О чем фильм «Звук падения»
4 декабря в российский прокат выходит драма «Звук падения» немецкого режиссера Маши Шилински. Картина забрала Приз жюри Канн-2025 и стала одной из самых громких премьер кинофестиваля. Более того, работу Шилински уже выдвинули на соискание предстоящей премии «Оскар» от Германии.
Действие фильма «Звук падения» разворачивается на севере Германии, а именно — на одной и той же старой уединенной ферме в регионе Альтмарк. Там в разные эпохи живут четыре девочки-подростка: в начале XX века — Альма (Ханна Хект), одержимая своей умершей сестрой; во время Второй мировой — Эрика (Леа Дринда), испытывающая нездоровое влечение к дяде Фрицу с ампутированной ногой; в 1980-х — Ангелика, которая подвергается жестокому обращению со стороны родственников; и в 2020-х — Ленка (Лаэни Гайзелер), которая дружит с соседской девочкой, пытающейся пережить смерть матери.
У каждой из героинь, разделенных десятилетиями, своя история — об одиночестве и потере близких, неприятных сальных взглядах, страхе перед войной, жизни после принудительной стерилизации. Но, исследуя свое настоящее, они постепенно обнаруживают следы прошлого, которые объединяют их судьбы.

Фото: MUBI 
Фото: MUBI 
Фото: MUBI 
Фото: MUBI
На немецком название фильма звучит как In die Sonne schauen. В дословном переводе это означает «Глядя на солнце» — кинокритики трактуют формулировку как символ чувств и переживаний, одновременно повседневных и невыразимых. Есть и первая версия заголовка оригинального сценария: «Доктор говорит, что со мной все будет хорошо, но я чувствую грусть». Все это отражает главную идею Шилински: показать историю ХХ века глазами девочек, которые молчаливо наблюдают за окружающим миром.
Кто такая Маша Шилински
Для Маши Шилински «Звук падения» — вторая полнометражная работа. Ее первый фильм «Дочь» (2017) — это история о непростых отношениях родителей и их семилетней дочери: Ханна и Джимми встречаются после развода и решают дать отношениям второй шанс, но девочка с удивительным коварством играет на их чувствах и делает все, чтобы воссоединения не произошло. Картину номинировали на премию Берлинского кинофестиваля как лучший дебют, но статуэтку она так и не получила.

Фото: Stefanie Rex / TASS
Шилински работала над фильмом «Дочь» на третьем курсе киноакадемии. По словам режиссера, это не было «полноценным кинопроизводством»: вместе с небольшой командой она провела на съемках в Греции 3 недели и выпустила драму почти в документальном стиле. «Звук падения» — гораздо более масштабный проект.
Мы с моим соавтором по сценарию Луиз Питер провели лето в Альтмарке, недалеко от реки Эльба. Случайно наткнулись на ферму, и мне показалось, что время там остановилось. Дом пустовал 50 лет. Мы нашли снимок 1920 года, на котором три женщины (что было необычно для того времени) смотрели прямо в камеру. Мы стояли на том месте, где должна была находиться камера, и ощутили, что эти женщины смотрят на нас. Мы спросили себя: «Что здесь произошло? Какие у них были истории?»
Маша Шилински
На создание фильма «Звук падения» ушло 5 лет. Только кастинг занял около года — команда отсмотрела около 1,4 тыс. девушек в поисках тех, кто подходил бы под конкретные эпохи. Проблема в том, что в драме огромный актерский состав, много детей и нет одного центрального главного героя. В результате в картине снялись как опытные актеры, так и те, кто никогда не играл в кино.
Спустя год кастинга мы поняли, что у нас есть именно те люди, которые нам нужны. Вообще, это все был очень ассоциативный процесс. Мы создали что-то вроде документа коллективной памяти, документа эпохи, странного объединения и пересечения телесных и эмоциональных переживаний.
Маша Шилински
Рецензии на фильм «Звук падения»
Мировая премьера фильма состоялась в мае 2025 года на 78-м Каннском фестивале. Кинокритики высоко оценили драму Маши Шилински: на Rotten Tomatoes у нее 95% положительных рецензий. «Звук падения» называют одним из самых красивых и пронзительных релизов 2025 года, «артхаусным кино с большой буквы», пропитанным страхом и печалью.
В каждом кадре чувствуются тревога и страх, когда камера перемещается от сцены к сцене, словно призрак, улавливая моменты мучений и случайные вспышки юмора. Саундтрек трепещет и стонет от окружающего беспокойства. Это таинственная и жуткая поэма о чувстве вины, стыда и тоски в Германии XX И XXI веков. Драма о межпоколенческих травмах и генетических воспоминаниях, видениях и переживаниях, подавленных и переданных потомкам.
The Guardian
Шилински находит мощные визуальные зацепки, которые связывают персонажей сквозь десятилетия. Они делают одни и те же жесты, становятся свидетелями одних и тех же событий — многие сцены снимаются от первого лица, через окна, дверные проемы и замочные скважины — и иногда переживают параллельные истории, как будто их тела были отмечены ранами и откровениями предшественников. Фильм рассказан как поток сознания: будто Вирджиния Вульф решила переписать книгу Томаса Харди. Он состоит из сиюминутных ощущений, образов, эмоций и звуков и напоминает о том, что кинематограф все еще может изобрести себя заново, пока есть такие смелые режиссеры, как Маша Шилински.
The Hollywood Reporter
Шилински создала уникальную историю, описав множество жестокостей, которым подвергались женщины начиная с XX века и по сегодняшний день. Пронизанный черным юмором и трепетной чувственностью, «Звук падения» — значительный шаг вперед для Шилински. Ей и оператору Фабиану Гамперу удалось визуально объединить сменяющие друг друга эпохи с помощью зернистых текстурных кадров, напоминающих выцветшие семейные фотографии и старинные зеркала, покрытые ржавчиной. Каждая сцена — отдельное воспоминание, где одни детали размыты, а другие предельно точны.
Variety
Неуловимый, ненадежный, многозначительный рассказ, модернистский коллаж из приглушенных голосов и потертых фотографий. Чрезвычайно амбициозный, но камерный, насквозь литературный, при этом изысканно, остроумно снятый фильм рискует быстро потерять не очень внимательного зрителя, а кто-то, несомненно, будет не раз его пересматривать.
«Кинопоиск»
Что еще посмотреть
Кинокритики сравнивают драму Шилински с работами разных режиссеров. В этом списке и Андрей Тарковский, и австриец Михаэль Ханеке, и американец Терренс Малик. «Московские новости» собрали фильмы, которые по атмосфере, сюжету или идее режиссера напоминают «Звук падения».
«Белая лента» Михаэля Ханеке
«Кинопоиск» — 7,3, IMDb — 7,8
Фильм-обладатель «Золотой пальмовой ветви» — главной награды Каннского кинофестиваля. Действие картины разворачивается в тихой протестантской немецкой деревне 1913 года, где начинают происходить тревожные события: местный доктор падает с лошади, кто-то похищает и избивает сына барона, дома горят, люди гибнут. Молодой учитель подозревает, что все это спланированные карательные ритуалы, а не череда несчастных случаев.
«Зеркало» Андрея Тарковского
«Кинопоиск» — 8,1, IMDb — 7,9
В «Зеркале» Тарковский исследует темы памяти, семьи, детства, взаимоотношений с прошлым и настоящим. Это фильм-исповедь без четкого линейного сюжета — поток сознания умирающего поэта Алексея, который вспоминает главные события своей жизни. Пожалуй, самый личный фильм Тарковского.
«Древо жизни» Терренса Малика
«Кинопоиск» — 6,6, IMDb — 6,8
Фильм-рассуждение о смысле жизни через воспоминания взрослого мужчины по имени Джек о его детстве и семье. Ему придется столкнуться с болью, страданиями и смертью. В главных ролях — Брэд Питт и Джессика Честейн.
«Облачный атлас» Ланы Вачовски
«Кинопоиск» — 7,8, IMDb — 7,4
В центре сюжета — шесть историй, которые переплетаются в прошлом, настоящем и будущем, доказывая, как действия одного человека могут повлиять на судьбы других людей через века. В фильме американского режиссера Ланы Вачовски снялись Том Хэнкс и Холли Берри.
Фото обложки: MUBI




