Как изменятся требования к алкозамкам для автомобилей
Научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт (НАМИ) подготовил изменения в ГОСТ для автомобильных алкозамков. Первая версия госстандарта вступила в силу в апреле 2023 года: в нем описаны технические параметры этих приборов, правила их установки и система передачи данных (например, ГИБДД).
Что такое алкозамок
Это алкотестер, в который водителю необходимо подышать перед поездкой. Прибор устанавливается в салоне легковых автомобилей, грузовиков и других транспортных средств. Если устройство обнаруживает превышение концентрации алкоголя, запуск двигателя блокируется: пьяный водитель не сможет завести машину.

Фото: Drägerwerk AG
В нынешней версии ГОСТ говорится, что алкозамок передает данные «внешним потребителям» (ГИБДД) и оператору «платформы верхнего уровня» (информационные системы, которые собирают данные о состоянии водителя). В НАМИ предлагают конкретизировать это положение и закрепить систему ЭРА-ГЛОНАСС официальной платформой-агрегатором информации от алкозамков. К ней уже подключены 12,9 млн транспортных средств: при попадании в аварию данные и координаты с машины передаются в службу 112.
Проект изменений учитывает требования законодательства по обязательному предоставлению информации (от алкозамка, в частности) только в государственную информационную систему.
пресс-служба АО ГЛОНАСС
Будут ли в России массово внедрять алкозамки и что про это говорит бизнес
Алкозамки в России на сегодняшний день — не обязательный «элемент» автомобиля. При этом в НАМИ уверены: устройствами, которые дают возможность дистанционно оценивать состояние водителя при аренде машины, могут заинтересоваться таксопарки и сервисы каршеринга. А вот эксперты напоминают: таксомоторная отрасль, например, уже выстроила собственные механизмы контроля — за счет предрейсового медосмотра и цифровых платформ.
Любая жалоба пассажира на некорректное поведение или подозрение на опьянение рассматривается моментально, водитель отстраняется от работы до проведения проверки. Такая система реагирования работает быстро и эффективно, что делает дополнительные технические решения на данном этапе избыточными.
Антон Данилов-Данильян
руководитель рабочей группы агрегаторов транспортных услуг комитетаРСПП по цифровой экономике
Тем не менее массовое внедрение алкозамков обсуждается уже больше 10 лет. Так, в 2010 году в нескольких регионах России (в том числе в Татарстане) приборы установили в школьных автобусах, но дальше пилотного эксперимента инициатива не продвинулась. В 2021-м в Минпромторге заявили, что совместно с ГИБДД обсуждают принудительную установку алкозамков — в автомобилях водителей, которых ловят на
В марте 2025-го в Госдуме обсуждали новые ограничения для водителей каршеринга: глава комитета по социальной политике Ярослав Нилов (ЛДПР) предложил ограничить доступ к аренде авто лицам до 21 года и установить в машинах алкозамки. А 2 месяцами позже в Санкт-Петербурге запустили завод по производству приборов. На этот раз инициативу раскритиковали сами каршеринговые компании: участники рынка утверждают, что это спровоцирует рост стоимости услуг для клиентов, приведет к снижению доступности сервисов и замедлению темпов развития отрасли.
Кроме того, у компаний уже есть другие методы проверки состояния водителей. Например, «Делимобиль» с 2020 года проверяет водителей на трезвость и усталость через мобильное приложение — в ночное время они проходят смарт-тест на скорость реакции и концентрацию.
В каких еще странах используют алкозамки
Эта практика широко распространена в странах Евросоюза, где около четверти смертей на дорогах связаны с вождением в нетрезвом виде. Так, с 2022 года все новые транспортные средства, произведенные на территории ЕС, должны предусматривать возможность установки алкотестера. Их устанавливают на школьные и пассажирские автобусы, грузовики (особенно для перевозки ценных или опасных грузов), а также на автомобили, которые принадлежат водителям, осужденным за вождение в нетрезвом виде. Такая система работает в Австрии, Бельгии, Финляндии, Франции и других странах Европы.
Во Франции все школьные автобусы должны быть оснащены алкозамками. В Финляндии перевозка детей дошкольного возраста может осуществляться, только если на этом транспорте установлены алкозамки. И владельцы больших автобусных парков оснащают весь свой транспорт алкозамками. Даже если это не установлено на законодательном уровне.
Антонио Авенозо
исполнительный директор Европейского совета по безопасности дорожного движения (ETSC)
По оценкам Национального управления безопасности движения на трассах США (NHTSA), вождение в нетрезвом виде обходится стране в $280 млрд ежегодно. Поэтому ведомство последние 4 года лоббирует законопроект, который обяжет автопроизводителей устанавливать алкозамки в салоны машин. Но инициатива до сих пор не дошла до законодателей. Тем временем американский Страховой институт дорожной безопасности (IIHS) планирует изменить систему оценки автомобилей в рамках награды Top Safety Pick — ее каждый год вручают самым «надежным» моделям, соблюдающим требования к безопасности. Теперь премию хотят присуждать только машинам с предустановленными алкозамками.
Фото обложки: Drägerwerk AG