Мир в огнеДеталиЭкология

В Австралии уже неделю ищут крошечную радиоактивную капсулу: есть ли успехи и что еще опасного умудряются терять люди

В Австралии уже несколько дней ведут масштабную поисковую операцию. Специалисты ищут крошечную радиоактивную капсулу, которая, вероятнее всего, выпала из грузовика при транспортировке. 

Поиски осложняет маленький размер капсулы — всего 6 мм на 8 мм. При этом объект довольно опасен — контакт с ним может вызвать ожоги кожи, острую лучевую болезнь и развитие рака.

Что происходит

В Австралии уже несколько дней ведут масштабную поисковую операцию: специалисты ищут крошечную радиоактивную капсулу. 

Детали

Как именно сотрудники Rio Tinto потеряли опасный груз, по-прежнему не сообщается. Предположительно, он выпал из грузовика во время транспортировки.

Контекст

В стране разгорелся скандал, который грозит окончательно уничтожить репутацию компании, уже серьезно подмоченную в 2020 году, после взрыва древних каменных убежищ коренных народов.

Прецедент

В 1950-х Пентагон потерял ядерную бомбу и контейнеры с плутонием, в 2019-м с сухогруза в океан упало несколько контейнеров с опасными химикатами, и не все они в итоге были найдены. 

Что происходит

В Австралии уже несколько дней ведут масштабную поисковую операцию: специалисты ищут крошечную радиоактивную капсулу, которую потеряла горно-металлургическая компания Rio Tinto. Предположительно, предмет находится где-то на шоссе протяженностью 1,4 тыс. км в штате Западная Австралия. Власти штата объявили радиологическую тревогу на всей территории. 

Фото: Department of Fire and Emergency Services / Government of Western Australia
  • Размеры капсулы — всего 6 мм на 8 мм, но она довольно опасная. В ней содержится цезий-137. По словам экспертов, при облучении этим веществом на расстоянии в 1 метр можно за час получить дозу облучения, равную десяти сеансам рентгена. А контакт с ней может вызвать ожоги кожи, острую лучевую болезнь и рак. Минздрав Австралии обратился к жителям с предупреждением и настоятельно рекомендовал не трогать капсулу в случае ее обнаружения. 
  • Подробной информации о том, как идут поиски, нет, отмечает Bloomberg. Как подчеркнул Дэррил Рэй, исполняющий обязанности начальника департамента пожарной и аварийной службы Западной Австралии, пожарные и спасатели при поиске не могут полагаться на зрение, в их распоряжении — только данные со специального оборудования.
  • Специалисты обследуют территорию с помощью детекторов радиации, установленных на крышах автомобилей. Они продвигаются со скоростью около 50 км/ч и рассчитывают управиться приблизительно за 5 дней. 

Детали

  • Как именно сотрудники Rio Tinto потеряли опасный предмет, по-прежнему не сообщается, ведется расследование. Предположительно, капсула выпала из грузовика во время транспортировки из шахты в хранилище. 
  • Пропажу обнаружили не сразу. Грузовик 10 января выехал из шахты компании в районе Пилбара и прибыл в пункт назначения — на склад в городе Перт — 16 января. Перед отъездом наличие капсулы в грузе проверяли счетчиком Гейгера.
  • Когда в Перте начали осмотр груза, специальный контейнер, где хранилась капсула, оказался пуст. 25 января Rio Tinto уведомила об утере капсулы экстренные службы, и лишь 27 января власти штата оповестили общественность об инциденте и попросили присоединиться к поискам федеральные власти. Эксперты также обратились ко всем водителям и обратили их внимание на то, что капсула могла застрять в рельефе покрышки любой машины в районе ЧП. 
  • Полиция Западной Австралии отметила, что капсулу едва ли украли — правоохранители не нашли следов преступления и подчеркнули, что пропавший предмет нельзя использовать для создания оружия.
  • Подрядчик Rio Tinto, швейцарская компания SGS S.A., которая обнаружила пропажу, заявила, что отвечала за упаковку устройства в шахте и за его получение на складе, а во время транспортировки за сохранность груза отвечает перевозчик.

Контекст

  • «Мы очень серьезно относимся к этому инциденту», — заявил главный исполнительный директор Rio Tinto Саймон Тротт. «Мы понимаем, что это явно очень тревожно, и сожалеем о беспокойстве, которое этот инцидент вызвал у жителей Западной Австралии».
  • Rio Tinto занимается разведкой, добычей и переработкой минеральных ресурсов — в основном алюминия, меди, алмазов, угля, урана, золота и железной руды. Компания работает по всему миру, но основная часть ее деятельности сосредоточена в Австралии и Северной Америке.
  • Репутация компании уже пострадала в 2020 году после того, как она взорвала древние каменные убежища коренных народов в Западной Австралии. Пещеры аборигенов, которые Rio Tinto разрушила, чтобы расширить рудник, находились там 46 тыс. лет. 
  • В компании заявили, что получили разрешение властей штата на проведение работ еще в 2013 году и не знали, что горные укрытия имели ценность для коренного населения. Это возмутило аборигенов, концерн подвергся общественной критике, начались проверки регуляторов. Работы пришлось прекратить, а территории, где они проводились, признали особо охраняемыми. Гендиректору и председателю совета директоров пришлось покинуть посты, а компании — принести извинения. 

Прецедент

  • Особенно много случаев потери опасных грузов зафиксировано в США во время холодной войны, Пентагон даже ввел специальный термин — «сломанная стрела». В Соединенных Штатах за всю историю было зафиксировано более 30 случаев, связанных со «сломанными стрелами», некоторые из потерянных бомб до сих пор не найдены.
  • Например, где-то на глубине Тихого океана, вероятно, до сих пор лежит американская ядерная бомба Mark IV. В 1950-х самолет с ней летел из Аляски в Техас, но по пути возникли проблемы с двигателем. Командир приказал экипажу сбросить опасный груз и покинуть машину. Летчикам удалось успешно катапультироваться, а неисправный самолет, пролетев еще некоторое расстояние, рухнул в воду. Разбившийся бомбардировщик обнаружили только 3 года спустя, но бомбу найти так и не удалось. 
  • В Средиземном море с тех же 50-х, вероятно, по-прежнему лежат емкости с плутонием. Американский бомбардировщик B-47, который летел над морем с этим грузом, неожиданно перестал выходить на связь и бесследно исчез. Самолет искали несколько недель, но ни установить место крушения, ни обнаружить тела трех членов экипажа так и не удалось. Не нашли и контейнеры с радиоактивным металлом.
  • В 2019-м грузовое судно Zoe во время сильного шторма потеряло 270 контейнеров в акватории Северного моря. В трех из них перевозили ядовитые и взрывоопасные химикаты, а в других — автомобильные детали, лампочки, мебель и многое другое. Контейнеры отнесло течением к берегам Нидерландов, многие жители устремились на побережье, чтобы заполучить выброшенные на пляжи игрушки и одежду. В СМИ нет упоминаний о том, что кто-то пострадал, а уже через несколько дней власти отчитались о завершении очистки побережья. 
  • В 2016-м опасный предмет обнаружили в порту Владивостока. От одного из контейнеров с металлоломом исходило ионизирующее излучение. Как выяснилось, источником был радиоизотопный сигнализатор обледенения — их используют в самолетах. Как отметили в Роспотребнадзоре, опасный прибор, вероятно, попал туда «из-за халатности лица, отвечавшего за его утилизацию».
Копировать ссылкуСкопировано