Что такое VR-рейвы и где они проходят
Снижение популярности клубной культуры среди молодежи совпало с ростом новых форм досуга — от утренних кофе-рейвов до цифровых танцполов.
VR-рейвы — это танцевальные события, которые проходят с использованием VR-технологий — специального шлема. Вечеринки проводят на онлайн-платформах, например VRChat, где участники создают собственных аватаров, посещают тематические «локации» и взаимодействуют с другими пользователями. По сути, это цифровые клубы, в которых можно танцевать под диджей-сеты, общаться и участвовать в интерактивах.
Хотя VR-рейвы появились до пандемии, именно в период локдауна они стали массовым явлением. До 2020 года на платформу VRChat заходило около 20 тыс. человек. После коронавируса активность выросла в разы: в декабре 2024 года сайт посетило 10,23 млн человек за месяц. А во время встречи Нового, 2025 года на платформе находилось более 130 тыс. пользователей.

Однако VR-мероприятия также перетекли и в офлайн-формат. Одна из первых крупных вечеринок прошла в Нью-Йорке в мае 2022 года в VR-пространстве закрытого клуба VRWorld и собрала более 250 человек. Сейчас тусовки в VR-формате проходят еженедельно: их организуют команды из США, Европы и Азии.
Виртуальные тусовки становятся дешевле ночных клубов
В то время как виртуальные вечеринки набирают популярность, традиционные клубы в США и Великобритании массово закрываются. Основные причины — рост арендных и коммунальных расходов, снижение прибыли, а также жесткие проверки: ограничения по шуму, требованиям безопасности и времени работы.
Цифровые вечеринки на этом фоне выглядят куда более привлекательными для организаторов: VR-клубы не подчиняются городским нормам, не платят аренду и не сталкиваются с ограничениями по лицензиям. Это дает организаторам свободу, недоступную владельцам офлайн-заведений.
Вход на такие онлайн-вечеринки бесплатный, но порог участия все же есть: для полноценного погружения необходима VR-гарнитура и, желательно, мощный ПК. Комплексное оборудование может обойтись примерно в $5 тыс., хотя самый дешевый шлем, например Meta Quest, стоит около $350. При этом у виртуальных площадок есть технические ограничения. На одной VR-вечеринке в рамках платформы VRChat могут одновременно находиться не более 80 человек.
С точки зрения посетителей, VR-вечеринки в перспективе получаются выгоднее. По данным исследований, средняя стоимость ночного выхода в Великобритании в 2024 году достигала £67 фунтов, а в некоторых регионах — £112. Главная статья расходов — алкоголь, на котором британцы не экономят. В виртуальной среде логистика (транспорт в обе стороны) отпадает, а алкогольные напитки можно купить заранее в магазине и дешевле.
Чем еще привлекательны VR-рейвы
Виртуальные вечеринки становятся не просто альтернативой офлайн-клубам, но и важным пространством для тех, кто по разным причинам чувствует себя неуютно в обычной ночной жизни. Виртуальный аватар можно настроить по своему вкусу, и это дает участникам возможность быть тем, кем они хотят, независимо от внешности, возраста или физического состояния.
Для людей с инвалидностью виртуальные рейвы стали способом участвовать в ночной жизни без физических барьеров. Один из диджеев признается, что впервые почувствовал себя комфортно именно на VR-танцполе: «Я выгляжу не так, как раньше. На обычной вечеринке мне неуютно. Здесь — другое дело».
Многие участники также отмечают, что виртуальные пространства дают чувство безопасности. Онлайн-формат исключает ситуации, когда можно стать жертвой в клубе — будь то нападение в туалете или подмешивание веществ в напиток.

Кроме свободы и безопасности, VR-вечеринки дают возможность попасть в необычные локации и побывать там, куда в реальности не добраться. Один из таких примеров — проект Даррена Эмерсона, позволяющий перенестись в Лондон на подпольный рейв конца 1980-х.
Некоторые пользователи также отмечают и музыку на вечеринках. Они говорят, что качество диджей-сетов в виртуальной среде — выше: «Послушайте своих местных, а потом зайдите в любой случайный виртуальный клуб. Вы будете шокированы. Наши диджеи — отстой».
Цифровое похмелье, зависимость и порнография: темная сторона VR-рейвов
Несмотря на безопасность и инклюзивность виртуальных тусовок, у таких вечеринок есть и обратная сторона. Один из рисков — потеря контроля над собой. 61-летний диджей из Берлина, играющий на VR-платформах, признает: в виртуальной реальности сложнее следить за собственным состоянием, особенно под действием алкоголя. «Я видел, как аватары просто исчезают. Люди теряют контроль — и это может быть опасно», — говорит он. В шлеме VR сложнее почувствовать степень опьянения, и реальное самочувствие может оказаться хуже, чем ожидалось.
Помимо классического похмелья, участники сталкиваются и с «цифровым»: долгие сессии в шлеме вызывают головную боль, перенапряжение глаз и боль в шее. Особенно это касается недорогих моделей гарнитур, которые не справляются с комфортной передачей движения.
Как рассказал нейрофизиолог изданию Wired, сенсорная нагрузка от виртуальной среды в сочетании с психоактивными веществами может привести к перегрузке, диссоциации и резкому ухудшению самочувствия.
Некоторые исследователи также предупреждают о риске формирования более глубокой зависимости от VR-технологий, чем от обычных видеоигр. По словам аспиранта факультета нейронаук Университета Маастрихта, VR-среда дает более сильное ощущение присутствия, что делает уход в виртуальность особенно затягивающим.
Кроме того, из-за анонимности и слабой модерации часть VR-пространств превращается в площадки для откровенного контента. В частных комнатах платформы VRChat пользователи используют аватары с возможностью раздевания и имитации сексуальных жестов. Это породило целую индустрию: в Сети появляются видеозаписи VR-секса, а некоторые танцовщицы создали собственных виртуальных персонажей и зарабатывают на подписках — аналогично OnlyFans, но в формате метавселенной.
Фото обложки: Freepik