Закон о локализации такси: в чем суть
Госдума сразу во втором и третьем чтениях приняла закон о локализации такси, направленный на поддержку российского автопрома. Согласно документу, для включения автомобиля в реестр такси необходимо выполнить одно из условий:
- автомобиль соответствует 3200 баллам локализации. Под локализацией понимается производство автомобиля или его запчастей на территории России. В расчете баллов учитываются, например, использование российского металла, сварка и окраска кузова, изготовление корпусных деталей рулевого механизма и т.д.;
- автомобиль произведен в рамках специального инвестконтракта, заключенного в период с 1 марта 2022 года по 1 марта 2025-го. В частности, за это время были подписаны соглашения с «Москвичом» и «Моторинвестом».
Закон вступит в силу 1 марта 2026 года с рядом исключений. В Калининградской области и Сибирском федеральном округе новые правила заработают 1 марта 2028-го, в Дальневосточном федеральном округе — 1 марта 2030-го. С 1 января 2033 года единственным критерием для внесения в реестр такси станет количество набранных баллов за локализацию.
Эксперты объясняют, что норма коснется всех легальных перевозчиков.
Чтобы сохранить (продлить) разрешение на деятельность такси или впервые его получить, перевозчику придется менять автомобиль. Само разрешение на деятельность такси действует 5 лет. Норма о локализации вступит в силу с 1 марта 2026 года, следовательно, чтобы с этой даты внести автомобиль в реестр такси, он должен соответствовать требованиям локализованности. Иными словами, для каждого перевозчика будет свой переходный период. В таксопарках срок эксплуатации авто в среднем 3–4 года, его все равно придется менять.
Павел Стенников
руководитель отдела по связям с общественностью сервиса заказа такси «Максим»
Какие автомобили подходят под требования закона о локализации такси
По данным РБК, сегодня требованиям закона соответствуют:
- четыре модели Lada (Granta, Vesta, Iskra, Aura);
- «Москвич-3» и «Москвич-6»;
- кроссоверы XCITE X-Cross 7 и X-Cross 8;
- электромобили Evolute i-PRO и i-JOY.
Фото: Станислав Красильников / ТАСС Фото: Антон Новодережкин / ТАСС Фото: Виталий Невар / ТАСС Фото: Сергей Карпухин / ТАСС
Эксперты, опрошенные «Коммерсантом», к этому списку добавляют китайские машины, выпущенные в РФ под российскими брендами. Так, в такси могут допустить марки, производимые на «Автоторе», — BAIC, Kaiyi и SMW. Некоторые источники на рынке утверждают, что по требованиям проходят электромобили Voyah, а также Citroen C5 Aircross и Tenet калужского производства.
Как закон скажется на таксистах
Представители отрасли «крайне удивлены» принятием законопроекта сразу во втором и третьем чтениях: бизнес неоднократно критиковал инициативу и обращался к Госдуме с просьбой внести ряд изменений. В частности, предлагалось убрать из законопроекта систему баллов, обеспечить господдержку перевозчиков и вывести из-под действия закона наиболее уязвимую группу — самозанятых.
Только по официальным данным Федеральной налоговой службы, в России насчитывается 632 тыс. самозанятых водителей такси. Причем, например, в Дальневосточном и Сибирском федеральных округах 94% и 76% личных автомобилей, соответственно, — иностранные, не подходящие под критерии законопроекта.
У нас, к сожалению, выпадает такая категория, как люди, которые подрабатывают на своих машинах. Это люди, которые делают всего лишь одну-две поездки в день, то есть самозанятые на собственных автомашинах. И понятно, что люди покупали свои машины, не думая о локализации. Они покупали то, что могли, и то, что нужно им для семьи. Если взять Урал, Зауралье, Сибирь, Дальний Восток — это машины крупные, потому что они выполняют функцию еще и транспортного средства для семьи — перевозки, на дачу съездить, на рыбалку и так далее. И эти люди, к сожалению, будут вынуждены уходить в тень.
Сергей Лисовскийзаместитель председателя комитета Госдумы по защите конкуренции
На пленарном заседании председатель Госдумы Вячеслав Володин заявил, что закон о локализации такси не требует от самозанятых водителей менять машину.
Нам надо, безусловно, учесть, что частник, который работает в извозе, занимаясь этой деятельностью, не должен быть обижен. Для этого принято решение, что можно использовать свой автомобиль, пока он не выработает ресурс.
Вячеслав Володин
председатель Госдумы
Других разъяснений не последовало, в самом законопроекте этот пункт не закреплен. Участники рынка считают, что теперь водители, использующие собственные автомобили для такси, с еще большей скоростью будут уходить в тень и работать нелегально без уплаты налогов.

Накануне заседания Госдумы исследование под названием «Влияние локализации автомобилей такси на положение отрасли» опубликовал Аналитический центр при правительстве России. В нем прогнозируется, что высокие расходы на замену машин спровоцируют уход из отрасли до 51% водителей (примерно 507 тыс. человек) и существенный рост тарифов в ближайшие 5–7 лет. По оценкам экспертов, рынок такси потеряет 289 млрд рублей на обновлении авто. Расходы на замену одной машины составляют примерно 470,9 тыс. рублей при сроке их окупаемости до 16 лет (без учета роста тарифов).
16 лет. Проживет ли Lada Granta в такси 16 лет? Не распадется ли на плесень и липовый мед? Сейчас, как пишут аналитики, только 11% личных машин частично занятых и 16% личных машин полноценно занятых водителей подходят под локализацию. А в сегменте аренды доля соответствия не превышает 20% в среднем по России.
Антон Шапарин
вице-президент Национального автомобильного союза
В «Яндекс Такси» рассчитывают на «диалог с властями», а в сервисе «Максим» обращают внимание еще и на то, что рынок бюджетных автомобилей в России «фактически отсутствует» — те же машины Lada стали «слишком дорогими». Сами таксисты в открытых Telegram-чатах шутят про тариф «Дискомфорт» — к пассажиру приедет «отечественная машина по завышенной цене».
Как закон скажется на пассажирах
На фоне введения новых требований стоимость проезда, по прогнозам экспертов, вырастет на 50% (в 1,5 раза). Прямо сейчас эффекта ждать не стоит — увеличение тарифов будет ощущаться постепенно, в перспективе 3 лет, по мере выхода иномарок из эксплуатации.
Когда эти машины технически не смогут работать, их будут изымать из реестра такси, а новые ставить не будут. Число машин уменьшится, цены вырастут. У нас будет развитие нелегального извоза, как в старые времена. В больших городах такси останется в каком-то количестве, но будет стоить очень дорого.
Антон Максимов
автор проекта «Омбудсмен такси»
В Российском союзе промышленников и предпринимателей полагают, что после вступления закона в силу будут развиваться альтернативы такси, например райдшеринг, то есть совместные поездки на одном авто с попутчиками.
Фото обложки: Олег Елков / ТАСС