранин с проектом «Зачем городу Новый театр?» (Донецк), Дмитрий Максименков со стратегией развития сельского театра в Фомихе (Владимирская область), Мария Конотоп — руководитель «Нового театра» из Воронежа. Кроме того, спецприз Театра им. Вахтангова вручили Юлии Пиляй за проект «Театр-игра Ку-кушка».

Силы ПВО сбили 32 беспилотника, летевших на Москву
За ночь силы ПВО сбили 287 беспилотников над 12 регионами, передавали в Минобороны. Из них 40 — над Московской областью. В свою очередь, из них 32 летели в сторону Москвы. О сбитых беспилотниках в своем Telegram-канале писал мэр столицы Сергей Собянин.
- Московские аэропорты временно не работали, они отменили, задержали и перенаправили почти 400 рейсов на фоне временных ограничений из-за атак дронов.
- Аэропорт Шереметьево не работал более 8 часов. Внуково и Домодедово — более 7 часов, Жуковский — свыше 6.
Рейтинг самых красивых доходных домов Москвы возглавил дом страхового общества «Россия»
В Москве сформирован рейтинг самых красивых отреставрированных доходных домов города. В голосовании на портале «Активный гражданин» приняло участие почти 240 тыс. человек. Самым популярным среди голосующих (23%) стал известный доходный дом страхового общества «Россия» (Сретенский бульвар, 6/2, стр. 1), построенный в 1899–1902 годах по проекту Николая Проскурнина и Александра фон Гогена. Гигантский по тем временам жилой комплекс был оформлен в стиле эклектики с чертами раннего модерна и имел все современные удобства, включая телефон, центральное отопление, водопровод и канализацию.

В топ-5 самых красивых доходных домов Москвы также вошли:
2. Саввинское подворье — 1905–1907, И. Кузнецов, неорусский стиль. Тверская ул., 6, стр. 6

3. Дом Варваринского акционерного общества — 1910, А. Иванов, поздняя эклектика. Остоженка, 7, стр. 1

4. Доходный дом Аркадия Меркеля — 1913, Б. Великовский, модерн. Архангельский пер., 7, стр. 1

5. Доходный дом Сергея Шугаева — 1909, И. Кондратенко, неоклассицизм. Яковоапостольский пер., 11–13, стр. 1

Что такое доходные дома и почему они стали визитной карточкой старой Москвы
Доходным называется многоквартирный дом, предназначенный для сдачи квартир внаем. Первые доходные дома появились в Москве в середине XIX века, они были перестроены из барских и купеческих усадебных комплексов. Со временем начали появляться и более престижные доходные дома, построенные по специальным проектам.
На рубеже XIX–XX веков московские доходные дома были самым технологически продвинутым типом зданий. Они имели зачастую бетонные перекрытия, все современные инженерные системы. Росла этажность: среди доходных домов появились знаменитые «тучерезы», такие как дом Э. К. Нирнзее (Тверская, 17). Именно доходные дома стали прототипами для советских архитекторов, разработавших к середине ХХ века тип индустриальной многоэтажной жилой застройки.
В Москве на форуме EnergySpace обсудили технологический суверенитет и энергетику будущего
9 декабря в Центре событий РБК состоялся ежегодный Международный энергетический форум EnergySpace. Представители власти, руководители государственных и частных компаний, а также ведущие специалисты отрасли обсудили темы технологического суверенитета и импортонезависимости, развития технологий в нефтегазовой сфере, отечественных решений для электросетевого комплекса, инвестиционного потенциала ТЭК и энергии будущего. Мероприятие прошло при официальной поддержке и участии Министерства энергетики РФ.
Старт работе форума дала дискуссия «Технологический суверенитет и импортонезависимость как основа развития ТЭК». Ее модератором выступил заместитель министра энергетики РФ Эдуард Шереметцев. Участники обсудили создание интеллектуальных систем управления стратегически важными объектами и необходимость наладить взаимодействие между разработчиками и пользователями, а также усилить конкурентоспособность отечественных решений.
Климатическая повестка и будущее мировой энергетики стали темой центральной пленарной сессии «Энергия будущего: инновации для устойчивого развития и справедливого доступа к энергии» под руководством помощника президента РФ Руслана Эдельгериева. Эксперты обсуждали, какие шаги необходимы для развития низкоуглеродных проектов и как национальный проект «Новые атомные и энергетические технологии» может ускорить внедрение передовых решений. Отдельно говорили о роли возобновляемых источников энергии и инвестиционном интересе к ним.
Подводя итоги Международного энергетического Форума EnergySpace, хотел бы подчеркнуть, что ключевым содержательным результатом стала консолидация повестки низкоэмиссионного развития российского ТЭК. Форум выступил не только площадкой для основательной дискуссии, но и пространством для глубокого осмысления того, как наша страна формирует и реализует свой суверенный курс в сфере энергетики.
Руслан Эдельгериев
помощник президента РФ
Министр энергетики РФ Сергей Цивилев назвал основной задачей обеспечение доступности электроэнергии, а также необходимость внедрения новых управленческих подходов и донастройки законодательства.
Наша главная задача — обеспечить на всей территории Российской Федерации доступность электроэнергии по экономически обоснованной цене, где главным критерием является стоимость киловатт-часа на весь период жизни проекта. Все решения, которые мы принимаем, мы оцениваем по стоимости киловатт-часа на весь период жизни проекта.
Сергей Цивилев
министр энергетики РФ
На форуме также выступали представители крупных российских энергетических компаний. Например, «Росатом» рассказал о росте международного портфеля атомных проектов (41 энергоблок различной мощности в 11 странах) и работе над малыми АЭС. СИБУР поднял тему энергоэффективности и повторного использования полимерных отходов в производственном цикле. ПАО «Татнефть» подняло тему «зеленых» технологических решений в области генерации, передачи энергии и повышения энергоэффективности. А в «РусГидро» отметили важность развития низкоуглеродной энергетики, которая, в свою очередь, становится драйвером инноваций.
Кроме пленарных сессий, на площадке работали отраслевые треки, посвященные оборудованию для нефтегаза, развитию электросетевого комплекса и инвестициям в ТЭК. В выставочной зоне компании демонстрировали новые разработки и обменивались предложениями по сотрудничеству.
Форум организован Агентством экономического развития при участии профильных деловых объединений и стал одной из ключевых площадок, где обсуждают стратегические ориентиры российской энергетики на ближайшие годы.

Елка наказуема: почему новогоднее украшение подъезда своими силами грозит штрафом
В конце 2025 года москвичи узнали, что есть довольно много людей, которым не нравится новогоднее настроение и оформление. Настолько не нравится, что они готовы жаловаться на елки и гирлянды в правоохранительные органы. Разбираемся, на каких нормах права основаны их доводы и что делать тем, кто все же хочет украсить подъезд к Новому году.
Международный фестиваль «Дни короткометражного кино» объявил программу
Фестиваль «Дни короткометражного кино» пройдет в Москве с 14 по 21 декабря. Его главная задача — вывести молодых режиссеров короткого метра к широкой аудитории и поддержать развитие новых форм киноязыка. Площадки фестиваля — «Горький холл» и арт-центр «Институт современного искусства» на «Красном Октябре». Посещение бесплатное по предварительной регистрации.
Где и когда пройдет открытие фестиваля
Торжественное открытие состоится 14 декабря на Киностудии им. М. Горького. Ведущим объявлен актер и музыкант Сергей Горошко. На церемонии выступит музыкальный коллектив «МЕ4ТА» с фронтменом актером Евгением Цыгановым.
- Аккредитация СМИ начинается в 17:30, сбор гостей — с 18:00, а начало церемонии — в 19:00.
- Место: многофункциональный зал «Горький холл», ул. Сергея Эйзенштейна, 8, стр. 1.
8 декабря на Киностудии Горького, в зале «Горький холл», прошла пресс-конференция фестиваля «Дни короткометражного кино». Организаторы рассказали, какие события станут центральными и какие форматы войдут в программу.
Генеральный продюсер Дмитрий Якунин отметил, что фестиваль продолжает расти. Он подчеркнул, что увеличилось число заявок и площадок, расширилась международная география «Эха» фестиваля. Команда делает ставку на новые форматы — микродрамы, нейросетевое кино и VR.
Закрытие пройдет 21 декабря в арт-центре «Институт современного искусства». Гостей ждут награждение лауреатов и премьера фильма «Больше не звоните мне» Дениса Чернухи с Александрой Киселевой.

Конкурсная программа фестиваля «Дни короткометражного кино»
В этом году организаторы получили более 1030 заявок из 29 стран и 59 российских регионов. В конкурс вошли 49 фильмов из 13 государств. Среди них — Россия, Китай, Индия, Египет, Южная Корея, Сингапур, Перу, Бразилия, ОАЭ и другие.
- В конкурсную программу короткометражного игрового кино вошли работы «Дуры» Елизаветы Согриной, «Игра в прятки» Амета Савенко; «Мой милый Люк» Сергея Павлова и другие.
- В программу короткометражного документального кино попали «Вдальрайд» Артема Палкина; «Громко и честно. Бонд с кнопкой» Кирилла Алехина; «Кретинопись» Марии Филичевой и другие.
- Конкурсная программа короткометражного анимационного кино включает фильмы «Алёшенька» Дмитрия Геллера, «Аниметро» Натальи Грофпель; «Глупая собака» Дарьи Ищейкиной.
- В конкурсная программе короткометражного нейросетевого кино — работы «THE KILL SWITCH or 96 Hours on Bali to Duck the World» Дмитрия Разепина и Алексея Тихонова-Чапского; «Сказка сказок», Юрия Кулинича; «Stone Eater (Пожиратель камней)» Андрея Гладкова и другие фильмы.
Полный список работ — на сайте фестиваля.
Премьерные показы
На открытии покажут короткометражную драму «Кровикс» — режиссерский дебют Мариам Халиловой и актрисы Виолетты Ямовой. Главные роли исполнили Юлия Снигирь, Виолетта Ямова и Никита Ефремов.
Внеконкурсные показы
Зрители увидят авторскую анимацию телеканала 2х2, первый российский VR-сериал «Достоевский 360», альманах «Кино за 7 дней», снятый в Казани, и проект «Арт Мастерс» под названием «В титрах не значится».
Деловая и образовательная программа
В рамках профессионального блока пройдут:
- питчинги микродрам и киностартапов;
- открытый кастинг студентов киношкол;
- круглый стол о будущем вертикального видео;
- презентация киноиндустрии Турции;
- мастер-класс ВенВен Хан (Short Drama Alliance);
- дискуссия о продвижении новых форматов;
- мастер-класс Вадима Бакунева;
- лекция сценариста Сергея Калужанова;
- круглый стол о вхождении молодежи в индустрию;
- презентация результатов исследования Moviestart;
- питчинг дебютантов;
- презентация книги «Киномаркетинг для продюсеров, режиссеров, сценаристов».
Жюри фестиваля
Актриса и член жюри «Поколения тик-ток» Александра Киселева подчеркнула, что короткая форма дает свободу всей съемочной группе. Отсутствие зависимости от кассовых сборов позволяет сосредоточиться на творческом высказывании.
- Программный директор Юлия Свинцова пояснила, что фестивальная подборка всегда сочетает известные фестивальные хиты и новые имена. Зритель найдет в программе как авторское кино, так и более массовые проекты.
Среди членов жюри фестиваля: председатель Евгений Герасимов — руководитель Московского театра сатиры, народный артист России; Вадим Бакунев — генеральный директор «Руки Вверх! Production», креативный продюсер ряда сериалов; Алексей Боков — продюсер документальных проектов START; Юлия Волкова — актриса, вокалистка и актерский коуч; Кирилл Зайцев — актер, продюсер, режиссер, лауреат премии «Золотой орел» и многие другие.
