Культурный кодДеталиЭкология

Японский бренд одежды выпустил свитер из забродивших бактерий

Он стоит $800, но, чтобы купить инновационный предмет одежды, нужно выиграть в лотерее, а потом почти месяц ждать отправки по почте. 

Свитер состоится из так называемой «веганской шерсти» на 30%.

Биотехнологический стартап Spiber и горнолыжная марка одежды Goldwin создали свитер, который на 30% состоит из так называемой «веганской шерсти». Официально этот материал назвали Brewed Protein, что дословно переводится как «забродивший белок». Его получают с помощью  брожения растительной биомассы. Бактерии, сахар и минералы помещают в резервуары, а после ферментации микроорганизмы отделяют от белка. Затем его сушат и превращают в волокно, похожее по свойствам на паутину. 

  • Создатели The Switer считают, что их разработка станет важным шагом по внедрению экологичных материалов в производство одежды. 
  • На 70% свитер от Spiber и Goldwin состоит из обычной шерсти, поскольку инновационный материал пока производится в небольших объемах. 
  • Стоит The Switer $800, однако просто приобрести предмет одежды нельзя. Сначала нужно принять участие в лотерее, которая пройдет 29 ноября. Тем, кто победит в розыгрыше, начнут отправлять посылки со свитерами из забродивших бактерий 25 декабря. 
  • Spiber более 10 лет разрабатывает аналог паучьего волокна. Год назад компания вместе с Goldwin создали для бренда The North Face первую в мире куртку из паучьего шелка. Она продавалась за $1400. 

Самые необычные материалы, из которых делают одежду и обувь

  • Наполнитель из цветов используют вместо пуха в зимних куртках марок Pangaia и May West. Утеплитель в пуховиках Pangaia состоит из полевых растений, у May West — из пушистых венчиков семян ваточника. Основательница May West Алайна Разиль утверждает, что такой наполнитель теплее шерсти, а его производство позволит восстановить популяцию бабочек-монархов — они питаются нектаром ваточника. 
  • Pangaia также выпускает футболки из морских водорослей. 
  • Материал Orange fiber, созданный из апельсинового жмыха, выбрали для своих коллекций Salvatore Ferragamo и марка H&M. 
  • Итальянская компания GradoZero Espace на основе грибов разработала материал, неотличимый на вид и на ощупь от кожи. Muskin (от mushroom — «гриб» и skin — «кожа») выращивают на ровной поверхности с нанесенной питательной средой. После снимают получившуюся пленку и высушивают. В итоге получается прочная и гибкая экокожа. Такой материал используют всего несколько стартапов — MycoWorks, Le Qara, Fungi Fashion. 
  • Из крапивы одежду и аксессуары производит российский экобренд Petrichor. 
  • Конопля используется десятками российских марок для создания экологичный одежды. Из зарубежных брендов на этот материал обратил внимание Levi’s. Компания выпустила джинсы из конопляного волокна. 

Как бренды одежды переходят на экологичное сырье 

По данным исследований, в Великобритании около 50% покупателей волнует, из чего и как создана их одежда. Больше всего подобными вопросами интересуется молодежь в возрасте до 24 лет.

В 2017 году 94 компании, представляющие в совокупности 12,5% рынка одежды, подписали соглашение Global Fashion Agenda 2020. Оно предполагает более эффективное использование воды, разработку экологичных волокон и создание новых систем переработки. Некоторые бренды дополнили это соглашение собственными инициативами. 

  • Adidas собирается перейти на использование исключительно переработанного пластика к 2024 году.
  • H&M планирует производить одежду только из переработанных и экологически чистых материалов с 2030 года. 
  • Компания Fast Retailing, владеющая Uniqlo, намерена сократить использование воды и химикатов при изготовлении джинсов с эффектом потертости и вместо этого использовать лазер. 
  • Prada пообещала заменить нейлон на более экологичные материалы.  
  • Zara измельчает обрезки ткани и делает из него другой материал — рефибру. Из нее производят более дюжины наименований одежды: футболки, штаны, топы.

Влияние индустрии моды на экологию 

  • Из-за увеличения производства одежды за последние 15 лет текстильная промышленность по выбросам СО2 опередила авиацию. 
  • Один из самых распространенных синтетических материалов — полиэстер — делают из сырой нефти, добыча которой может загрязнить окружающую среду. Нужный цвет полиэстеру придают химическими красителями, отравляющими грунтовые воды. Полученный в итоге предмет одежды после окончания использования долго не разлагается. 
  • Выращивание хлопка для одной футболки требует столько же воды, сколько человеку нужно на 3 года жизни.