Москва
Как устроено шоу «Сны Пушкина»: современный цирк в поисках новой формы
С 25 декабря по 11 января в зале «Дружба» в Лужниках пройдут новогодние показы уникального театрализованного циркового шоу «Сны Пушкина» от «Нового русского цирка». Это представление — гимн поэтическому гению и блистательный сплав жанров в исполнении лучших цирковых артистов. Рассказываем, как устроено это фантастическое шоу и почему его обязательно стоит посетить.
Отпустите всех домой: «Ночлежка» запустила новогоднюю акцию для работодателей
Фонд поддержки бездомных «Ночлежка» объявил новогоднюю акцию, обращенную к российским работодателям. Она разработана совместно с агентством Big Media и получила название «Отпустите всех домой».
Мы предлагаем работодателям отпустить сотрудников на час раньше в последний день года. А сумму, равную фонду оплаты труда за этот час, перевести на поддержку тех, кому возвращаться пока что некуда, — бездомных людей.
Фонд «Ночлежка»
Принять участие в акции можно, связавшись с фандрайзерами фонда.
Благотворительная организация «Ночлежка» основана в 1990 году в Ленинграде, первоначально основным профилем работы была раздача еды бездомным. С 1992 года работает консультационный центр по восстановлению документов, впоследствии появились автобус, развозящий еду, пункт обогрева и другие сервисы. С 2019 года фонд работает и в Москве.
Беспилотный трамвай и концепция 15-минутного города. О чем говорил Сергей Собянин в Мосгордуме
24 декабря мэр Москвы Сергей Собянин выступил в Мосгордуме с отчетом о годовых итогах работы. Мэр затронул разнообразные темы: от экономических показателей до вопросов транспорта, строительства и медицины.
Экономика города
Москва вышла на второе место в мире по объему экономики среди мегаполисов, сообщил мэр столицы Сергей Собянин, выступая с ежегодным отчетом в Мосгордуме о работе правительства города.
- Он отметил, что Москва последовательно развивается, ставит перед собой амбициозные задачи и на равных конкурирует с крупнейшими городами планеты. Цель — выйти на новый уровень развития и обеспечить более высокое качество жизни в современном, комфортном и безопасном городе.
- С 2010 года валовой региональный продукт Москвы вырос на 41%. Сейчас столица уверенно удерживает вторую позицию среди крупнейших мегаполисов мира. По итогам 2025 года объем инвестиций из всех источников, как ожидается, превысит 9 трлн рублей. Это в 4 раза больше показателей 2010 года.

Промышленность и технологии
Собянин также указал, что уходящий год стал значимым для московской промышленности. В частности, в сентябре открылся Национальный космический центр. В технополисе «Москва» начали работу новые производства, включая площадку концерна «Калашников». Также стартовал выпуск продукции на нескольких крупных фармацевтических заводах, ориентированных на препараты для лечения онкологических и других серьезных заболеваний.
- Мэр напомнил и о завершении строительства центра фотоники. Также введено в эксплуатацию производство солнечных батарей для космических аппаратов.
- Кроме того, столичный оборонно-промышленный комплекс продолжает наращивать мощности.
- В ближайшие годы власти Москвы планируют кратно нарастить выпуск продукции в сфере микроэлектроники. Этот сектор, как подчеркнул Собянин, имеет ключевое значение для технологического лидерства России.
- Москва закрепила за собой первенство в стране по развитию искусственного интеллекта и цифровых двойников, также добавил Собянин. Именно в Москве активнее всего развиваются технологии ИИ и цифрового моделирования физических объектов. Созданные в столице сервисы — в медицине, образовании и других сферах — сегодня используют десятки миллионов человек по всей России. За последние 5 лет ИТ-индустрия города выросла вдвое. Сейчас ее вклад в экономику Москвы достигает примерно 10%.
- Также Москва считается лидером по разработке и производству беспилотников.
- В Красной Пахре планируется запуск первой в стране гигафабрики по производству аккумуляторных батарей для электротранспорта. По словам Собянина, новые кластеры появятся и в инновационном центре МГУ «Воробьевы горы».
Градостроительная политика
Мэр обозначил и ключевые ориентиры градостроительного развития столицы. Приоритетом остается эффективное освоение территорий. Власти намерены формировать новые градостроительные ядра и точки роста. Их развитие планируется привязывать к крупным транспортным узлам. Отдельное внимание будет уделено укреплению связей Москвы с центрами развития Московской области. Конечная цель — повышение связанности всей агломерации Центрального федерального округа, где проживает около 30 млн человек.
О транспорте
За последние 15 лет в Москве сформирован масштабный транспортный каркас. По словам мэра, транспортная система включает 443 станции метро, МЦК и МЦД. В нее также входят Московский скоростной диаметр, хордовые трассы и вылетные магистрали. За тот же период в столице ввели более 47 млн кв. метров промышленных объектов, технопарков, торговых и офисных зданий. Это позволило создать около 2 млн новых рабочих мест. Большая их часть появилась за пределами центра. Такое распределение улучшило баланс занятости в спальных округах и районах. Это положительно сказалось на транспортной нагрузке и доступности рабочих мест для жителей.
- Москва значительно продвинулась в реализации концепции 15-минутного города, отметил мэр. В большинстве районов выросла обеспеченность рабочими местами. Продуктовые магазины в пешей доступности сейчас есть у 97% жителей города. Более широкий ассортимент товаров рядом с домом доступен уже для 83% москвичей. Собянин отметил, что это позволило приблизиться к модели 15-минутного города. В ее рамках основные сервисы и услуги можно получить в шаговой доступности или в пределах 15 минут транспортом.
- Мэр также рассказал о планах развития транспортной системы столицы. Ключевыми задачами транспортной стратегии остаются обеспечение доступности рельсового каркаса и наземного транспорта для большинства горожан, а также повышение качества техники за счет внедрения современных поездов, трамваев и электробусов. Одним из приоритетов остается улучшение дорожной ситуации и снижение негативного воздействия транспорта на окружающую среду. Мэр сообщил о продолжении активного развития метрополитена и модернизации рельсового каркаса Центрального транспортного узла. В этом году были решены основные организационные вопросы, связанные с продлением Московских центральных диаметров, и ведется проектирование, чтобы в следующем году приступить к строительству.
- Важнейшим событием 2025 года стало начало строительства высокоскоростной магистрали Москва – Санкт-Петербург.
- Мэр рассказал и о планах внедрения беспилотного трамвая в столице. Московский трамвай станет первым в России полностью беспилотным видом городского транспорта. К 2030 году технология должна охватить около двух третей трамвайного парка Москвы.
Туризм, медиа и мода
Экономическая роль туризма в Москве продолжает усиливаться, сказал мэр. Вклад туристической отрасли в экономику города стабильно растет. К 2030 году доля туризма в валовом региональном продукте Москвы может достичь 6–7%. Сфера гостеприимства уже сейчас дает работу сотням тысяч жителей столицы.
- Кроме того, Москва намерена укрепить позиции как ключевая площадка для моды, дизайна и креативных индустрий, заявил Собянин. В повестке властей стоит задача превратить Москву в один из центров моды, дизайна и других креативных направлений для стран БРИКС.
- Москва формирует один из крупнейших в мире кластеров в сфере кино и медиа, заявил мэр. Мощности московского кинокластера уже забронированы на месяцы вперед. Они активно используются большинством крупнейших киностудий страны. Реализация запланированных проектов позволит создать масштабный центр производства кино, медиа, видеоигр и анимации, сопоставимый с ведущими мировыми площадками.
О здравоохранении
Модернизация амбулаторного звена в Москве была полностью завершена в 2025 году. Собянин отметил, что уходящий год стал временем реализации сразу нескольких масштабных и ранее не имевших аналогов проектов. Одним из ключевых направлений стала почти полная модернизация амбулаторной медицинской сети. Итогом ее стало обновление столичных поликлиник. Жители города получили современные медицинские учреждения с новым оборудованием и улучшенными условиями приема.
- Мэр обозначил ключевые задачи в здравоохранении на ближайшие годы. Сейчас реализуется несколько крупных проектов. Среди них — завершение модернизации медицинской помощи женщинам. Тесные консультации заменят современные центры женского здоровья. На сегодняшний день в Москве функционируют 16 таких центров, а в течение года их количество увеличится до 25.
- Собянин также отметил необходимость завершения формирования современного стационарного каркаса, что требует обновления всей материальной базы больниц. В этом направлении строятся важные для города объекты: новые корпуса онкологической больницы №62, лечебно-диагностический комплекс «Склифа» и многопрофильный комплекс больницы №52.
- Кроме того, он рассказал о строительстве новой детской больницы. В планах также строительство второй очереди больницы в Коммунарке и ряда других объектов, которые будут «больницами будущего» с широкими возможностями для диагностики, лечения и реабилитации пациентов.
- Мэр рассказал о планах развития столичного фармкластера и высокотехнологичного производства. В ближайшие годы ожидается значительный рост выпуска микроэлектроники. Также появятся новые фабрики по производству медицинских препаратов, что позволит московскому фармкластеру выйти на первое место в мире по объему.
- В клиническом центре «Вороново» работает центр протезирования конечностей для военнослужащих. На базе госпиталя ветеранов войны организована специализированная поликлиника для ветеранов военной операции, отметил Собянин.
Образование
Также около 1,5 тыс. лабораторий и мастерских обновили и построили в колледжах Москвы. До 2027 года обновят еще 600 лабораторий и полностью завершат эту программу, заявил Собянин. До 2031 года возведут семь образовательных кампусов на 60 тыс. студентов.
- Мэр также сообщил о ходе обновления школьной инфраструктуры. По его словам, реализовать современные образовательные проекты в старых зданиях практически невозможно без полной реконструкции, чем и занимается город. Эта задача по масштабу значительно превышает программу модернизации поликлиник. Уже завершено обновление 55 школ. Планируется построить и реконструировать около 100 школ.
Дефицит кадров в Москве
Сергей Собянин также оценил дефицит трудовых сил в столице в диапазоне от 400 до 500 тыс. человек. То есть речь идет о вакантных местах, которые не обеспечены рабочей силой. Из-за демографической ситуации нехватка кадров будет нарастать, отметил мэр. Больше всего востребованы люди с рабочими специальностями.
В музее-заповеднике «Царицыно» открылась экспозиция «Индия. Ткань времени»
В музее-заповеднике «Царицыно» стартовал международный выставочный проект «Индия. Ткань времени». Экспозиция открыта для посетителей с 23 декабря 2025 года и разместилась в Большом дворце. Выставка завершится 12 апреля 2026 года.
Индийский текстиль и его влияние на моду
Проект объединил более 300 образцов тканей и костюмов. Среди них — экспонаты Национального музея ремесел в Дели, российских музеев, частных собраний, а также работы дизайнеров и модных домов. Выставка показывает, как индийская текстильная традиция повлияла на мировую модную индустрию. Общий смысл проекта в том, что многие модные решения были придуманы в Индии и затем подхвачены всем миром. Экспозиция рассчитана на широкую аудиторию — от детей и студентов до профессионалов и поклонников моды.
- Экспозиция заняла семь залов. Каждый из них посвящен отдельной теме: хлопку, шелку, шерсти, вышивке, окрашиванию, орнаментам и сари. Выставка прослеживает влияние индийских тканей на культуры Востока и Запада, а также на моду и массовую культуру XX и XXI веков. Рядом с музейными предметами представлены работы современных дизайнеров, в которых читается прямое или скрытое влияние индийской традиции.
- В зале сари можно увидеть не только классические экспонаты, но и современные платья с косым кроем. Часть работ создана специально для проекта. По мере осмотра становится заметно, что многие привычные элементы одежды — от белой футболки и джинсов до «пижамного шика» — зачастую имеют индийские корни. Вышивки находят отражение в культовых сумках Chanel, восточные орнаменты — в психоделической моде эпохи хиппи. Даже в живописи Ван Гога и Ренуара прослеживается индийское влияние.
- В пространстве выставки работают интерактивные зоны: ольфакторные станции, лаунж с коврами, специальный саундтрек и лаборатория моды.

Команда проекта и программа событий
Кураторами проекта выступили Людмила Алябьева и Екатерина Шинкарева. Архитектором экспозиции стала Майя Фролова. Атмосферу восточного сада создала театральный художник Анастасия Нефедова, а за ольфакторную часть отвечала Анна Кабирова.
- В рамках выставки запланировано более 30 мероприятий с участием дизайнеров и специалистов по истории моды.
Международный проект и культурный контекст
Министр правительства Москвы и глава департамента культуры Алексей Фурсин отметил, что в России впервые представлена столь масштабная коллекция Национального музея ремесел в Дели. Выставка стала исследованием роли индийского текстиля как одного из ключевых элементов мирового культурного наследия и его влияния на декоративно-прикладное искусство и моду на Западе и в России. Проект продолжает серию международных и национальных выставок в городских музеях, анонсированную мэром Москвы.
- Генеральный директор музея-заповедника «Царицыно» Елизавета Фокина обратила внимание на то, что предыдущая выставка была посвящена влиянию Индии на Россию, а новый проект расширяет фокус до мирового масштаба. Она отметила, что экспозиция показывает сокровища индийского ткачества под новым углом и находится на стыке музейной практики и модной индустрии.
- Третий секретарь посольства Индии Арнав Сингх напомнил, что проект реализуется в год, значимый для двусторонних отношений: 25 лет назад Россия и Индия заключили соглашение о стратегическом партнерстве. Он назвал подобные выставки культурным мостом между странами и выразил надежду на продолжение таких инициатив.
- Директор Национального музея ремесел в Дели Манож Рана отметил, что экспозиция посвящена не только тканям, но и связям между двумя странами. За 9 месяцев была проведена масштабная исследовательская, дипломатическая и логистическая работа. В итоге российская публика впервые получила возможность увидеть уникальную коллекцию музея Дели.

Участники и партнеры
Со стороны России в проекте участвуют Государственный Эрмитаж, ГМИИ им. Пушкина, Государственный музей Востока, Исторический музей, Музей им. Андрея Рублева и РГУ им. Косыгина.
Генеральным fashion-партнером выставки стал ЦУМ.Свои работы также предоставили российские дизайнеры и бренды, среди которых Nina Verezova, Татьяна Кочнова, «Татьяна Парфенова», Alena Akhmadullina, Asya Malbershtein, Radical Chic и другие. В экспозиции представлены и частные коллекции, включая собрания Назима Мустафаева, Peremotka Ольги Самодумовой, Андрея и Екатерины Теребениных, а также музея-галереи Purseum.

44% москвичей назвали закрытие монорельса главным событием 2025 года в столице
Московская сеть районных сообществ М125 выяснила, что больше всего запомнилось жителям столицы в уходящем, 2025 году.
- Согласно данным свежего Мосопроса, самым ярким событием года стало закрытие монорельса. Об этом рассказали жители 44% районов, включая Южное Бутово, Лосиноостровский и Останкинский.
- Открытие новых станций метро отметили 26% — среди них районы Теплый Стан, Можайский и Северный.
- 9% выбрали запуск первого трамвайного диаметра. Прежде всего это жители Хамовников, Некрасовки и Метрогородка.
- Запуск первого в России беспилотного трамвая назвали событием года 8% респондентов. Такой вариант лидирует в Лефортово, Филевском Парке и Левобережном районе.
- Появление номеров на самокатах отметили 5%. Событие больше всего запомнилось жителям районов Алтуфьево, Внуково и Дорогомилово.
- Открытие Национального космического центра самым ярким событием назвали также 5% — среди них жители Свиблово, Сокольников и Восточного Дегунино.
- Переезд скульптуры «Большая глина» набрал 3% голосов. Этот вариант победил в районах Мещанский, Южнопортовый и Преображенский.

На московском транспорте подняли штрафы до 5 тыс. рублей за неоплаченный проезд
Мосгордума одобрила повышение штрафа за безбилетный проезд в наземном транспорте Москвы. Теперь вместо 2 тыс. рублей пассажирам придется платить 5 тыс. Решение приняли на заседании столичного парламента.
- Новый закон распространяется не только на обычных «зайцев». Штраф в 5 тыс. рублей грозит и за использование чужой или неправомерно оформленной льготной карты. Отдельно прописаны санкции за багаж. Если ручная кладь превышает допустимые размеры и за нее не заплатили, пассажиру выпишут штраф в 1 тыс. рублей за каждое место.
- Под наземным транспортом в документе понимаются трамваи, троллейбусы и автобусы. Также речь идет о городском автомобильном и наземном электрическом транспорте, который работает на регулярных маршрутах, в том числе межрегиональных, если они проходят в границах Москвы и стартуют на территории города.
- Одновременно власти повысили штрафы за некоторые нарушения в метро. До 1 тыс. рублей выросли санкции за размещение больших сумок на сиденьях вагонов и скамейках станций, за провоз багажа, велосипедов, самокатов, оружия, животных и других предметов с нарушением правил. В эту же категорию попали использование тележек для перевозки вещей, игра на музыкальных инструментах и применение звукоусилителей без разрешения, а также прослушивание музыки и просмотр видео без наушников. Раньше за такие действия был предусмотрен штраф в 100 рублей.
- Штраф в 1 тыс. рублей также предусмотрен за нахождение в метро в грязной и сильно пахнущей одежде, за перевозку предметов и продуктов, которые могут испачкать пассажиров или транспорт. Наказание грозит и за профессиональную съемку без особого разрешения, бег по эскалаторам и траволаторам, сидение на ступенях и поручнях, проход по неработающим эскалаторам, необоснованное использование связи «пассажир – машинист», а также за мусор и загрязнение вагонов и станций.
- Штраф в 3 тыс. рублей предполагается за открывание дверей вагонов во время движения или стоянок, провоз опасных веществ, подъем на крыши поездов и элементы сцепки, вмешательство в работу систем беспроводной связи и другие действия, препятствующие работе средств транспортной безопасности.
