Что происходит
В Италии могут ввести уголовную ответственность для блогеров, которые публикуют ролики с девиантным поведением.
История вопроса
Вопрос о необходимости такого документа стал остро стоять после ДТП с участием блогеров, которые выполняли за рулем опасный челлендж. В результате этого погиб пятилетний ребенок.
Тенденция
В Сети «незаконные» тренды, связанные с автомобилями, встречаются довольно часто. Так, в TikTok распространился челлендж по угону машин Kia и Hyundai.
Мировая практика
Как правило, блогеров, которые выкладывают ролики с противозаконными действиями, привлекают по самым разным административным и уголовным статьям.
Что происходит
Власти Италии рассматривают возможность ввести уголовную ответственность для блогеров, которые публикуют ролики, «популяризирующие незаконную деятельность». В случае принятия такого закона нарушителям будет грозить до 5 лет лишения свободы, пишет The Guardian.
- Вопрос о необходимости подобного документа стал остро стоять после недавнего ДТП с участием итальянских блогеров, которые выполняли за рулем опасный челлендж и врезались в другую машину. В результате столкновения погиб пятилетний ребенок.
- Для предотвращения подобных случаев правительство страны сообщило о возможности введения новых правил в отношении публикаций. Они будут касаться блогеров, которые в своих роликах «популяризируют незаконную деятельность» или «подстрекают к насилию».
- Андреа Остеллари, заместитель министра юстиции, отметил, что закон будет направлен на борьбу с трендом среди молодежи — совершать преступления ради «нескольких лайков» и при этом даже не учитывать риски для жизни.
- Маттео Сальвини, заместитель премьер-министра Италии и министр инфраструктуры транспорта, пообещал ужесточить дорожный кодекс. В частности, он рассмотрит возможность введения ограничений на выдачу водительских прав жителям, которые так или иначе были «вовлечены в преступления, связанные с насилием», отмечает The Guardian.
История вопроса
- На прошлой неделе популярные итальянские блогеры попали в ДТП во время съемок ролика для YouTube. Суперкар Lamborghini Urus, который арендовали пять молодых ютуберов с канала TheBorderline, на большой скорости столкнулся с малолитражкой Smart в Риме. Находившаяся в машине семья — отец, мать и двое детей — получили тяжелые травмы, а пятилетний мальчик позднее скончался.
- Как отмечают СМИ, блогеры с канала снимали очередное «самое абсурдное видео» о том, как они безвылазно проводят 50 часов в Lamborghini.
- 20-летнего ютубера, который находился за рулем, обвинили в убийстве и нанесении телесных повреждений при отягчающих обстоятельствах. Тесты показали, что он употреблял марихуану.
- Канал The Borderline, у которого было более 600 тыс. подписчиков, позднее объявил о своем закрытии. Его руководство написало, что «морально невозможно» продолжать начатое дело, и выразило соболезнования семье погибшего мальчика. Как отмечают СМИ, после инцидента канал оказался под серьезным давлением со стороны родительских ассоциаций.
Тенденция
В Сети «незаконные» тренды, связанные с автомобилями, встречаются довольно часто.
- В июле 2022 года в TikTok распространился челлендж по угону машин марок Kia и Hyundai. Видео снимают подростки соцсети от 14 до 17 лет, которые называют себя Kia Boys. Они взламывают автомобили не ради перепродажи: на многочисленных видео юные угонщики просто ездят на машинах, разбивают их, а потом бросают.
- Еще один странный тренд зародился еще в 2019 году. Речь идет о краже колпачков с ниппелей машинных колес. В какой-то момент этот тренд захватил всю Россию. «Опытные» грабители публиковали в TikTok туториалы, какие колпачки лучше и дороже и как их лучше всего снимать. Ролики с «уловом за день» или с уникальными коллекциями колпачков выкладывали с хештегом #колпачки.
- Еще один популярный челлендж, связанный с машинами, появился в Воронеже. Он получил название «Беги, если не лох». Суть заключается в том, что блогеру нужно забежать на крышу автомобиля, пока он стоит на светофоре. «Опытные» в этом деле пользователи взбегают по уже трогающемуся авто. Однако успешных участников этого челленджа мало — гораздо больше тех, кто повредил себе конечности.
- Также на Youtube был популярен челлендж Bird Box Challenge, который приобрел известность после выхода в прокат одноименного хоррора на платформе Netflix. По сюжету герои фильма большую часть жизни проводят в повязках из-за монстров, на которых нельзя смотреть, чтобы не сойти с ума. В результате известный американский блогер Джейк Пол решил попробовать пожить в стиле персонажей и сел за руль с повязкой на глазах. Обошлось без последствий, но YouTube удалил ролик из-за нарушения политики безопасности платформы. Челлендж попыталась повторить жительница города Лейтон в США на скорости 56 км/ч и попала в аварию, но осталась жива.
Мировая практика
Как правило, в большинстве стран блогеров, которые выкладывают ролики с противозаконными действиями, привлекают по самым разным административным и уголовным статьям. По словам юристов, для серьезного наказания вплоть до лишения свободы требуется зафиксировать конкретный ущерб — например, то, что пострадал человек или повредилось имущество.
- В российской судебной практике неудачливых блогеров часто привлекают за хулиганство по статье 213 УК «Хулиганство» и статье 20.1 «Мелкое хулиганство» в Кодексе об административных правонарушениях. По второй, например, привлекли пранкера из Тюмени, который в костюме химзащиты якобы пытался поймать людей, зараженных COVID-19.
- В американском штате Огайо Огайо в 2019 году американский подросток убедил друзей разыграть свою мать и заснять это на видео, чтобы потом выложить на YouTube. В результате компания инсценировала нападение на дом. В результате женщина убежала к соседям, они вызвали 911. Участникам розыгрыша предъявили обвинения по статье Пересмотренного кодекса Огайо о «сеянии паники», которая «приводит к эвакуации из любого общественного места или к иным общественным неудобствам, в том числе тревоге граждан».
- За распространение опасных челленджей неоднократно пытались засудить и сами платформы. Летом 2022 года в США против TikTok подали иск из-за смерти двух девочек, участвовавших в вирусном челлендже Blackout Challenge («Игра в отключку»), в рамках которого пользователи душат себя до потери сознания, снимая это на камеру, и затем, когда приходят в чувство, выкладывают видео на платформе. Однако суд отклонил его, сославшись на закон, согласно которому онлайн-платформы не несут ответственности за контент, размещенный пользователями.
Фото обложки: Polizia di Stato