КиберпанкДеталиИнтернет

За руль — в один клик: маркетплейсы начали торговать автомобилями. Приживется ли онлайн-авторитейл в России и как это работает в других странах

Приобрести удаленно можно пока лишь на Ozon и только машины бренда Chery, услуга доступна для москвичей и жителей Подмосковья. 

Россияне все еще неохотно выбирают такой способ покупки — всего 12% готовы отдать деньги за авто, не посещая дилерские центры. 

Что происходит

Автомобиль в России теперь можно купить во время онлайн-шопинга — торговать машинами начали и маркетплейсы. Первым продажи в интернете запустил Ozon.

Пока услуга доступна в Москве и Подмосковье и только для покупки автомобилей китайского бренда Chery. Предоставление кредита при совершении такой покупки не предусмотрено, но представители маркетплейса отмечают, что список услуг, городов и ассортимент машин в будущем расширятся. 

Продавцом выступает официальный дилер Chery в России, который в полном объеме обязуется выполнять гарантийные обязательства и сервисное обслуживание.

В 2020-м на маркетплейсе уже запускали раздел «Автомобили», но тогда покупатели могли лишь забронировать машину — забирать ее и оплачивать нужно было в дилерском центре. Теперь же платеж можно совершить прямо через маркетплейс, а договор купли-продажи — подписать при доставке авто.

Пока непонятно, будут ли другие российские маркетплейсы и сервисы развивать торговлю авто. В Wildberries изданию «Ведомости» заявили, что ритейлер сейчас сфокусирован на развитии сегмента автотоваров, а в «Яндекс.Маркете» и «Авито» на запрос не ответили.

Мировая практика 

  • В основном автомобили — как подержанные, так и новые — продают не на универсальных маркетплейсах, а на специализированных платформах. Один из самых популярных авторитейлеров в США — Carvana, который продает машины через вендинговые аппараты. Они работают по аналогии с автоматами по продаже воды, снеков или билетов в метро: покупатель оплачивает автомобиль онлайн и уже на следующий день может забрать его в одном из 27 автоматов, расположенных по всей стране. На тест-драйв дается 7 дней, в течение которых авто можно вернуть. 
  • В Европе особенно популярны платформы Auto1, Aramis и Cazoo, где в основном продают подержанные автомобили.
  • В Китае пользуется популярностью платформа Huasheng Haoche — в отличие от других онлайн-сервисов, она оптом и напрямую закупает автомобили у производителей и часто предлагает пользователям купить товары по ценам ниже розничных. 
  • Также предложения о покупке машины онлайн можно встретить и на универсальных маркетплейсах, например на eBay, Amazon или AliExpress. Однако эксперты советуют очень внимательно проверять такие предложения: эти машины часто не сертифицируются и не проходят краш-тесты. 

Что говорят

  • Согласно глобальным опросам, абсолютное большинство покупателей автомобилей — около 88% — выбирают машины через интернет, не посещая дилерские центры. В основном для сравнения характеристик разных моделей и цен на них преимущественно используют смартфоны. Но совершить онлайн-покупку на маркетплейсах готовы только 23% опрошенных по всему миру. Люди, которые выбирают такой способ покупки, отмечают, что он позволяет экономить время, а в некоторых случаях и цены на маркетплейсах оказываются выгоднее, чем у офлайн-дилеров. 
  • Среди россиян уровень готовности к таким крупным интернет-покупкам чуть ниже: по данным сервиса «СберАвто» и медиахолдинга Rambler&Co, приобрести авто дистанционно готовы 12% респондентов. Еще 21% опрошенных согласны покупать онлайн, только по более выгодной цене. 
  • Эксперты, опрошенные «Ведомостями», не уверены в перспективности продаж авто через маркетплейсы в России. По их мнению, сейчас это напоминает авантюру, на которую готовы пойти лишь «исключительные люди». 
  • Представители автодилеров отмечают, что у клиентов при таком способе покупки нет возможности задать технические вопросы консультанту, подключить дополнительные опции и услуги по обслуживанию. 
  • С другой стороны, на маркетплейсах может быть представлен существенно больший ассортимент авто, чем в «классических» салонах, это может повысить интерес покупателей и готовность покупать онлайн, отмечают специалисты. 

Контекст

  • В 2023 году продажи автомобилей в России существенно выросли. Особенно это стало заметно в начале лета: по данным агентства «Автостат», в июне россияне приобрели 82,4 тыс. легковых машин — это в 2,5 раза больше, чем годом ранее. Всего же за первую половину 2023-го было продано 428,3 тыс. авто, что почти на 10% больше, чем за тот же период 2022-го.
  • При этом покупатели все чаще используют заемные средства: по подсчетам экспертов, опрошенных «Коммерсантом», 51% всех новых автомобилей и 10% машин с пробегом россияне приобрели в кредит. 
  • Многие опасаются роста цен и стараются успеть приобрести авто по текущим ставкам — объясняют повышенный спрос эксперты. Также, по их словам, на рост продаж повлиял выход на рынок новой модели Lada — Vesta NG.
  • Помимо Lada, в числе лидеров на рынке новых автомобилей остаются китайские бренды Chery, Geely, Haval и Changan.