КиноДетали

В прокат выходит немецкая драма «Звук падения». Ее выдвинули на «Оскар» от Германии

Драма «Звук падения» немецкого режиссера Маши Шилински — одна из самых громких премьер Канн–2025 — добралась до официального российского проката: на большие экраны она выходит 4 декабря. Это хроника жизни четырех девочек-подростков в разные эпохи — от начала XX века до наших дней. Они боятся войны, теряют близких, страдают от одиночества, жестокого обращения и принудительной стерилизации. 

О чем фильм «Звук падения»

4 декабря в российский прокат выходит драма «Звук падения» немецкого режиссера Маши Шилински. Картина забрала Приз жюри Канн-2025 и стала одной из самых громких премьер кинофестиваля. Более того, работу Шилински уже выдвинули на соискание предстоящей премии «Оскар» от Германии. 

Действие фильма «Звук падения» разворачивается на севере Германии, а именно — на одной и той же старой уединенной ферме в регионе Альтмарк. Там в разные эпохи живут четыре девочки-подростка: в начале XX века — Альма (Ханна Хект), одержимая своей умершей сестрой; во время Второй мировой — Эрика (Леа Дринда), испытывающая нездоровое влечение к дяде Фрицу с ампутированной ногой; в 1980-х — Ангелика, которая подвергается жестокому обращению со стороны родственников; и в 2020-х — Ленка (Лаэни Гайзелер), которая дружит с соседской девочкой, пытающейся пережить смерть матери. 

У каждой из героинь, разделенных десятилетиями, своя история — об одиночестве и потере близких, неприятных сальных взглядах, страхе перед войной, жизни после принудительной стерилизации. Но, исследуя свое настоящее, они постепенно обнаруживают следы прошлого, которые объединяют их судьбы.

На немецком название фильма звучит как In die Sonne schauen. В дословном переводе это означает «Глядя на солнце» — кинокритики трактуют формулировку как символ чувств и переживаний, одновременно повседневных и невыразимых. Есть и первая версия заголовка оригинального сценария: «Доктор говорит, что со мной все будет хорошо, но я чувствую грусть». Все это отражает главную идею Шилински: показать историю ХХ века глазами девочек, которые молчаливо наблюдают за окружающим миром.

Кто такая Маша Шилински

Для Маши Шилински «Звук падения» — вторая полнометражная работа. Ее первый фильм «Дочь» (2017) — это история о непростых отношениях родителей и их семилетней дочери: Ханна и Джимми встречаются после развода и решают дать отношениям второй шанс, но девочка с удивительным коварством играет на их чувствах и делает все, чтобы воссоединения не произошло. Картину номинировали на премию Берлинского кинофестиваля как лучший дебют, но статуэтку она так и не получила.

Режиссер Маша Шилински
Маша Шилински
Фото: Stefanie Rex / TASS

Шилински работала над фильмом «Дочь» на третьем курсе киноакадемии. По словам режиссера, это не было «полноценным кинопроизводством»: вместе с небольшой командой она провела на съемках в Греции 3 недели и выпустила драму почти в документальном стиле. «Звук падения» — гораздо более масштабный проект.

Мы с моим соавтором по сценарию Луиз Питер провели лето в Альтмарке, недалеко от реки Эльба. Случайно наткнулись на ферму, и мне показалось, что время там остановилось. Дом пустовал 50 лет. Мы нашли снимок 1920 года, на котором три женщины (что было необычно для того времени) смотрели прямо в камеру. Мы стояли на том месте, где должна была находиться камера, и ощутили, что эти женщины смотрят на нас. Мы спросили себя: «Что здесь произошло? Какие у них были истории?»

Маша Шилински

На создание фильма «Звук падения» ушло 5 лет. Только кастинг занял около года — команда отсмотрела около 1,4 тыс. девушек в поисках тех, кто подходил бы под конкретные эпохи. Проблема в том, что в драме огромный актерский состав, много детей и нет одного центрального главного героя. В результате в картине снялись как опытные актеры, так и те, кто никогда не играл в кино. 

Спустя год кастинга мы поняли, что у нас есть именно те люди, которые нам нужны. Вообще, это все был очень ассоциативный процесс. Мы создали что-то вроде документа коллективной памяти, документа эпохи, странного объединения и пересечения телесных и эмоциональных переживаний. 

Маша Шилински

Рецензии на фильм «Звук падения»

Мировая премьера фильма состоялась в мае 2025 года на 78-м Каннском фестивале. Кинокритики высоко оценили драму Маши Шилински: на Rotten Tomatoes у нее 95% положительных рецензий. «Звук падения» называют одним из самых красивых и пронзительных релизов 2025 года, «артхаусным кино с большой буквы», пропитанным страхом и печалью. 

В каждом кадре чувствуются тревога и страх, когда камера перемещается от сцены к сцене, словно призрак, улавливая моменты мучений и случайные вспышки юмора. Саундтрек трепещет и стонет от окружающего беспокойства. Это таинственная и жуткая поэма о чувстве вины, стыда и тоски в Германии XX И XXI веков. Драма о межпоколенческих травмах и генетических воспоминаниях, видениях и переживаниях, подавленных и переданных потомкам.

The Guardian

Шилински находит мощные визуальные зацепки, которые связывают персонажей сквозь десятилетия. Они делают одни и те же жесты, становятся свидетелями одних и тех же событий — многие сцены снимаются от первого лица, через окна, дверные проемы и замочные скважины — и иногда переживают параллельные истории, как будто их тела были отмечены ранами и откровениями предшественников. Фильм рассказан как поток сознания: будто Вирджиния Вульф решила переписать книгу Томаса Харди. Он состоит из сиюминутных ощущений, образов, эмоций и звуков и напоминает о том, что кинематограф все еще может изобрести себя заново, пока есть такие смелые режиссеры, как Маша Шилински. 

The Hollywood Reporter

Шилински создала уникальную историю, описав множество жестокостей, которым подвергались женщины начиная с XX века и по сегодняшний день. Пронизанный черным юмором и трепетной чувственностью, «Звук падения» — значительный шаг вперед для Шилински. Ей и оператору Фабиану Гамперу удалось визуально объединить сменяющие друг друга эпохи с помощью зернистых текстурных кадров, напоминающих выцветшие семейные фотографии и старинные зеркала, покрытые ржавчиной. Каждая сцена — отдельное воспоминание, где одни детали размыты, а другие предельно точны. 

Variety

Неуловимый, ненадежный, многозначительный рассказ, модернистский коллаж из приглушенных голосов и потертых фотографий. Чрезвычайно амбициозный, но камерный, насквозь литературный, при этом изысканно, остроумно снятый фильм рискует быстро потерять не очень внимательного зрителя, а кто-то, несомненно, будет не раз его пересматривать.

«Кинопоиск»

Что еще посмотреть 

Кинокритики сравнивают драму Шилински с работами разных режиссеров. В этом списке и Андрей Тарковский, и австриец Михаэль Ханеке, и американец Терренс Малик. «Московские новости» собрали фильмы, которые по атмосфере, сюжету или идее режиссера напоминают «Звук падения».

«Белая лента» Михаэля Ханеке 

«Кинопоиск» — 7,3, IMDb — 7,8 

Фильм-обладатель «Золотой пальмовой ветви» — главной награды Каннского кинофестиваля. Действие картины разворачивается в тихой протестантской немецкой деревне 1913 года, где начинают происходить тревожные события: местный доктор падает с лошади, кто-то похищает и избивает сына барона, дома горят, люди гибнут. Молодой учитель подозревает, что все это спланированные карательные ритуалы, а не череда несчастных случаев.

«Зеркало» Андрея Тарковского

«Кинопоиск» — 8,1, IMDb — 7,9 

В «Зеркале» Тарковский исследует темы памяти, семьи, детства, взаимоотношений с прошлым и настоящим. Это фильм-исповедь без четкого линейного сюжета — поток сознания умирающего поэта Алексея, который вспоминает главные события своей жизни. Пожалуй, самый личный фильм Тарковского. 

«Древо жизни» Терренса Малика

«Кинопоиск» — 6,6, IMDb — 6,8 

Фильм-рассуждение о смысле жизни через воспоминания взрослого мужчины по имени Джек о его детстве и семье. Ему придется столкнуться с болью, страданиями и смертью. В главных ролях — Брэд Питт и Джессика Честейн

«Облачный атлас» Ланы Вачовски

«Кинопоиск» — 7,8, IMDb — 7,4 

В центре сюжета — шесть историй, которые переплетаются в прошлом, настоящем и будущем, доказывая, как действия одного человека могут повлиять на судьбы других людей через века. В фильме американского режиссера Ланы Вачовски снялись Том Хэнкс и Холли Берри

Фото обложки: MUBI

Копировать ссылкуСкопировано