Британская компания Hybrid Air Vehicles планирует заменить самолеты на дирижабли на некоторых направлениях в Европе и Северной Америке. Ожидается, что к 2025 году летательные аппараты Airlander 10 будут возить пассажиров из Ливерпуля в Белфаст, из Барселоны на Балеарские острова, а также из Осло в Стокгольм и из Сиэтла в Ванкувер.
- Полет на дирижабле будет занимать больше времени, чем на самолете. Например, из Ливерпуля в Белфаст обычным рейсом можно добраться за час, тогда как разработка Hybrid Air Vehicles преодолеет то же расстояние за 5 часов 20 минут.
- При этом за время полета дирижабль производит 4,75 кг вредных выбросов. У самолета этот показатель гораздо выше — 67,75 кг.
- Дирижабль Airlander 10 разрабатывают почти 10 лет. Первый образец поднялся в небо еще в 2016-м, но в коммерческое производство его еще не запустили.
- Стартап надеется начать первые полеты в ближайшие месяцы.
- Hybrid Air Vehicles сейчас ведет переговоры с авиакомпаниями и надеется заключить контракты в ближайшее время.
- Производитель уже договорился о поставках дирижабля шведской туристической фирме OceanSky Cruises для полетов через Северный полюс с исследователем Арктики Робертом Суоном.
Дирижабль Hybrid Air Vehicles
Airlander 10 представляет из себя гибрид самолета, вертолета и дирижабля.
Изначально его проектировали для разведывательных миссий американской армии в Афганистане, но военные отказались от проекта из-за сокращения оборонного бюджета и технических недоработок.
- Летательный аппарат Airlander 10 — крупнейшее в мире воздушное судно. Его длина — 92 метра. Для сравнения: самый большой коммерческий самолет Boeing 747 имеет длину 76,25 метра.
- Оболочка дирижабля заполняется гелием.
- Судно может находиться в воздухе 2 недели. Оно использует меньшее количество топлива, чем самолет, и при этом имеет более высокую грузоподъемность, чем классический дирижабль, — 10 тонн.
- Airlander 10 может подниматься на высоту до 4,9 км и лететь со скоростью до 148 км в час.
- Пилотный экземпляр Airlander был построен в 2012 году. В воздух он поднялся впервые только в 2016-м.
- Первый полет прошел удачно, однако второй, в 2017 году, закончился аварией. В компании заявили, что Airlander 10, видимо, был сорван порывом ветра со стыковочной мачты во время приземления, после чего аварийная система сбросила давление в резервуарах с гелием, которые обеспечивают его подъемную силу. В результате дирижабль на малой высоте врезался в землю.
- Тем не менее c 2025 года компания намерена выпускать около 12 дирижаблей в год. В течение следующих 20 лет Hybrid Air Vehicles планирует продать 265 своих летательных аппаратов.
Где планируют использовать дирижабли в ближайшем будущем
Пассажирские перевозки на дирижаблях прекратились в 1937 году, после того как при посадке в Нью-Джерси сгорел немецкий дирижабль «Гинденбург» и погибли 35 человек. Инженеры пришли к выводу, что причиной катастрофы стало воспламенение одного из баллонов с водородом из-за накопленного статического электричества. Тем не менее разработки дирижаблей в мире продолжаются до сих пор.
- Китайская госкомпания China Aviation Industry General Aircraft и французская Flying Whales планируют наладить сборку дирижаблей в КНР. Летательные аппараты будут использовать для того, чтобы доставлять грузы в районы с неразвитой инфраструктурой, а также для перевозки природных ресурсов из Арктики.
- Созданная в России компания Atlas разрабатывала дирижабль по госконтракту с «Росаэросистемами». Однако после проблем с выплатами перевела производство в Израиль. Ожидается, что первый летательный аппарат, способный перевозить до 20 пассажиров и перемещаться по заданному маршруту без пилота, поднимется в воздух в 2023 году. Планируется, что его можно будет использовать для пожаротушения или в качестве летающих кранов для транспортировки крупногабаритных грузов, таких, например, как ветряные турбины.
- Московский авиационный институт и консорциум «Дирижабли Якутии» создали опытные образцы дирижаблей. Их планируют эксплуатировать в этом регионе для грузовых и пассажирских перевозок. Однако для дирижаблей построят ангары в 20 км от Якутска и площадки с причальными мачтами.