КапиталДетали

Велосипеды против самокатов: что чаще берут напрокат в мире

В 2023 году жители США и Канады совершили 157 млн поездок на прокатных велосипедах и электросамокатах. Это абсолютный рекорд и на 20% больше, чем в 2022-м. Причем рост произошел в основном за счет популярности электровелосипедов. Россияне же отдают предпочтение электросамокатам: в мае 2024-го число пользователей сервисов кикшеринга в стране увеличилось на 26%. 

Рост спроса и цен на прокат велосипедов и электросамокатов: США, Европа и Азия

За 2023 год американцы и канадцы совершили рекордные 157 млн поездок на арендованных велосипедах и электросамокатах. Это на 20% больше по сравнению с 2022-м, следует из отчета NACTO. В США спрос на средства индивидуальной мобильности подскочил на 16% — в основном за счет электровелосипедов, их предпочитает большинство американцев, отмечают аналитики.

В то же время стоимость проката регулярно растет: например, в июле 2024-го один из крупнейших в мире операторов Lyft в очередной раз повысил тарифы на аренду электровелосипедов на 20%. Стоимость получасовой поездки для жителей Нью-Йорка в час пик теперь достигает $16, пишет Bloomberg. 

Фото: Elvert Barnes / Flickr

Меняют ценовую политику и операторы кикшеринга: в большинстве городов Северной Америки 15-минутная поездка на электросамокате по затратам равна 3–4 поездкам в общественном транспорте. Система подписки более выгодна, но стоимость абонемента тоже растет: по данным NACTO, сегодня за него американцы отдают на 45% больше, чем 5 лет назад. 

Повышение цен операторы объясняют высокими расходами на страховку и замену аккумуляторов. Еще одна проблема — кражи и вандализм: например, Сан-Диего (Калифорния) еще в 2022 году был городом-лидером по спросу на электросамокаты (3 млн поездок). Но в 2023-м там зафиксировали рост преступности: ежемесячно воры угоняли в среднем 15% парка самокатов. В результате из Сан-Диего ушли четыре крупных оператора, а число поездок сократилось на 88%. Bloomberg пишет, что индустрии проката в Северной Америке необходима господдержка — чтобы сократить финансовое давление на пользователей сервисов и привлечь новую аудиторию к экологически чистому транспорту. 

Фото: Lafargue Raphael / ABACA / TASS

Объем мирового рынка кикшеринга и проката велосипедов 

  • Велошеринг. По данным Statista, в 2024 году глобальный рынок проката велосипедов достигнет $9 млрд. Аналитики ожидают, что рост сохранится в ближайшие 5 лет — по 6–7% в год, до $12 млрд в 2029-м. На рынке доминирует Китай: на страну приходится $5 млрд доходов всей индустрии. Китайский гигант Didi Chuxing не только предоставляет в аренду сотни тысяч велосипедов, но и производит собственные. Азиатский рынок растет и за счет госсубсидий. Например, власти КНР инвестируют в развитие водородных велосипедов как городского транспорта. 
  • Кикшеринг. В 2024 году мировой рынок проката электросамокатов достигнет $1,9 млрд, а к 2029-му — вырастет до $2,4 млрд в основном за счет пользователей в США. 

Европейцы, как и американцы, отдают предпочтение велосипедам, которые считают более удобными и доступными — поскольку в отношении электросамокатов действует ряд ограничений: в Дании, Норвегии и Испании нельзя парковаться в центре городов, в большинстве стран ЕС аренда доступна только совершеннолетним, а в Париже прокат самокатов и вовсе запретили. Аналитики отмечают, что спрос на велопрокат в регионе вырос на фоне перегруженности городского транспорта и продвижения «зеленой» повестки. 

В Париже, по оценкам городских властей, местные жители ежедневно совершают 500 тыс. поездок на велосипеде — 11% от общего числа поездок на всех видах транспорта. Накануне летних Олимпийских игр операторы закупили тысячи новых велосипедов, за 2 года по Парижу проложили 55 км новых маршрутов — чтобы гости Игр смогли за 15–30 минут добраться до любого олимпийского объекта. Власти французской столицы ожидают, что примерно 10% из 10 млн спортивных фанатов, прибывших в Париж на ОИ-2024, воспользуются велошерингом.   

Сколько россияне тратят на аренду электросамокатов и велосипедов 

В России в 2023 году спрос на аренду велосипедов вырос на 30%, а электросамокатов — на 21%. В среднем за одну поездку на прокатном велосипеде россияне отдают 544 рубля, на самокате — 287 рублей. По популярности в стране электросамокаты опережают велосипеды: в «Трушеринг» прогнозируют, что российский рынок кикшеринга к 2025 году вырастет втрое и достигнет 39,5 млрд рублей. А число поездок на электросамокатах увеличится более чем в 3 раза — до 337 млн в год. 

Летом 2023-го россияне вдвое чаще пользовались прокатными электросамокатами, чем в 2022-м. В сезоне-2024 тренд сохраняется: по данным «МегаФона», за первую половину мая аудитория российских сервисов кикшеринга выросла еще на 26% по сравнению с аналогичным периодом 2023-го. Больше всего активных пользователей электросамокатов живут в Москве, Санкт-Петербурге, Саратовской и Самарской областях, а также в Краснодарском крае.  

Фото: Евгений Срибный / ТАСС

Жители городов-миллионников уже воспринимают электросамокаты как часть транспортной системы и выбирают их в качестве альтернативы для поездок до работы или учебы — особенно в утренние часы пик. Чаще всего электросамокаты арендуют мужчины (54%), но и доля женской аудитории растет (с 39% в мае 2023-го до 46% в мае 2024-го). Порядка 55% всех пользователей сервисов кикшеринга — россияне 25–44 лет. Однако тренд смещается в сторону более взрослого сегмента: второе место по частоте аренды электросамокатов заняли россияне 45+, сместив зумеров на третью строчку. 

Фото обложки: Elvert Barnes / Flickr

Копировать ссылкуСкопировано