Что произошло
«Союзмультфильм» подал более 5 тыс. судебных исков о защите авторских прав на своих популярных анимационных персонажей.
Досье
Киностудию создали в 1936 году по личному приказу Иосифа Сталина. Ее расцвет начался с появлением таких мультфильмов, как «Винни Пух», «Ну, погоди!», «Малыш и Карлсон», «38 попугаев».
Прецедент
«Союзмультфильм» уже множество раз фигурировал в скандалах, связанных с защитой авторских прав. Своих персонажей также приходилось отстаивать Disney и «Мельнице».
За чем следить
«Союзмультфильм» в сотрудничестве с другими компаниями выпустит полнометражный фильм «Чебурашка» — в широкий прокат он выйдет 1 января 2023 года.
Что произошло
Киностудия «Союзмультфильм» подала более 5 тыс. судебных исков о защите авторских прав на популярных анимационных персонажей. В ее пользу вынесено уже 142 решения, сообщает «Интерфакс».
- На протяжении года киностудия проводила мониторинг «по выявлению фактов незаконного использования популярных анимационных образов компаниями по всей России». В результате она обнаружила более 6 тыс. нарушений.
- По словам представителей «Союзмультфильма», наиболее часто компании воровали образы котенка Гава, Чебурашки, крокодила Гены, Винни Пуха, Карлсона и героев мультфильмов «Простоквашино» и «Ну, погоди!».
- Средняя цена иска составляет 50 тыс. рублей. Руководитель юридического управления киностудии Наталья Сигачева отметила, что когда представители «Союзмультфильма» находили, что какая-либо компания неправомерно использовала их анимационных персонажей, сначала им отправлялась соответствующая претензия.
«Союзмультфильм» открыт к переговорному процессу, к индивидуальной работе с каждым производителем, и только отказ от прямого диалога является для студии поводом для обращения в суд.
Наталья Сигачева
руководитель юридического управления «Союзмультфильма»
Досье
- Студию «Союзмультфильм» создали в 1936 году по личному приказу Иосифа Сталина. Сначала мультипликаторы создавали рисованные короткометражные фильмы для детей, однако позже начали осваивать и другие техники — например, создавать кукольные мультфильмы.
- Расцвет студии пришелся на 1960–1970-е с появлением таких мультфильмов, как «Винни Пух», «Ну, погоди!», «Малыш и Карлсон», «38 попугаев». В те же годы после успеха в Венеции «Снежной королевы» папа римский призвал паству смотреть советские мультфильмы — «самые гуманные и христианские в мире».
- Пережив непростые 1990-е и нулевые, «Союзмультфильм» начал перезапускать советские проекты и выпускать продолжения популярных в России мультфильмов с известными персонажами. В частности, в декабре 2019 года студия выпустила продолжение мультфильма 1969 года про Умку под названием «Умка на елке».
- Кроме того, студия перезапустила многосерийный мультфильм «Ну, погоди!», мультсериал «Простоквашино» и ряд других проектов.
Также «Союзмультфильм» неоднократно фигурировал в скандалах, связанных с защитой авторских прав.
- На киностудию подавал в суд автор книг про Дядю Федора Эдуард Успенский. По его мнению, «Союзмультфильм» незаконно использовал персонажей при создании нового мультсериала. Позже стороны пришли к соглашению: Успенский предоставил студии исключительные права на использование оригинальных сценариев «Простоквашино», а также лицензию на товарные знаки с именами героев. «Союзмультфильм», в свою очередь, обязался выплачивать автору
роялти от доходов, получаемых от использования лицензии. - В 2018 году «Союзмультфильм» выиграл дело по поводу использования изображения Винни Пуха производителем продуктов питания «Алвега». В 2019 году киностудия выиграла спор с издательством «Самовар» по поводу «Маугли» — в 2014 году оно выпустило книгу про мальчика из джунглей, проиллюстрировав ее образами персонажей из мультфильма. В июле 2022 года «Союзмультфильм» отсудил у латвийского детского телеканала права на пингвиненка Лоло, изображение которого тот использовал в качестве логотипа.
- Сейчас «Союзмультфильм» борется за единоличное использование бренда «Умка». Так, по просьбе киностудии Роспатент уже лишил ряд производителей конфет, косметики и бытовой химии прав на использование образа этого персонажа.
Прецедент
- В 2016-м корпорация Disney и ее дочерняя киностудия Pixar выиграли суд по делу о нарушении авторских прав. Штрафу подверглись китайские G-Point и Bluemtv, которые использовали на своих постерах к мультфильму «Автоботы» персонажей из серии «Тачки» Disney и Pixar. Компании выплатили $115,9 тыс. и $144 тыс. соответственно, а также судебные издержки — по $50 тыс.
- В 2019 году киностудия «Мельница» подала иск на предпринимательницу из Химок. Согласно документу, сотрудники праздничного агентства выступали на детских праздниках мероприятиях клиентов в костюмах Лунтика, не имея при этом лицензии от правообладателя. Цена иска составила всего 10 тыс. рублей. Руководство агентства решило отказаться от героя мультсериала, заявив, что образ был слабо популярен среди заказчиков.
- В том же году британская компания Entertainment One UK, которая владеет правами на свинку Пеппу, выиграла суд у российского производителя игрушек «Симбат», продававшего конструктор с изображением похожего персонажа на упаковке. Представитель организации утверждал, что это была другая свинка. В результате Entertainment One UK удалось отсудить у «Симбата» 33 млн рублей.
- В 2021 году Калининский районный суд в Новосибирске взыскал с предпринимателя 50 тыс. рублей за нарушение авторских прав — он продавал игрушки с изображением Коржика, Карамельки, Компота и Папы из мультсериала «Три кота».
За чем следить
- В октябре 2020 года «Союзмультфильм» и студия Yellow, Black and White заявили о выпуске совместно с телеканалами «Россия 1» и СТС полнометражного фильма под названием «Чебурашка».
- Отмечается, что фильм не будет экранизацией рассказов Эдуарда Успенского.
- Лента расскажет о мохнатом зверьке по имени Чебурашка, который проживает в апельсиновой роще и оказывается в небольшом городке у моря, где встречает замкнутого в себе старика по имени Гена, мальчика, который не умеет разговаривать, его маму и необычную тетю, желающую купить его и подарить своей внучке, а также огромное количество других героев.
- Выход в широкий прокат в России намечен на 1 января 2023 года. 20 июня 2022 года на официальном YouTube-канале кинокомпании «Централ Партнершип» вышел официальный первый тизер фильма, который набрал свыше 420 тыс. просмотров.