Российский стартап Illusion при поддержке Национальной технологической инициативы разработал технологию для просмотра фильмов с аромасопровождением. Illusion Aroma будет синтезировать и распылять различные запахи из нескольких картриджей в зависимости от сцены на экране.

- Разработчики проанализировали более 100 фильмов, чтобы определить, какие запахи встречаются чаще всего. Руководитель проекта Илья Финатов сообщил, что это ароматы кофе и выпечки.
- Пока аромадорожку планируется создавать для каждого фильма вручную, но в дальнейшем разработчики хотят научить нейросеть самостоятельно распознавать объекты в кадре и выбирать подходящий запах.
- Устройство подключается к компьютеру или телевизору по Bluetooth, а ароматы хранятся в 28 сменных картриджах и могут смешиваться между собой.
- Предполагаемая стоимость устройства — 50 тыс. рублей. Его мощности хватит для небольшого кинозала.
- Чтобы завершить разработку и запустить серийное производство ароматизатора, Illusion требуется около 40 млн рублей. Половину этой суммы предоставит НТИ, а оставшиеся деньги разработчики планируют получить от инвесторов.
Использование запахов в кинотеатрах
Идея ароматизировать фильмы родилась практически вместе с самим кинематографом. В 1906 году в Пенсильвании хозяин кинотеатра во время показа киножурнала о чемпионате на «Кубок роз» махал в зале тряпочкой, пропитанной розовым маслом.
- В 1929 году во время показа мюзикла «Бродвейская мелодия» с потолка распыляли духи, а в 1933-м в Paramount’s Rialto Theater на Бродвее установили специальную систему, источавшую запахи во время фильма. Однако новинка не прижилась, потому что аромат не выветривался после сеанса.
- В 1960-е годы была предпринята первая серьезная попытка сделать запахи частью фильма. В нескольких американских кинотеатрах установили систему Smell-O-Vision, разработанную швейцарским инженером Хансом Лаубе для фильма «Запах тайны». В течение всего фильма можно было подать в зрительный зал 30 разных ароматов: вино, свежеиспеченный хлеб, трубочный табак, соленый океанский бриз. Зрители идею оценили, но продолжения эта история не получила.
- В 2011 году во время проката «Дети шпионов 4D» зрителям предложили более простой способ ощутить нужные ароматы: вместе с билетами им выдавали Aroma-Scope — специальные карточки с запахами шоколада, яблока, апельсина, сыра, клубники, хвои, винограда и конфет, с которых в определенные моменты нужно было стереть защитный слой. Правда, не всем удалось ощутить заявленные ароматы.

Необычные спецэффекты в кинотеатрах
Запахи — далеко не единственный инструмент, который используют кинотеатры, чтобы усилить эффект присутствия. В 2010 году южнокорейская компания CJ Group начала оснащать кинозалы по всему миру своей технологией 4DX, которая позволяет смотреть фильмы с дополнительными спецэффектами, такими как движение кресел, брызги воды, запахи, ветер и так далее.
- Студии в США и Корее разрабатывают программы технических особенностей для каждого фильма. Дорожка спецэффектов добавляется в основной файл. По словам гендиректора компании CJ 4DPlex Брэндона Чоя, на проработку всех деталей уходит 2–3 недели.
- Среди эффектов есть и различные ароматы. Например, во время показа фильма «Жажда скорости» зрители могли ощутить запах паленой резины.
- В залы 4DX не рекомендуют брать детей ростом до 1,2 метра — они не могут достать до подножки и теряют координацию при движении кресел. Кроме того, посещение не рекомендуется беременным женщинам.
- Сейчас технологией оборудованы 755 кинотеатров в 65 странах мира.
- В России CJ Group сотрудничает с сетью кинотеатров «Синема Парк». 4DX залы есть в Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Сургуте, Новосибирске и Красноярске. Первый был открыт в ноябре 2012 года в Нижнем Новгороде.