Фильм «Присутствие»: трейлер, актеры, сюжет
В российский прокат вышло «Присутствие» — первый хоррор в карьере американского режиссера Стивена Содерберга. Премьера картины состоялась на фестивале независимого кино «Сандэнс». Тогда критики назвали фильм ужасов одной из самых экспериментальных и неожиданных работ в карьере Содерберга.
В центре повествования — обычная семья, которая сталкивается с трудностями, знакомыми многим. Ребекка (Люси Лью), Крис (Крис Салливан) и их дети Тайлер (Эдди Мадей) и Хлоя (Каллина Лян) переезжают в новый дом и вскоре начинают ощущать присутствие потусторонних сил. Роль девушки-риэлтора, которая помогает семье купить злополучный дом, сыграла американская актриса и модель Джулия Фокс.
Фото: NEON Фото: NEON Фото: NEON Фото: NEON
Особенность хоррора в том, что он полностью снят от лица призрака: камера имитирует потустороннюю сущность, летая из комнаты в комнату и наблюдая за сложными отношениями главных героев.
Я никогда не читала ничего подобного. Мне пришлось вернуться и перечитать сценарий, а затем прочитать еще раз, чтобы в полной мере представить, как это будет выглядеть. Даже тогда я не знала, чего ожидать, пока мы не начали снимать. Для меня результат был огромным сюрпризом. Стивен [Содерберг] просто воплотил эту историю в жизнь, шаг за шагом.
Каллина Лянисполнительница роли Хлои в фильме «Присутствие»
Как Содерберг снимал фильм «Присутствие»
Работая над «Присутствием», Стивен Содерберг совмещал сразу несколько должностей — с 2000-х для него это обычная практика. К обязанностям режиссера вновь добавились работа с камерой (как оператор, он всегда значится в титрах под псевдонимом Питер Эндрюс) и монтаж (под псевдонимом Мэри Энн Бернар). На съемки команда потратила всего 11 дней.

Фото: HBO
Кинокритики говорят, что Содерберг удивляет аудиторию сложной мизансценой и необычными ракурсами. Камера никогда не покидает дом: все события либо разворачиваются в стенах здания, либо видны через его окна и двери.

Фото: Zuma / TASS
Это была очень хорошая тренировка для меня. Это было сложно, но по-настоящему весело. И это был новый уровень беспокойства за результат, потому что я испортил больше дублей, чем кто-либо другой на площадке. Я был тем, кто постоянно кричал: «Снято. Я все запорол. Давайте заново».
Стивен Содерберг
режиссер фильма «Присутствие»
Это далеко не первый эксперимент Содерберга. Например, в 2018 году на большие экраны вышел психологический триллер «Не в себе», который режиссер полностью снял на iPhone 7 Plus. Тогда Содерберг сказал, что такой формат работы — «будущее кинематографа», и любой, кто посмотрит «Не в себе», не зная предыстории, никогда не заметит разницу с фильмами, снятыми на профессиональную камеру. Свою следующую картину — спортивную драму «Птица высокого полета» — он тоже снял на смартфон, но уже на iPhone 8.
А в 2018-м Содерберг выпустил «Мозаику» — детектив в виде мобильного приложения. Оно было бесплатно доступно в App Store и Google Play, но только для пользователей из США. После просмотра определенного эпизода — их продолжительность варьировалась от 8 до 38 минут — сервис предлагал зрителю выбрать, от чьего лица продолжится повествование. Изучая сюжет и дополнительные документы с доказательствами, прикрепленные в приложении, пользователи фактически самостоятельно вычисляли преступника. Спустя время Содерберг смонтировал для HBO линейную версию истории с Шэрон Стоун в главной роли.
Рецензии на фильм «Присутствие»
На Rotten Tomatoes у нового фильма Содерберга 89% положительных рецензий. Кинокритики отмечают, что режиссеру удалось создать «захватывающую историю о призраках», 80-минутный хронометраж которой не дает зрителю заскучать и помогает поддерживать высокий уровень напряжения до самого конца хоррора.
«Присутствие» — во многом обычный дом с привидениями: здесь есть и мигающий свет, и внезапный ветерок, и пугающий звон стеклянной посуды. Но, несмотря на все атрибуты хоррора, фильм, скорее, представляет собой напряженную драму о распаде семьи. Удовольствие в том, что сюжет разворачивается медленно — ты как будто листаешь тщательно отобранный семейный фотоальбом.
Entertainment Weekly
Сцены решены в виде продолжительных, импульсивных, подвижных кадров, которые создают образ призрака. Он бродит по дому и заглядывает в комнаты, чтобы удовлетворить собственное любопытство, — по причинам, которые раскроются лишь со временем. «Присутствие» — это загадка, и загадка хорошая. Фильм заслуживает повторного просмотра, потому что детали, разбросанные по всему сюжету, складываются воедино только в конце.
The New Yorker
Присутствие прячется в шкафу и пытается переосмыслить увиденное: у него нет физической оболочки, а значит, нет и языка — зритель лишен поясняющего закадрового голоса. Щелк, черный экран, щелк, изображение поменялось. Течение времени кажется линейным, но неясно, сколько дней или часов прошло, словно сущность моргает и/или погружается в сон. Что изменилось? Почему я здесь? Кто я? Содерберг задает вопросы, предлагая зрителю подключиться к расследованию и сыграть в игру, добраться до разгадки раньше загадочного присутствия.
Film.ru
Это хорошо сыгранная, интимная пьеса. Но она слишком омрачена ощущением сверхъестественной жути — сам хоррор как будто не вписывается в изобретательную идею и атмосферу сдержанности. Возможно, это была коммерческая идея: не просто показать классные моменты, которые оставляют чувство недосказанности и напряжения, но и постоянно напоминать зрителю, что они смотрят очень страшный фильм ужасов. В любом случае Содерберг сделал «Присутствие» по-своему: с низким бюджетом, но с интеллектом — именно так, как мы от него ожидаем.
The Guardian
Лучшие фильмы Содерберга
«Московские новости» собрали самые высокооцененные работы Стивена Содерберга.
«Одиннадцать друзей Оушена» (2001)
«Кинопоиск» — 8,1; IMDb — 7,7; Rotten Tomatoes — 83%
Вор Дэнни Оушен выходит из тюрьмы и тут же планирует самое сложное ограбление в истории: он намерен украсть $160 млн из трех казино Лас-Вегаса. Для этого он собирает команду из 11 человек. В главных ролях — Джордж Клуни, Брэд Питт, Мэтт Дэймон и Джулия Робертс.
«Траффик» (2000)
«Кинопоиск» — 7,2; IMDb — 7,6; Rotten Tomatoes — 93%
По сюжету судья Роберт Уэйкфилд, которого назначили главой управления по контролю за оборотом наркотиков, должен возглавить войну с наркобаронами и коррумпированными полицейскими. В процессе расследования он выясняет, что на героине сидит его собственная дочь. Параллельно развиваются еще две линии: в Мексике полицейский Хавьер Родригес ловит торговцев запрещенными веществами, а жена арестованного наркобарона берет управление бизнесом в свои руки. У «Траффика» четыре «Оскара», в том числе за лучшую работу режиссера.
«Эрин Брокович» (2000)
«Кинопоиск» — 7,9; IMDb — 7,5; Rotten Tomatoes — 85%
Это история об одинокой женщине с тремя детьми, основанная на реальных событиях. Эрин Брокович — борцу за справедливость, юристу без образования, но с острой потребностью в деньгах — предстоит довести до суда дело века против корпорации, которая загрязняет грунтовые воды канцерогенным хромом. Главная роль в фильме принесла Джулии Робертс «Оскар» и «Золотой Глобус».
«Секс, ложь и видео» (1989)
«Кинопоиск» — 7,5; IMDb — 7,2; Rotten Tomatoes — 96%
Это первый полнометражный фильм Стивена Содерберга. Картина получила три награды Каннского кинофестиваля и приз зрительских симпатий на «Санденсе». В центре сюжета — юрист Джон, который занимает хорошую должность и изменяет своей жене Энн с ее младшей сестрой. Однажды Энн узнает об этом и находит поддержку в лице Грэма — бывшего однокурсника Джона. Но у него свои странности: дома Грэм хранит коллекцию видеокассет с женскими именами.
Фото обложки: NEON