Культурный кодДеталиЗрелища и хлеб

Голливуд проигрывает битву за Китай. Что сейчас смотрят в КНР

В 2023 году в десятке самых кассовых фильмов в КНР оказались только ленты китайского производства. Кроме того, на местные картины пришлось 84% всего бокс-офиса. Самым рейтинговым иностранным фильмом оказался «Форсаж 10» — он заработал $136 млн и занял 12-ю строчку.

Почему китайцы не смотрят голливудские фильмы

В 2023 году ни один американский фильм не вошел в десятку самых кассовых в Китае, а два самых громких голливудских хита — «Барби» и «Оппенгеймер» — не попали даже в топ-30. Тенденция на снижение популярности голливудских фильмов среди китайцев сохраняется уже несколько лет: в 2020 году в топ-10 не было американских картин, в 2021-м и 2022-м в списке оказалось лишь по две ленты производства США («Форсаж 9» и «Годзилла против Конга», «Мир Юрского периода: Господство» и «Аватар: Путь воды» соответственно). Для сравнения: в 2012-м голливудские картины занимали семь строчек в десятке самых кассовых кинопремьер в Китае. 

По данным Госуправления кинематографии КНР, общий объем кассовых сборов в 2023 году достиг ¥54,91 млрд ($7,75 млрд). Это максимум с начала пандемии, но все еще на 14,5% меньше показателей 2019 года. На фильмы китайского производства пришлось 84% всего бокс-офиса. 

Самым рейтинговым иностранным фильмом стал «Форсаж 10», но он оказался только на 12-й строчке, заработав в прокате $136 млн. В тройку самых успешных зарубежных релизов также вошли японские аниме «Судзумэ, закрывающая двери» ($114 млн) и «Коронный бросок. Фильм» ($93 млн). 

Основная причина изменения предпочтений жителей КНР — рост качества картин местных киностудий, а также их «точное попадание в аудиторию», пишет The New York Times. 

Я хочу сказать голливудским кинокомпаниям, что американский менталитет больше не интересен аудитории в Китае. Вы должны усердно учиться, чтобы понять китайский рынок, китайскую аудиторию и китайскую поп-культуру.

Ши Чуань
вице-председатель Шанхайской ассоциации кино 

Кроме того, голливудские киностудии не учитывают особенности китайского маркетинга и зачастую не продвигают свой контент в популярной соцсети Douyin (аналог TikTok в КНР) и в результате теряют второй крупнейший кинорынок в мире после США. В частности, у фильмов «Трансформеры: Восхождение Звероботов», «Миссия невыполнима: Смертельная расплата. Часть первая», «Оппенгеймер» и «Барби», которые выходили в 2023 году, не было аккаунтов в Douyin. 

История голливудского кино в Китае 

В 1995 году китайские власти приняли решение выделить квоту на иностранные фильмы в прокате — 10 картин в год. Затем это число увеличили до 34, зарубежные киностудии получают 25% выручки от продажи билетов. Еще в 2005 году в китайском топе по кассовым сборам не было ни одной картины местного производства, а в 2012-м в топ-10 в Китае входило семь фильмов производства США. 

Но на фоне ухудшения отношений между США и КНР в 2019 году китайские регуляторы стали реже выдавать лицензии голливудским фильмам, а местные киностудии нарастили производство качественного контента. По итогам 2019-го в топ-10 самых кассовых картин оказалось восемь лент китайского производства. В 2020 году в рейтинге не осталось голливудского кино, а самым кассовым фильмом стала китайская военная драма «Восемь сотен». Блокбастер завоевал и мировой рынок, собрав $472 млн в прокате (самый кассовый фильм 2020-го в мире). 

Кстати, ограничения на прокат зарубежного контента распространяются и на Россию: в год до китайских кинотеатров добирается максимум 10 российских лент. Для страны это один из ключевых рынков: в период с 2016-го по 2019-й почти половина зарубежных сборов российского кино (до $24 млн) приходилась на Китай. Самым успешным в прокате в КНР стала спортивная драма «Движение вверх»: картина заработала в КНР $13,2 млн и оказалась на 89-м месте в рейтинге по кассовым сборам. В 2021-м в Китае вышло четыре российских релиза, которые в общей сложности принесли $7 млн. Самыми популярными оказались лента о Холокосте «Уроки фарси» ($5,5 млн) и военная драма «Т-34» ($1,6 млн).

Какие фильмы смотрят в Китае

По итогам 2023 года в топ-5 по кассовым сборам в Китае оказались комедия, научная фантастика и криминальная драма. 

  • «Полноводная красная река» (iMDB — 6,5). Это картина известного режиссера Чжан Имоу, действие которой разворачивается в Империи Сун в 1146 году. Министр Цинь Хуэй собирается провести переговоры с государством Цзинь, но прямо накануне встречи посла убивают, а секретное письмо пропадает. 
  • «Блуждающая Земля 2» (iMDB — 6,8). Научно-фантастическая картина рисует мир, в котором угасает солнце. Последний шанс человечества спастись — найти новый дом. И тогда люди меняют орбиту Земли и отправляются в неизвестность. 
  • «Ставок больше нет» (iMDB — 6,7). Два главных героя — программист и модель — отправляются на заработки за границу, но попадают в логово преступной группировки. Теперь они вынуждены работать в нелегальном онлайн-казино. 
  • «Исчезнувшая в звездах» (iMDB — 6,5). Это детектив, в центре которого — история Хэ Фэя. Мужчина безуспешно разыскивает свою жену, пропавшую на тайском острове. Внезапно объявляется женщина, которая утверждает, что она и есть супруга Хэ Фэя, однако мужчина не узнает ее и утверждает, что это самозванка. Зрителям предлагают разобраться, кто Хэ Фэй на самом деле — жертва или преступник. 
  • «Трилогия о богах: Царство бурь» (iMDB — 6,8). По сюжету с начала времен миром правила династия Шан: в знак подчинения все князья посылали ко двору своих сыновей. Однажды во время мятежа в одной из провинций принц Инь Шоу пробуждает демона-лису, который убивает императора. 

Фото обложки: Gilles Sabrié Photography