Что происходит
Автоконцерн Volkswagen сокращает производство электромобилей на двух заводах в Германии из-за снижения спроса в Европе и сокращения государственных субсидий.
- На главном предприятии по производству электромобилей в Цвиккау до 16 октября приостановят выпуск моделей Volkswagen ID.3 и Cupra Born. Сборка ID.3 на заводе в Дрездене остановится в первые две недели октября.
- По словам представителя, Volkswagen ведет переговоры с представителями профсоюзов о том, как производство в Цвиккау продолжится во второй половине октября. Сборка в Дрездене в этот период вернется в нормальный режим.
- После отмены государственных субсидий снизилось количество заказов на служебные электромобили, на которые приходилось около 70% производства Volkswagen в Цвиккау. На этом фоне компания решила уволить 269 временных работников, чьи контракты скоро истекают.
Почему это происходит
Спрос на электромобили в странах Европы в последние месяцы начал снижаться из-за подорожания электроэнергии, общего роста стоимости жизни и сохраняющейся обеспокоенности потребителей по поводу инфраструктуры для зарядки и запаса хода аккумуляторов.
- Volkswagen заявил о замедлении роста продаж в ЕС еще в декабре 2022 года. Тогда производитель сообщил, что изучает альтернативные химические составы аккумуляторов с меньшей эффективностью, но более низкой стоимостью в условиях роста цен на никель и кобальт. Предположительно, они могут появиться на рынке в 2026 году.
- Tesla для поддержания спроса в Европе несколько раз в текущем году снижала цены на свою продукцию. Например, в апреле скидка на некоторые модели достигала 10%.
- В сложившейся ситуации Германия выступает за расширение использования двигателей внутреннего сгорания в рамках климатических планов Европейского союза за счет использования так называемого
электротоплива .
Расклад сил
По данным исследования, проведенного в мае подразделением немецкой страховой компании Allianz, наибольшую опасность для европейских автопроизводителей представляют китайские компании.
- По подсчетам Еврокомиссии, 8% европейского рынка занимают собранные в Китае электромобили. За пару лет, согласно прогнозам, показатель удвоится. При этом цены на китайские модели в среднем на 20% ниже европейских аналогов. «Китай наводнил мировой рынок дешевыми электромобилями. Цены на них искусственно занижены за счет огромных госсубсидий», — заявила глава ЕК Урсула фон дер Ляйен.
- По подсчетам экспертов, к 2030 году импорт авто из Китая будет стоить производителям электромобилей в Европе до $7,7 млрд в виде упущенной выгоды. Также европейские компании сталкиваются со снижением доли рынка в самом Китае, где их теснят местные производители.
- Кроме того, рост объемов импорта электромобилей к 2030 году приведет к сокращению ВВП Европейского союза на 0,15%.
В России
По данным за июль 2023 года в стране было зарегистрировано 25,7 тыс. электромобилей. Хотя лидером на рынке остается Nissan (12,4 тыс. авто), в пятерку вошел и отечественный бренд Evolute (1,1 тыс.). Производство этих электромобилей в РФ стартовало лишь в сентябре прошлого года.
Выбор отечественных электромобилей постепенно растет.
- На столичном автомобильном заводе идет крупноузловая сборка электромобиля «Москвич 3е». Ожидается, что с 2026 года авто будут производить с использованием российских компонентов — электродвигателя, тяговой батареи и других элементов.
- В конце июля «Кама» открыла предзаказ на электромобили «Атом», серийная сборка которых начнется в 2025 году. Пятиместный хэтчбек будут производить на заводе «Москвич». Авто сможет разгоняться до 100 км/ч за 7 секунд, а максимальная скорость составит 170 км/час. Планируется, что ежегодно будет производиться до 200 тыс. электромобилей.
- Спрос на электромобили тоже растет. За январь–август 2023 года было продано почти 7 тыс. новых электрокаров — в 4,4 раза больше, чем за тот же период прошлого года. Продажи подержанных электромобилей выросли на 19%.