Правила игрыДетали

Авто по цене квартиры. Как власти Сингапура борются с пробками за счет астрономических цен на машины

Большинство сингапурцев не могут позволить себе владеть личными авто, поскольку их покупка сопряжена с огромными тратами — оплатой лицензии на вождение, акцизных сборов и регистрационного взноса.

Так власти вынуждают жителей пересаживаться на общественный транспорт, чтобы избавить город от пробок и загрязнения воздуха.

Что происходит

Большинство жителей Сингапура не могут позволить себе покупку автомобиля, поскольку для этого нужно оплатить также лицензию, регистрационный взнос и акцизный сбор. В результате авто становится предметом роскоши.

Контекст

Это вынуждает жителей пересаживаться на метро, такси и велосипеды, в результате чего в городе-государстве уменьшается количество пробок.

Мировая практика

В Лондоне придется заплатить за въезд в центр, а в Токио нельзя купить машину без парковочного места. 

В Москве

Для автомобилистов власти ввели платные парковки, запретили им выезжать на выделенные полосы, а также сделали несколько улиц полностью пешеходными.

Что происходит

Многие жители Сингапура не могут позволить себе приобрести автомобиль из-за заоблачных цен. Например, по данным Bloomberg, новый внедорожник Volvo после уплаты всех сборов государству обойдется в $142 тыс., что в 5 раз выше по сравнению с закупочной ценой от производителя. По такой же цене на острове можно приобрести квартиру.

  • Власти Сингапура намеренно увеличивают стоимость автомобилей с помощью ряда квот и сборов, превращая его из обычного транспортного средства в предмет роскоши. Таким образом они снижают трафик на дорогах для борьбы с пробками, загрязнением воздуха и шумом.
  • «Невозможно построить дороги, не отнимая место и ресурсы у жителей, поэтому, если вы хотите водить машину, платите», — объяснил сингапурский экономист из банка CIMB.
  • Перед покупкой машины граждане в порядке очереди должны получить лицензию на вождение на 10 лет, она называется COE. По истечении этого срока необходимо либо избавиться от автомобиля, либо приобрести новый сертификат COE. Стоимость документа зависит от класса авто и спроса на него, в этом году, по данным Bloomberg, она рекордно возросла и может достигать $78 тыс.
  • После приобретения автомобиля владелец должен оплатить регистрационный взнос, увеличивающий сумму покупки вдвое, и акцизный сбор — 20% от рыночной стоимости транспортного средства. Желающие купить экологичный автомобиль получат скидку $25 тыс., а к неэкологичным моделям, наоборот, прибавят $25 тыс. 
  • Кроме того, каждая поездка по городу потребует не только потратиться на заправку, но и на парковку — от $1,2 до $2,4 в час.
  • «В сочетании с высокими процентными ставками по автокредитам, ценами на топливо и платой за техобслуживание покупка нового автомобиля является необоснованным с финансовой точки зрения решением», — отмечают сингапурцы.

Контекст

Такая стратегия властей вынуждает сингапурцев пересаживаться на общественный транспорт или пользоваться такси. Чтобы у жителей была возможность это сделать, власти развивают общественный транспорт. «В Сингапуре у вас нет необходимости владеть автомобилем», — отметили эксперты из города-государства.

  • За последние 10 лет город-государство запустил 1 тыс. новых автобусов и 200 поездов метро. Также власти прокладывают три новые линии подземки, 80% жителей имели возможность добраться до ближайшей станции за 10 минут. 
  • Власти заявили, что планируют потратить еще более $60 млрд на развитие общественного транспорта в этом десятилетии.
  • На острове площадью 728,6 кв. км проживает 5 млн человек, при этом Сингапур занял 96-е место из 416 городов мира в индексе загруженности дорог компании TomTom в 2019 году, до того, как пандемия повлияла на работу транспорта. В 2021 году он был 88-м из 404.

Однако эксперты отмечают, что высокая стоимость автомобилей также сопряжена с рисками, например она может сделать город менее привлекательным для международных специалистов. В 2021 году Сингапур стал самым дорогим после Гонконга местом для жизни по версии международной консалтинговой компании Mercer.

Мировая практика

Власти других стран также принимают меры, чтобы усложнить жизнь водителям, повысить привлекательность общественного транспорта и таким образом снизить огромное количество машин в городах.

  • В Лондоне за въезд в центр водители обязаны заплатить £15, а владельцы неэкологичных автомобилей — £12,5 дополнительно. Парковка в городе оплачивается отдельно, ее стоимость также зависит от экологичности авто и достигает £8.
  • В Париже власти пошли еще дальше и приняли решение к 2024 году запретить въезд в центр для всех водителей частных автомобилей. Кроме того, администрация города уже запретила движение дизельных автомобилей в пределах городской кольцевой дороги, сделала полностью пешеходной набережную Сены, ограничила доступ автомобилей на несколько улиц города и расширила тротуары.
  • В Риме введены зоны ограниченного движения — ZTL (Zona a Traffico Limitato) — въезд туда разрешен только местным жителям, рабочей технике, инвалидам и владельцам электромобилей. Рим так же, как и Париж, намерен запретить водителям въезжать в центр города к 2024 году, однако эта мера коснется только владельцев транспорта с дизельным двигателем. А власти Амстердама намерены сделать это к 2030-му.
  • В Токио, чтобы купить автомобиль, нужно сначала доказать властям, что его использование не доставит неудобств окружающим, и приобрести парковочное место не дальше чем в 2 км от дома. Стоимость такого места при этом сопоставима с ценой небольшой квартиры.
  • В Европе страны договорились также прекратить к 2035 году продажи новых автомобилей, работающих на двигателях внутреннего сгорания. Кроме того, с 6 июля текущего года там вступило в силу требование устанавливать на автомобили систему для ограничения скорости, которая не позволит автомобилистам нарушать скоростной режим. 

В Москве

Чтобы избавиться от пробок и защитить природу, Москва развивает общественный транспорт, создает инфраструктуру для велосипедистов, расширяет пешеходные зоны и развивает каршеринг. Помимо этого, город, как и другие мегаполисы мира, устанавливает определенные правила для автомобилистов.

  • С 2016 года в центре столицы появились парковки, на которых бесплатно могут поставить машину только жители близлежащих домов, для этого необходимо оформить специальное разрешение. Цена на парковку зависит от загруженности улиц, периодически власти меняют тарифы, чтобы контролировать поток авто. Эта мера позволяет не только освободить места для машин местных жителей, но и предотвращает «блуждающий трафик» — когда водители частных машин долго ездят в поисках парковочного места.
  • С 2011 по 2019 год в Москве появилось 200 км выделенных полос для движения общественного транспорта, а также экстренных и коммунальных служб и такси. Автомобилистам въезд на них запрещен, за это предусмотрен штраф — 3 тыс. рублей. 
  • Кроме того, город развивает пешеходные зоны, например в 2019 году от машин полностью освободили Школьную улицу в Таганском районе. 

В результате москвичи активно пересаживаются на городской транспорт — в 2022 году его выбирают две трети жителей, а число поездок на личных авто снизилось на 12% по сравнению с прошлым годом.

Копировать ссылкуСкопировано