Культурный кодДетали

В шаговой доступности: что такое 15-минутные города, сколько времени и денег в них можно сэкономить и спасут ли они природу

15-минутный город — «одна из самых модных» концепций в урбанистике.

Согласно ей, у каждого горожанина все необходимое для жизни должно быть в 15 минутах ходьбы от дома — магазины, кафе, поликлиники, детские сады, школы, парки и др.

Что происходит

C40 Cities — объединение 96 мэров городов со всего мира — планирует реализовать эту концепцию в пяти городах, правда, пока неизвестно, в каких именно.

Как это работает

Такая модель высвобождает время жителей, избавляет от пробок, сокращает выбросы, помогает развитию бизнеса и в создании рабочих мест.

Мировая практика

Концепция зародилась в Париже, также ее реализуют Оттава, Милан и другие европейские города.

В Москве

В столице России тоже реализуют программу с такой концепцией, она называется «Мой район».

Что произошло

Объединение C40 Cities Climate Leadership Group, в которое входят почти 100 мэров городов со всего мира, которое борется с изменениями климата, совместно с компанией Nordic Real Estate Partners (NREP) (специализируется на недвижимости) планирует реализовать концепцию 15-минутного города в нескольких мегаполисах.

  • 15-минутный город — это, как назвал ее Bloomberg, «одна из самых модных» концепций в урбанистике. Она ставит на первое место пешеходную доступность. Согласно ей, у каждого горожанина все необходимое для жизни должно быть в 15 минутах от дома — магазины, кафе, поликлиники, детские сады, школы, спортивные организации, парки и др. Речь идет именно о 15 минутах ходьбы пешком или, в крайнем случае, езды на велосипеде, без необходимости использовать автомобиль.
  • Партнерство C40 Cities и NREP объявило, что начнет реализацию проекта с пяти пилотных городов, однако с каких именно, пока не уточняется.
  • Согласно инициативе, в городах-участниках будут возводить новые районы в соответствии с 15-минутной концепцией, а также реконструировать уже существующие. 
  • NREP пообещал первоначально выделить на проект $500 тыс. в течение 2 лет.
  • По мнению авторов инициативы, благодаря реализации программы в пилотных городах удастся разработать стандарты и чертежи 15-минутного города, которым смогут следовать другие города. 

Как это работает

 Эта концепция «избавляет пространство в городах от загрязняющих окружающую среду транспортных средств и возвращает его людям», заявили в C40 Cities.

  • Модель 15-минутного города освобождает время и энергию жителей, а также помогает им сэкономить на проезде и покупке автомобиля, утверждают авторы инициативы.
  • В первую очередь она снижает нагрузку на транспорт и трафик. Это помогает избавить жителей от пробок, а также уменьшить количество вредных выбросов в атмосферу — как подсчитали эксперты, примерно на четверть.
  • Концепция также помогает развитию малого и среднего бизнеса и созданию «локальных» брендов — пекарни, кофейни, фитнес-клубы и другие организации начинают открываться в разных частях города, а не только в центре.
  • Это, в свою очередь, позволяет создать новые рабочие места для жителей в шаговой доступности, что также способствует экономическому восстановлению пострадавших от пандемии регионов.

Мировая практика

  • Концепцию 15-минутного города реализует, например, мэр Парижа Анн Идальго. Этот город, по сути, является родиной идеи — ее предложил взять на вооружение местным властям Карлос Морено, профессор Сорбонны. Идальго сделала идею о том, что парижане должны иметь доступ к работе, отдыху и культуре в пределах 15 минут, центральным элементом своей кампании по переизбранию на пост мэра 2020 года. Администрация города не только развивает инфраструктуру, но и стремится пересадить жителей с автомобилей на велосипеды — для этого она сделала пешеходной набережную Сены, ограничила доступ автомобилей на несколько улиц города, расширила тротуары.
  • Оттава объявила о планах по внедрению концепции 15-минутного города в 2019-м. Для достижения этих целей город будет стремиться к тому, чтобы жители совершали более 50% своих передвижений пешком, на велосипеде или на общественном транспорте. План развития города рассчитан на ближайшие 25 лет.
  • Барселона превращает некоторые жилые районы, где в основном преобладают многоквартирные дома, в «суперкварталы» без автомобилей. Мадрид также объявил о планах «скопировать» этот подход, чтобы в соответствии со своей целью стать «городом 15 минут». Опыт планируют перенять и власти Милана — они планируют развивать велосипедную инфраструктуру, которая приобрела популярность среди горожан во время пандемии коронавируса.

В Москве

Концепцию уже около 10 лет реализуют и в Москве. «У нас другая программа. Она не называется «15-минутный город», она называется проще — «Мой район», в котором есть все: детский сад, школа, больница, ресторан, торговля, рабочие места», — заявил мэр Москвы Сергей Собянин.

В рамках реализации программы власти проанализировали, каких объектов не хватает жителям каждого из 125 районов Москвы, и начали проводить наиболее важные и неотложные мероприятия.

  • «Мы реконструировали и создали 886 парков. И сегодня 90% москвичей имеют парки и скверы в шаговой доступности. И это не заброшенные территории, а качественно обустроенные», — сообщил мэр в этом году. Например, в 2020 году в удаленном от центра районе Капотня на месте, где раньше было болото, открылся экопарк с пикниковой зоной и спортплощадками. 
  • Шаговая доступность магазинов в Москве в 2 раза выше, чем в среднем по России, сообщили в департаменте торговли и услуг в 2019 году. 
  • За последние 10 лет 4 млн москвичей получили метро в шаговой доступности, отчитался заммэра Максим Ликсутов в 2021 году. Кроме того, до конца 2022 года в столице планируют замкнуть Большую кольцевую линию метро (БКЛ) — для этого необходимо завершить работы еще на девяти платформах. 
  • В Москве реализуется масштабная программа по реконструкции советских кинотеатров в различных районах города. Уже завершена реконструкция 11 кинотеатров, в этом году планируется завершить обновление «Бирюсинки» в Западном Бирюлеве.
  • К 2021 году в столице организовали около 300 км велодорожек и велополос (900 км вместе с выделенными полосами). Почти в каждом районе столицы есть станции велопроката.
  • Кроме того, власти обновляют районные поликлиники по единому стандарту — чтобы там было все необходимое медоборудование, а специалистам и жителям не приходилось ехать за врачебной помощью в другой район. В 2020–2022 годах завершилась реконструкция 60 зданий, сейчас работы ведут в 141-м, завершить программу реконструкции городских поликлиник планируется в 2023 году.