КапиталДетали

Volkswagen вложит $5,8 млрд в производителя электромобилей Rivian: поможет ли это немецкому концерну выбраться из кризиса

Немецкий концерн Volkswagen Group и американский производитель электрокаров Rivian создадут общее предприятие. Около 1 тыс. инженеров и конструкторов обеих компаний будут работать в Калифорнии над ПО для электрических авто. Первые совместные модели, как ожидается, поступят в продажу в 2027 году. Так Volkswagen и Rivian пытаются преодолеть кризис.

Сделка Volkswagen и Rivian

Немецкий автоконцерн Volkswagen Group инвестирует $5,8 млрд в Rivian — американский стартап по производству электромобилей, который конкурирует с Tesla Илона Маска. Акции Rivian на этой новости подорожали на 9%. Компании-партнеры создадут совместное предприятие, где будут работать над программным обеспечением для электромобилей. Сделка выгодна обеим сторонам, говорят эксперты: Rivian, страдающий от серьезных убытков, получит необходимую финансовую поддержку, а Volkswagen в обмен на инвестиции — технологии американского стартапа и сильного партнера для разработки ПО. При этом как Rivian, так и Volkswagen продолжат отдельно управлять своим бизнесом. 

Партнерство с Rivian — следующий логичный шаг в нашей стратегии разработки электроники для автомобилей. С внедрением технологий Rivian мы укрепим наши глобальные конкурентные и технологические позиции. Мы собираемся предложить нашим клиентам лучшие продукты и возможности использования цифровых технологий по привлекательным ценам. 

Оливер Блюме
генеральный директор Volkswagen Group 

Создание нашего совместного предприятия с Volkswagen Group знаменует собой важный шаг вперед в переходе мира на электромобили. Мы рады видеть, что наши технологии внедряются в автомобили за пределами Rivian, и с нетерпением ждем будущего. 

Ар-Джей Скариндж
основатель и генеральный директор Rivian

Новое совместное предприятие получило название Rivian and VW Group Technology. Его возглавят директор по программному обеспечению Rivian Вассим Бенсаид и главный инженер-технолог VW Group Карстен Хелбинг. Команда из инженеров и конструкторов обеих компаний (в общей сложности 1 тыс. человек) будет совместно работать в Калифорнии, а затем для них откроют еще три площадки — в Северной Америке и Европе. Bloomberg пишет, что небольшой группе журналистов уже показали прототип электрокара, над которым в течение 12 недель работали сотрудники Volkswagen и Rivian. В продажу первые совместные модели, как ожидается, поступят в 2027 году.

Фото: David Paul Morris / Bloomberg

Основатель Rivian Ар-Джей Скариндж рассказал, что инвестиции Volkswagen также пойдут на наращивание производства бюджетного электрического внедорожника R2. Кроме того, средства направят на производство платформы для электрокаров среднего размера на заводе в Джорджии (его строительство Rivian приостановил в начале 2024 года). 

Чем известен Rivian и почему в стартап вкладываются крупные автопроизводители

Инженер Ар-Джей Скариндж основал Rivian еще в 2009 году. На разработку технологий для электромобилей стартап потратил почти 10 лет, за это время он привлек $450 млн инвестиций. Первые люксовые машины на батарейках — кроссовер R1S (сегодня стоимость стартует от $75,9 тыс.) и пикап R1T (от $70 тыс.) — компания представила только в 2019 году. Их заряда хватает на 650 км — больше, чем у любого другого производителя. Уже тогда Rivian назвали главным конкурентом Tesla и «ночным кошмаром» Илона Маска. 

В 2021 году Rivian провел одно из крупнейших IPO в истории (шестое, по данным Bloomberg), продав 153 млн акций. В первый день торгов капитализация компании превысила $90 млрд, притом что руководство накануне выхода на биржу рассчитывало на оценку в $50 млрд. Теперь компания стремится нарастить производство и выйти в массовый сегмент, но мощности Rivian значительно уступают той же Tesla. Так, если стартап Скаринджа в 2023 году продал около 50 тыс. электрокаров, то у компании Илона Маска этот показатель составляет более 1,8 млн. 

Ранее одним из крупнейших акционеров компании была американская Ford Motor с долей около 12%. Но в 2021 году стороны отказались от планов по совместной разработке электромобиля, и Ford постепенно продала большую часть своих акций. В 2022 году соглашение о создании общего предприятия с Rivian подписал немецкий концерн Mercedes-Benz Group. Они собирались запустить производство электрических микроавтобусов в Центральной или Восточной Европе. Но уже через 3 месяца Rivian изменила планы, чтобы сосредоточиться на собственных проектах и добиться роста прибыли. 

Из-за вложений в ускоренное производство пикапов и внедорожников Rivian несет огромные убытки (за первые 3 месяца 2024 года — более $1,4 млрд). С начала 2024 года и до момента объявления о сделке с Volkswagen (впервые об этом стало известно в июне) акции Rivian упали примерно на 49%, а с момента IPO — подешевели на 88%.

Кризис Volkswagen и всего европейского автопрома: причины 

Volkswagen вкладывается в партнерство с Rivian на фоне сильнейшего кризиса. Несмотря на то что немецкий концерн остается вторым по величине в мире (после Toyota), он теряет долю продаж в Северной Америке. Речь в первую очередь об электромобилях. Так, по данным Kelley Blue Book, доля Volkswagen на рынке электрокаров в США в третьем квартале 2024-го составила лишь 3,4%. 

Завод Volkswagen в Германии
Фото: EPA / TASS

Переход на электрические автомобили стал серьезным вызовом как для Volkswagen, так и для других европейских производителей. Немецкий концерн столкнулся с высокими затратами на электроэнергию и рабочую силу. Прибыль компании в третьем квартале упала на 42% — до $2,86 млрд. Это самый низкий показатель за последние 3 года. Гендиректор Volkswagen одной из главных причин кризиса считает «многолетние структурные проблемы»: автопроизводитель последние 15 лет ежегодно тратил примерно на €1,5 млрд больше необходимого. Ситуацию усугубили сложная экономическая ситуация и рост конкуренции в Европе и Азии. 

Пирог стал меньше, а гостей за столом — больше. В Европе продается меньше автомобилей, и в то же время новые конкуренты из Азии агрессивно выходят на рынок. 

Оливер Блюме
генеральный директор Volkswagen Group 

Все это подталкивает Volkswagen к жестким антикризисным мерам: концерн допустил закрытие трех заводов в Германии — впервые почти за 90 лет работы, а также планирует сократить тысячи сотрудников и уменьшить зарплаты на 10%, чтобы избежать массовых увольнений. Это уже спровоцировало забастовки работников, которые, наоборот, потребовали увеличения жалования на 7%.

Кризис в Volkswagen отражает состояние всего немецкого и европейского автопрома. Крупнейшие компании пострадали от конкуренции со стороны более дешевых китайских электрокаров и падения спроса на машины в ЕС. Так, в августе продажи новых авто в Европе упали на 18%. В случае с электромобилями цифры заметно выше: в Германии и Франции продажи обвалились на 69% и 33% соответственно. В ФРГ эту тенденцию связывают с высокими ценами на электрические машины и с отменой госсубсидий на их покупку.

На этом фоне BMW и Mercedes-Benz ожидают серьезное снижение продаж по итогам 2024 года. К тому же акции компаний падают из-за опасений инвесторов: они предполагают, что избранный президент США Дональд Трамп повысит пошлины на импортные автомобили. Так, после выборов — 6 ноября — бумаги BMW потеряли в цене 5,7%, Mercedes-Benz Group — 5,4%, а Volkswagen Group — 3,5%. 

Фото обложки: Filip Singer / EPA / TASS

Копировать ссылкуСкопировано