Что происходит
Жителей США атакуют спам-звонками и письмами. В марте каждый американец в среднем получил по 42 текстовых спам-сообщения.
Контекст
Объем спама увеличивается из-за роста зависимости от онлайн-общения на фоне пандемии. Аферисты осваивают соцсети и сервисы для видеозвонков.
Мировая практика
Больше всего спама получают жители Китая. За ним следуют Сингапур, Аргентина, Индия и Россия.
В России
Каждое пятое электронное письмо в России — это спам от мошенников, подсчитали эксперты в области ИТ-безопасности.
Что происходит
На жителей США буквально обрушился шквал спам-звонков и писем, пишет Axios.
- По данным приложения RoboKiller, блокирующего спам-звонки и СМС, в марте каждый американец в среднем получил около 42 текстовых спам-сообщений — только за месяц их стало больше на 30%.
- Количество звонков от роботов за тот же период выросло на 20%.
- В целом за 2020–2021 годы объем спама на различных сервисах вырос на 30%. При этом выросла и доля мошеннических рассылок.
- Злоумышленники чаще всего используют именно текстовые сообщения: их с наибольшей вероятностью откроют и кликнут на ссылку, которая ведет на мошеннический сайт.
- У аферистов появилось и новая «фишка»: они имитируют номера самих пользователей, которые получают сообщения как будто от себя самого. Сбитые с толку, они переходят по вредоносной ссылке, чтобы понять, что происходит.
По данным Федеральной торговой комиссии США, в 2021-м американцы потеряли $131 млн только из-за мошеннических текстовых сообщений — это в 2 раза больше, чем годом ранее.
Контекст
Резкий рост спама эксперты связывают с пандемией коронавируса, а именно с растущей зависимостью людей от дистанционного общения.
- Еще в 2020-м Федеральная комиссия по связи США (FCC) сообщила об увеличении числа жалоб на текстовые сообщения почти на 146%.
- Беспрецедентный рост преступности зафиксирован в соцсетях. На них, в первую очередь на Facebook* и Instagram*, приходится примерно 25% всех случаев мошенничества в США — это в 18 раз больше, чем в 2017 году.
- Популярность набирает криптомошенничество. В основном на удочку аферистов попадаются люди от 18 до 39 лет, которые хотят инвестировать в цифровую валюту, но в итоге остаются вообще без денег.
- В последнее время аферисты начали использовать FaceTime, популярный сервис для видеозвонков на iPhone. Они «бомбардируют» звонками пользователей, а затем сбрасывают их, вынуждая перезванивать. Сложность в том, что Apple не позволяет автоматически блокировать звонки FaceTime от незнакомых номеров, это приходится делать вручную.
- Через спам-сообщения мошенники также предлагают купить поддельные лекарства от COVID-19, маски и тесты.
Аналитики в сфере кибербезопасности отмечают, что злоумышленники становятся изобретательнее. Спамеры теперь «больше используют слабости людей, чем слабости компьютеров».
Я ничего не могу установить на ваш компьютер, чтобы вас не могли обмануть.
Честер Вишневски
главный научный сотрудник компании в сфере ИТ-безопасности Sophos
Мировая практика
Больше всего спама получают жители Китая — он содержится в 56% всех входящих электронных писем, подсчитал разработчик антивирусного ПО Eset.
- Далее расположились Сингапур, Аргентина, Индия. Замыкает пятерку Россия (по разным данным, от 18% до 27% всех писем — спам).
- По данным разработчиков, 16% всех мошеннических спам-писем в мире отправляют с территории США, далее идут Япония (13,3%), Китай (9,6%), Франция (7,0%) и Польша (6,6%).
- Чаще всего в теме письма используется некая отсылка к COVID-19. Популярны в мошеннических сообщениях и такие теги, как «омикрон» и другие штаммы коронавируса. В этих письмах чаще всего предлагается получить государственные льготы или выплаты после болезни. Но сначала мошенники просят предоставить личную информацию, включая паспортные и банковские данные.
Есть несколько способов обезопасить себя от мошенников, помимо очевидного — установить антивирусное ПО.
- Придумать уникальный пароль и включить
двухфакторную аутентификацию при входе в свои учетные записи. - Отключить автозагрузку изображений на своем устройстве.
- При регистрации на сайтах использовать логин вместо электронной почты.
- Не нажимать кнопку «Отписаться» в электронном письме, пока не станет понятно, что оно отправлено реальной компанией, а не мошенниками. Лучше пометить его как спам.
- При возможности навести мышку на предлагаемую ссылку, не нажимая на нее, чтобы высветился адрес ссылки. Далее проверить, нет ли в нем опечаток.
- Проверить, не использовали ли мошенники вашу почту или номер телефона, можно на сайте haveibeenpwned.com.
В России
Каждое пятое электронное письмо в России — это спам от мошенников, подсчитали эксперты Eset.
- Россияне теряют немалые деньги, попадаясь на их уловки. Например, при использовании фейковых платежных систем люди за год лишились 3,15 млрд рублей. Их заманивают спам-рассылкой, ведущей на страницу интернет-магазина или онлайн-сервиса. В процессе «оплаты» товара или услуги пользователь попадает на сервер мошенника.
- Что касается спам звонков, то их получают около 98% россиян, по данным исследовательского проекта Tinkoff Data. При этом 37% опрошенных даже не могут определить, кто с ними разговаривает, человек или робот.
- В МИРЭА предложили обязать компании предупреждать клиентов о том, что с ними разговаривает робот, и дать право сразу же переключиться на реального сотрудника. В феврале в Госдуме эту инициативу поддержали.
*Продукты компании Meta, признанной экстремистской в России.