— Сергей Викторович, выставка в Звенигороде носит весьма поэтическое название — «РЕРИХ: В поисках «небесного Звенигорода». Почему именно этот образ стал центральным?
— Для Николая Константиновича Рериха «Звенигород» — это не просто географическое название города, который он посещал во время своей знаменитой «поездки за стариной» в 1903–1904 годах. Это ключевая, собирательная метафора. Символ города Будущего, «Державы Света», центра Знания и Культуры. Он понимал, что построению такого реального города должно предшествовать духовное преображение каждого человека. Его собственный творческий путь — это и есть восхождение по «ступеням жизни» к этому идеалу. И очень символично, что выставка проходит именно в Звенигороде, с которого для него началось глубокое погружение в самое сердце русской культуры.

— Вы говорите о том, что на выставке можно проследить «ступени жизни» Рериха, все его пути как художника, философа, гуманиста. Как выстроена экспозиция, чтобы показать этот масштабный путь великого автора и мыслителя?
— Мы постарались сделать выставку ретроспективной и в то же время сфокусированной на главных духовных и творческих ориентирах Рериха. Она начинается с его истоков: археологических изысканий, путешествия по пути «из варяг в греки», цикла «Начало Руси. Славяне». Здесь, в русской истории и православном наследии, закладывался фундамент его мировоззрения. Затем мы показываем, как в его искусстве рождается и крепнет идея защиты культуры — не только памятников, но и окружающего их «девственного» ландшафта. Его пейзажи — не просто виды, это одушевленные пространства, где «живое» небо становится сакральным фоном для исторических и философских сюжетов.

— Одним из важнейших этапов духовного пути Рериха стала Центрально-Азиатская экспедиция. Как она изменила его видение?
— Кардинально. Если до отъезда из России его творчество было сфокусировано на прошлом, на истоках, то экспедиция и жизнь в Индии, в долине Кулу, сделали его мыслителем планетарного масштаба. Гималаи стали для него не просто горами, а символом духовного восхождения, местом зарождения культур и религий. В наших залах представлена знаменитая «гималайская серия» из собрания Русского музея. Глядя на эти работы, понимаешь, что горы у Рериха никогда не повторяются — они разные, живые, наполненные светом и космической энергией. В них стирается грань между легендой и реальностью, прошлым и будущим. Именно в Гималаях его образ «Града Светлого» обрел свою визуальную, почти осязаемую форму.

— На выставке есть раздел, посвященный театру. Какую роль играл синтез искусств для Рериха?
— Он был убежден, что будущее — за синтезом. Его работы для «Русских сезонов» Дягилева, для оперы «Князь Игорь» или балета «Весна священная» — это не просто декорации, а своего рода живописные симфонии, где цвет, форма и ритм сливаются с музыкой и движением. Он создавал на сцене запоминающиеся образы природы, одновременно сказочные и монументальные. Для Рериха театр был еще одной формой построения идеального, гармоничного мира.
— Тема войны и подвига тоже присутствует в его творчестве, особенно в 1940-е годы.
— Безусловно. В годы Второй мировой войны он, находясь вдалеке от Родины, обращается к героическим сюжетам русской истории: «Поход Игоря», «Единоборство Мстислава с Редедей». Эти картины — аллегория борьбы света и тьмы, его вклад в общую победу. Он понимал, что защищать нужно не только территорию, но и культуру. Его знаменитый Пакт 1935 года и Знамя Мира — «Красный Крест Культуры» — стали практическим воплощением этой идеи. Для него культура была основой человечности.

— В чем, на ваш взгляд, главное послание этой выставки современному зрителю?
— В призыве не бояться мечтать и мыслить масштабно. Рерих был титаном духа, который верил, что искусство, знание и красота способны преобразить мир. Он прошел огромный путь — от раскопок в русских курганах до философских прозрений в Гималаях — но его цель, его «небесный Звенигород», оставался неизменным. Это город, построенный не из камня, а из света человеческого духа, познания и творчества. Наша выставка — это возможность пройти часть этого пути вместе с мастером, увидеть, как его мечта воплощалась в поразительных по силе и красоте полотнах. И, возможно, услышать тот самый звон, который, как он верил, доносится из его «Града Светлого».
— В финале экспозиции зрителей ждет мультимедийная инсталляция. Что это?
— Это попытка визуализировать ту самую мечту — «небесный Звенигород». Сегодня, когда многие задумываются о смысле, о значении гуманизма в мире, труды Рериха как никогда актуальны — он был великий гуманист. И нашей задачей было донести его идеи до аудитории максимально доступно. А мультимедиа позволяет иной раз творить чудеса. Благодаря «оживлению» репродукции картины «Звенигород», которая хранится в музее Николая Рериха в Нью-Йорке, мы создаем иммерсивное пространство, погружающее в образ города будущего — ровно такого, каким его видел Рерих. Мы искренне верим, что эта выставка оставит в каждом чувство света, надежды и той самой «радостной» красоты, которая, по словам Рериха, объединяет и ведет вперед.

Выставка «РЕРИХ. В поисках «небесного Звенигорода»
- Где: Звенигородский манеж, г. Звенигород, ул. Московская, 31/2
- Когда: 4 декабря 2025 года — 24 мая 2026 года
Фото обложки: Евгений Бедняков. Звенигородский государственный музей-заповедник