Изменение стратегии Xbox и конец консольных войн
В 1996 году грандиозная консольная война между японскими гигантами Nintendo и Sega закончилась оглушительной победой… Sony, вышедшей на рынок с PlayStation. Sony буквально стерла в порошок Sega, а Nintendo начала переход в собственный сегмент рынка, где у нее нет конкурентов и где она доминирует до сих пор. Новый миллениум принес с собой новую консольную войну — в 2001 году на рынок вышла Microsoft с Xbox, и с тех пор «синие» и «зеленые» находятся в состоянии бесконечной схватки. Консольная война между Sony и Microsoft продолжалась в разы дольше, чем между Sega и Nintendo, но в этом году она может подойти к концу.
Начиная от главного майкрософтовского эксклюзива — Starfield — и заканчивая более нишевыми успехами, такими как изумительный прошлогодний музыкальный экшен Hi-Fi Rush и мультиплеерный пиратский симулятор Sea of Thieves. Даже еще не выпущенная игра про Индиану Джонса может, по слухам, попасть на консоль Sony.
Негодованию фанатов Xbox — и инфлюенсеров, специализирующихся на освещении консоли, — нет предела. Это понятно. Казалось бы, ребячество — зачем возмущаться тем фактом, что кто-то еще сможет поиграть в игры, к которым есть доступ у тебя. Но по факту покупатели Xbox оказываются в положении проигравших, ведь эксклюзивы Sony на Xbox никто выпускать не собирается. Получается, лояльная аудитория Xbox за свою преданность получает более урезанную библиотеку игр по сравнению с теми, кто играет на PlayStation или персональных компьютерах.
Гендиректор Xbox Фил Спенсер, реагируя на слухи и волнения фанатов, анонсировал на следующую неделю «мероприятие с апдейтом по состоянию бизнеса», где он поделится своим «видением будущего Xbox». Если бы фанатское сообщество Xbox работало в Microsoft, это звучало бы как подготовка к объявлению массовых сокращений. Спасибо, что были с нами, нас ждут новые великие дела. По отдельности.
Гендиректор Microsoft Сатья Наделла всегда был сторонником максимальной мультиплатформенности и открытости для продуктов компании в противовес той же Apple, направление Xbox в этом плане выбивалось из общего тренда. Весь последний год топ-менеджмент Microsoft мотался по судам по поводу покупки Activision Blizzard и доказывал там антимонопольщикам, что Call of Duty и Diablo никогда не станут эксклюзивами, потому что их выгоднее продавать на всех платформах.
А неделю назад в квартальный отчет Microsoft впервые включили выручку от Activision Blizzard и ее мультиплатформенных тайтлов, и, шок и удивление, игровое направление компании вдруг впервые обошло по выручке направление Windows и стало третьим крупнейшим источником выручки. Первые два — облачные решения и все, что связано с Office, который сегодня можно запустить даже на утюге, чтобы быстро накидать эссе о ненависти к глажке. Другими словами, направления, построенные на полном платформенном агностицизме.
С другой стороны, Microsoft уже почти 10 лет не раскрывает цифры по продажам консолей Xbox. Истерическая скупка студий, которой компания занималась последние несколько лет, не смогла сманить давних фанатов Sony и колеблющихся и закончилась необходимостью поклясться, что последняя такая сделка точно не закончится эксклюзивностью. Но выход условного Starfield на PS5 не является эндшпилем для Microsoft.
Компания продолжает делать ставку на Game Pass, свой подписочный сервис, дающий за ежемесячную плату доступ к огромному каталогу. Game Pass неоднократно называли «Нетфликсом для игр», но до сих пор это было некорректное сравнение, ведь работал он только на приставках Xbox и компьютерах под Windows. Программа максимум — это Game Pass везде: на Xbox, которые Microsoft может продолжать делать, на портативной Steam Deck от Valve, на PlayStation 5, на Nintendo Switch, на, в конце концов, макбуках, айфонах, Apple Vision Pro и Meta* Quest от признанной экстремистской компании. Netflix он потому и Netflix, что везде.
Вряд ли Фил Спенсер на следующей неделе анонсирует настолько масштабный сдвиг, но и Nintendo не сразу уплыла в свой «голубой океан». В начале нулевых, когда PlayStation 2 уже вовсю воевала с Xbox, Nintendo еще пыталась конкурировать в том же сегменте с GameCube. Исход известен — PS2 до сих пор и, вероятно, навсегда, самая продаваемая консоль в истории. В следующем поколении Nintendo выпустила слабенькую, но семейную и веселую Wii, а параллельно — мобильную Nintendo DS, ныне — вторую самую успешную консоль в истории. Выпущенная в 2017 году гибридная Nintendo Switch — третья самая продаваемая в истории, и это на железе, которое на момент релиза на годы отставало по мощи от машинок Sony и Microsoft. По итогам 2023 года эксклюзив Nintendo Legend of Zelda: Tears of the Kingdom, выпущенный только на Switch, лишь чуть-чуть уступил по продажам Hogwarts Legacy, доступной на шести платформах, включая по два поколения Xbox и PlayStation и тот же Switch.
Сегодня Microsoft, застрявший в безвыигрышной позиционной войне в Sony, имеет возможность поменять правила игры и перейти в новое состояние ценой разочарования целой армии фанатичных сторонников. Хватит ли трехтриллионной компании на это решимости — увидим уже скоро.
Тем временем в других новостях
Tencent якобы работает над мобильной версией Elden Ring, сообщает Reuters. И, опять же по слухам, отменила разработку мобильной игры во вселенной культовой серии Nier. Проект по Nier Tencent закрыла потому, что а) не хочет платить роялти выше 10%, а принято в индустрии не меньше 15%, и б) не придумала эффективную схему монетизации. С мобильной версией Elden Ring все тоже сложно и мучительно, и не факт, что проект не закроют задолго до релиза. Разработчика оригинальной игры From Software любят как раз за полноценные качественные релизы, и мобильная версия с микротранзакциями оттолкнет большую часть аудитории. С другой стороны, Tencent сегодня владеет 16% акций From Software и, вероятно, может привлечь часть команды, работавшей над оригиналом, к созданию своей версии, а это уже может быть интересно.
Во Франции начался суд над бывшими топ-менеджерами Ubisoft, судят их за харассмент и даже абьюз. Сам скандал был в 2020–2021 годах, и обвиненные менеджеры были уволены тогда же. Сама компания и ее босс Ив Гиймо в разборках не участвуют. Зато за первую половину 2023 года Ubisoft отчиталась о рекордной выручке, в основном за счет старого каталога и, в частности, мультиплеерного шутера Rainbow Six Siege. Учитывая, что в этом году наконец-то выйдет Skull and Bones и, вероятно, Star Wars Outlaws, французы в хорошем настроении.
В Steam стартовал ежегодный Next Fest, фестиваль демоверсий находящихся в разработке игр. Настоящий праздник для тех, кто хочет увидеть, что нового и странного прямо сейчас готовят инди-разработчики со всего мира. Как пример с упором на «странное» — безумного вида адвенчура Indika про русскую монашку с буквальным дьяволом в голове.
Релизы недели
Foamstars
Подписчики PS Plus на этой неделе могут попробовать мультиплеерный шутер про кейпоперов в мыльной пене Foamstars на PS4 и PS5. На самом деле это клон нинтендовского Splatoon, где ключевую роль играет заливание пространства жидкостью своей команды. Нет, я не знаю, как это лучше сформулировать.
Helldivers 2
8 февраля в Steam и на PS5 выходит кооперативный шутер Helldivers 2, беззастенчиво копирующий эстетику «Звездного десанта». Космические спецназовцы отстреливают орды насекомоподобных чужих, но с изюминкой: «огонь по своим» всегда включен, и ключевая задача — на азарте не расплавить соратников. В оригинальном Helldivers навскидку половина смертей бойцов приходились на раздавливание сброшенной с орбиты капсулой с боеприпасами.
*Компания Meta признана в России экстремистской.