Мир в огнеДеталиЗрелища и хлеб

За Умку ответят: новые приключения «Союзмультфильма» в судах. Как студия отстаивает права на знакомых с детства персонажей

«Союзмультфильм» борется за товарный знак с производителями продукции, в названии которой «незаконно применяется образ персонажа Умка».

Товарного знака уже лишились курская кондитерская фабрика, которая выпускала конфеты «Умка-Конти», нижегородский производитель бытовой химии и другие компании.

Что происходит

«Союзмультфильм» оспорил в Роспатенте использование имени медвежонка Умки несколькими производителями товаров. 

Что говорят

Некоторые владельцы оспоренных брендов отмечают, что «Умка — словарное слово, которое было заимствовано из языка северных народов».

Досье

Расцвет «Союзмультфильма» пришелся на 1960–1970-е, затем последовало затишье. Пережив 1990-е и нулевые, студия начала создавать новые проекты и активно патентовать своих персонажей.

Прецедент

Ранее студия судилась с латвийским телеканалом из-за пингвиненка Лоло, с издательством «Самовар» — из-за «Маугли» и с Danone — из-за «Простоквашино».

Что происходит

«Союзмультфильм» борется за товарный знак с производителями продукции, в названии которой «незаконно применяется образ персонажа Умка» — медвежонка из одноименного мультфильма студии. Товарный знак «Умка» студия зарегистрировала в прошлом году.

Ранее «Союзмультфильм» обратился в Роспатент с возражениями, оспаривая использование товарных знаков, в которых упоминается имя медвежонка:

  • товарные знаки, принадлежащие нижегородскому производителю «Белая мануфактура». Под брендом «Умка» компания продавала бытовую химию, косметику и аксессуары для детей; 
Фото: vk.com/umka_and_baby
  • товарный знак «Умка-Конти» курской кондитерской фабрики, которая выпускала одноименные шоколадные конфеты;
Фото: vk.com/konti_rus
  • товарный знак «Русхимтэка», производившего жидкость стеклоомывателя для автомобилей, на этикетке которого написано: «Умка. Умная незамерзайка»;
Фото: vk.com/umkacom
  • в такой же ситуации оказались интернет-магазин сувениров и канцтоваров «Умкина Берлога» из Иваново, новосибирский центр родительской поддержки «Умка XXI век», летний лагерь в Красноярске UMKA Camp и другие компании.

В результате в Роспатенте признали недействительными ряд товарных знаков, в которых упоминается Умка. В «Союзмультфильме» заявили, что намерены продолжить борьбу с упоминаниями этого персонажа в названиях товаров без согласования со студией. 

Что говорят

В «Союзмультфильме» подчеркнули, что готовы к досудебному урегулированию споров путем заключения лицензионных договоров. Там также добавили, что намерены развивать лицензионные продукты со своим мультперсонажем: бренд «Умка» планируют использовать при разработке образовательных программ, в производстве канцелярских товаров, продуктов питания и напитков, одежды, игрушек и в других категориях.

По мнению экспертов, доходы «Союзмультфильма» от продажи лицензий на «Умку» будут зависеть от успеха нового контента, то есть от продолжений мультфильма. 

«Зачистка» товарных категорий от упоминаний персонажа — единственный путь для построения полноценной лицензионной программы.

Захар Назаренко
гендиректор лицензионного агентства Megalicense

Представители некоторых компаний, которые лишились товарного знака, связанного с Умкой, намерены оспорить решение Роспатента. 

Умка — это словарное слово, которое было заимствовано из языка северных народов — так называют самца белого медведя. Мы не согласны с тем, что один участник рынка может присваивать себе словарное слово.

Представитель одной из компаний, которая потеряла право использовать товарный знак

Нижегородская компания «Белая мануфактура» подала заявление в суд по интеллектуальным правам, чтобы также отстоять свое право на бренд «Умка». 

Однако патентный поверенный полагает, что владельцам оспоренных товарных знаков будет чрезвычайно сложно защититься в этой ситуации. Впрочем, по словам эксперта, компании могут попробовать вернуть товарные знаки с помощью использования опросов и лингвистических исследований. 

Так, известен персонаж Коржик из «Улицы Сезам», но готов ли Роспатент аннулировать все товарные знаки для мучных кондитерских изделий с включением неохраняемого элемента «коржик»?

Светлана Бутенко
патентный поверенный

Досье

Студия «Союзмультфильм» была создана в 1936 году по личному приказу Иосифа Сталина. Поначалу мультипликаторы создавали исключительно рисованные короткометражные фильмы для детей, однако позже начали осваивать другие техники — например, создавать кукольные мультфильмы. 

  • Расцвет студии пришелся на 1960–1970-е. Тогда появились такие мультфильмы, как «Винни-Пух», «Ну, погоди!», «Малыш и Карлсон», «38 попугаев». Ежегодно «Союзмультфильм» выпускал не меньше 40 мультфильмов. В те же годы после успеха в Венеции «Снежной королевы» папа римский призвал паству смотреть советские мультфильмы — «самые гуманные и христианские в мире».
  • Затем началось затишье, студия не выпускала новых полнометражных картин почти 30 лет. Пережив непростые 1990-е и нулевые, «Союзмультфильм» начал развивать новые проекты и в 2018 году выпустил кукольную полнометражку «Гофманиада».
  • Также студия начала перезапускать советские проекты и выпускать продолжения популярных в России мультфильмов с известными персонажами. В частности, в декабре 2019 года студия выпустила продолжение мультфильма 1969 года про Умку под названием «Умка на елке». А в конце 2020 года студия сообщила, что готовит к выпуску новый анимационный сериал по мотивам «Умки».
  • Кроме того, студия перезапустила многосерийный мультфильм «Ну, погоди!», мультсериал «Простоквашино» и ряд других проектов. В новых версиях героев наделяют современными чертами и интересами — например, пес Шарик с фоторужьем пытается стать популярным блогером. 

Прецедент

В последние годы студия не только активно выпускает новые проекты, но и регистрирует героев своих картин в качестве товарных знаков и борется за их использование в судах. 

  • В июле этого года «Союзмультфильм» отсудил у латвийского детского телеканала права на пингвиненка Лоло — главного героя мультфильма «Приключения пингвиненка Лоло», изображение которого канал использовал в качестве логотипа. 
  • В 2019 году «Союзмультфильм» выиграл спор с издательством «Самовар» по поводу «Маугли» — в 2014 году издательство выпустило книгу про мальчика из джунглей, проиллюстрировав ее образами персонажей из мультфильма студии. «Самовар» не признавал нарушения, утверждая, что получил согласие художников-постановщиков мультфильма «Маугли», работавших тогда в штате студии.
  • В 2018 году «Союзмультфильм» выиграл дело по поводу использования изображения Винни-Пуха компанией «Алвега» (производитель продуктов питания). «Алвегу» даже не спасло то, что она ранее тоже получила разрешение на использование образа Винни-Пуха от художников-постановщиков «Союзмультфильма».
  • В том же году суд взыскал 1 млн рублей в пользу «Союзмультфильма» с производителя мороженого «Альтервест» за незаконное использование на этикетке образов из «Простоквашино». Также «Союзмультфильм» подавал иски за использование персонажей из этого мультсериала к производителю молочной продукции Danone. С последним в итоге студия заключила лицензионное соглашение. 
  • На саму студию «Союзмультфильм» подавал в суд автор книг про Дядю Федора Эдуард Успенский — за незаконное, по его мнению, использование персонажей «Простоквашино» при создании нового мультсериала. Позже стороны пришли к соглашению: Успенский предоставил студии исключительные права на использование оригинальных сценариев «Простоквашино», а также лицензию на товарные знаки с именами героев. А «Союзмультфильм», в свою очередь, обязался выплачивать автору роялти от доходов, получаемых от использования лицензии.
Копировать ссылкуСкопировано