Что происходит
«Союзмультфильм» оспорил в Роспатенте использование имени медвежонка Умки несколькими производителями товаров.
Что говорят
Некоторые владельцы оспоренных брендов отмечают, что «Умка — словарное слово, которое было заимствовано из языка северных народов».
Досье
Расцвет «Союзмультфильма» пришелся на 1960–1970-е, затем последовало затишье. Пережив 1990-е и нулевые, студия начала создавать новые проекты и активно патентовать своих персонажей.
Прецедент
Ранее студия судилась с латвийским телеканалом из-за пингвиненка Лоло, с издательством «Самовар» — из-за «Маугли» и с Danone — из-за «Простоквашино».
Что происходит
«Союзмультфильм» борется за товарный знак с производителями продукции, в названии которой «незаконно применяется образ персонажа Умка» — медвежонка из одноименного мультфильма студии. Товарный знак «Умка» студия зарегистрировала в прошлом году.
Ранее «Союзмультфильм» обратился в Роспатент с возражениями, оспаривая использование товарных знаков, в которых упоминается имя медвежонка:
- товарные знаки, принадлежащие нижегородскому производителю «Белая мануфактура». Под брендом «Умка» компания продавала бытовую химию, косметику и аксессуары для детей;

- товарный знак «Умка-Конти» курской кондитерской фабрики, которая выпускала одноименные шоколадные конфеты;

- товарный знак «Русхимтэка», производившего жидкость стеклоомывателя для автомобилей, на этикетке которого написано: «Умка. Умная незамерзайка»;

- в такой же ситуации оказались интернет-магазин сувениров и канцтоваров «Умкина Берлога» из Иваново, новосибирский центр родительской поддержки «Умка XXI век», летний лагерь в Красноярске UMKA Camp и другие компании.
В результате в Роспатенте признали недействительными ряд товарных знаков, в которых упоминается Умка. В «Союзмультфильме» заявили, что намерены продолжить борьбу с упоминаниями этого персонажа в названиях товаров без согласования со студией.
Что говорят
В «Союзмультфильме» подчеркнули, что готовы к досудебному урегулированию споров путем заключения лицензионных договоров. Там также добавили, что намерены развивать лицензионные продукты со своим мультперсонажем: бренд «Умка» планируют использовать при разработке образовательных программ, в производстве канцелярских товаров, продуктов питания и напитков, одежды, игрушек и в других категориях.
По мнению экспертов, доходы «Союзмультфильма» от продажи лицензий на «Умку» будут зависеть от успеха нового контента, то есть от продолжений мультфильма.
«Зачистка» товарных категорий от упоминаний персонажа — единственный путь для построения полноценной лицензионной программы.
Захар Назаренко
гендиректор лицензионного агентства Megalicense
Представители некоторых компаний, которые лишились товарного знака, связанного с Умкой, намерены оспорить решение Роспатента.
Умка — это словарное слово, которое было заимствовано из языка северных народов — так называют самца белого медведя. Мы не согласны с тем, что один участник рынка может присваивать себе словарное слово.
Представитель одной из компаний, которая потеряла право использовать товарный знак
Нижегородская компания «Белая мануфактура» подала заявление в суд по интеллектуальным правам, чтобы также отстоять свое право на бренд «Умка».
Однако
Так, известен персонаж Коржик из «Улицы Сезам», но готов ли Роспатент аннулировать все товарные знаки для мучных кондитерских изделий с включением неохраняемого элемента «коржик»?
Светлана Бутенко
патентный поверенный
Досье
Студия «Союзмультфильм» была создана в 1936 году по личному приказу Иосифа Сталина. Поначалу мультипликаторы создавали исключительно рисованные короткометражные фильмы для детей, однако позже начали осваивать другие техники — например, создавать кукольные мультфильмы.
- Расцвет студии пришелся на 1960–1970-е. Тогда появились такие мультфильмы, как «Винни-Пух», «Ну, погоди!», «Малыш и Карлсон», «38 попугаев». Ежегодно «Союзмультфильм» выпускал не меньше 40 мультфильмов. В те же годы после успеха в Венеции «Снежной королевы» папа римский призвал паству смотреть советские мультфильмы — «самые гуманные и христианские в мире».
- Затем началось затишье, студия не выпускала новых полнометражных картин почти 30 лет. Пережив непростые 1990-е и нулевые, «Союзмультфильм» начал развивать новые проекты и в 2018 году выпустил кукольную полнометражку «Гофманиада».
- Также студия начала перезапускать советские проекты и выпускать продолжения популярных в России мультфильмов с известными персонажами. В частности, в декабре 2019 года студия выпустила продолжение мультфильма 1969 года про Умку под названием «Умка на елке». А в конце 2020 года студия сообщила, что готовит к выпуску новый анимационный сериал по мотивам «Умки».
- Кроме того, студия перезапустила многосерийный мультфильм «Ну, погоди!», мультсериал «Простоквашино» и ряд других проектов. В новых версиях героев наделяют современными чертами и интересами — например, пес Шарик с фоторужьем пытается стать популярным блогером.
Прецедент
В последние годы студия не только активно выпускает новые проекты, но и регистрирует героев своих картин в качестве товарных знаков и борется за их использование в судах.
- В июле этого года «Союзмультфильм» отсудил у латвийского детского телеканала права на пингвиненка Лоло — главного героя мультфильма «Приключения пингвиненка Лоло», изображение которого канал использовал в качестве логотипа.
- В 2019 году «Союзмультфильм» выиграл спор с издательством «Самовар» по поводу «Маугли» — в 2014 году издательство выпустило книгу про мальчика из джунглей, проиллюстрировав ее образами персонажей из мультфильма студии. «Самовар» не признавал нарушения, утверждая, что получил согласие художников-постановщиков мультфильма «Маугли», работавших тогда в штате студии.
- В 2018 году «Союзмультфильм» выиграл дело по поводу использования изображения Винни-Пуха компанией «Алвега» (производитель продуктов питания). «Алвегу» даже не спасло то, что она ранее тоже получила разрешение на использование образа Винни-Пуха от художников-постановщиков «Союзмультфильма».
- В том же году суд взыскал 1 млн рублей в пользу «Союзмультфильма» с производителя мороженого «Альтервест» за незаконное использование на этикетке образов из «Простоквашино». Также «Союзмультфильм» подавал иски за использование персонажей из этого мультсериала к производителю молочной продукции Danone. С последним в итоге студия заключила лицензионное соглашение.
- На саму студию «Союзмультфильм» подавал в суд автор книг про Дядю Федора Эдуард Успенский — за незаконное, по его мнению, использование персонажей «Простоквашино» при создании нового мультсериала. Позже стороны пришли к соглашению: Успенский предоставил студии исключительные права на использование оригинальных сценариев «Простоквашино», а также лицензию на товарные знаки с именами героев. А «Союзмультфильм», в свою очередь, обязался выплачивать автору
роялти от доходов, получаемых от использования лицензии.