Редактор раздела «Экономика» «Московских новостей», специализируется на макроэкономике, фондовом рынке и бизнес-тематике

Утильсбор хотят увеличить в сотни раз с 1 ноября. Что будет с ценами на авто

Российский автомобильный рынок снова будоражит. После того как стало известно, что с 1 ноября утильсбор хотят рассчитывать по новым критериям, а сами авто могут сильно подорожать, россияне бросились скупать то, что осталось. Разбирались, что конкретно меняется из-за новых правил и на какие авто вырастет цена.

Как и почему хотят изменить утильсбор с 1 ноября 

Новость, которая обсуждается уже вторую неделю, — новые правила для расчета утилизационного сбора для автомобилей (для легковых, которые относятся к категории М1). Поправки должны вступить в силу с 1 ноября, соответствующий законопроект разработал Минпромторг. Он, кстати, набрал за 10 дней 500 лайков и более 67 тыс. дизлайков на портале, где был размещен документ. 

Именно так пользователи отреагировали на идею ведомства теперь учитывать не только возраст машины (до трех лет/старше трех лет) и объем двигателя (такая система действует в настоящий момент), но и его мощность. Более того, для нового критерия вводится прогрессивная шкала. Другими словами, чем мощнее ваш автомобиль, тем больше налог за него придется заплатить.

Напомним, речь идет о сборе, который платят импортеры и производители за каждое выпущенное или ввезенное транспортное средство. Тем, кто производит авто на территории РФ, положена компенсация от государства — чем выше уровень локализации, тем больше субсидия. 

Свою инициативу в Минпромторге объясняют потребительским спросом. В ведомстве фиксируют то, что россияне все чаще выбирают мощные модели машин, у которых при этом «малообъемные» моторы. Кроме того, популярностью пользуются электромобили и последовательные гибриды. Таким образом, расчет утильсбора, который не учитывает мощность мотора, перестает быть актуальным. 

На какие авто россиянам оставят льготный утильсбор 

Идея Минпромторга в том, чтобы считать базовую ставку, опираясь на тип и объем двигателя. А дальше применять коэффициент, который будет формироваться по прогрессивной шкале, исходя как раз из мощности. 

Однако есть и хорошие новости: Минпромторг готов сохранить льготные коэффициенты по утильсбору для авто, которые в страну ввозят физлица (а не те же дилеры). 

Напомним, сейчас россиянин должен платить утильсбор в 3,4 тыс. руб. на новую машину и 5,2 тыс. руб., если модель старше трех лет, если мотор не более 3 литров

Сейчас ведомство оговаривает, что речь идет о машинах, у которых мощность до 160 лошадиных сил. Если смотреть на статистику, то из всех зарегистрированных авто в России за последние 5 лет, доля тех, которые подпадают под льготы, — 88% (с учетом новых требований). 

Правда, по новым правилам из списка льготных автомобилей выпадает ряд моделей, таких как: KIA Carnival, Hyundai Santa Fe, Hyundai Palisade, BMW 5 серии, Geely Monjaro, Toyota RAV4, BMW X3, BMW X5, Toyota Highlander, KIA Sorento.

Как будут считать утильсбор для остальных авто

Тем, у кого 160 лошадиных сил, придется платить больше, причем в разы. Для того чтобы оценить масштаб, достаточно посмотреть на сборы для популярных моделей, которые Минпромторг предлагает ввести с 1 ноября. 

Для нового китайского кроссовера Geely Monjaro (2 литра, 238 лошадиных сил) сумма утильсбора вырастет в этом году в 280 раз — с с нынешних 3,4 тыс. руб. до 952 тыс. руб., с 1 января 2026 года — до 1,142 млн рублей, а к 2030 году до 1,673 млн рублей.

Для еще одного «китайца», последовательного гибрида — внедорожника Lixiang L7 (мощность 197 лошадиных сил) сбор увеличится в 537 раз — с 3,4 тыс. до 1,828 млн руб., с 1 января 2026 года — 2,194 млн рублей и с 1 января 2030 года — 3,212 млн рублей. 

Для электрокара Zeekr 001 (225 лошадиных сил) хотят увеличить в рекордные 637 раз — до 2,166 млн руб. в этом году, до 3,079 млн руб. в 2026-м и до 4,508 млн руб. в 2030 году.

Наконец, утильсбор также сильно вырастет и для авто класса «люкс» и «премиум», у которых двигатель не только мощный, но и большой по объему — речь идет о внедорожниках, пикапах и спортивных моделях. Для них сбор вырастет с нынешних 

С 2,153 млн руб. для новых авто до 6,708 млн руб., и с 3,297 млн рублей (старше трех лет) до 10,081 млн руб. 

Подводя итог, максимальный утильсбор в те самые 10 млн руб. с 2030 года будет действовать для модели старше трех лет, если двигатель более 3,5 литра и имеет мощность больше 500 лошадиных сил. К таким машинам, например, относится Ford Shelby GT350 Mustang, на данный момент она предлагается за 9,5 млн руб. 

Как реагируют россияне и авторынок на новости об утильсборе

Пока часть россиян бросилась скупать по старым ценам авто, обеспечив резкий рост спроса на 300% за неделю, эксперты и участники авторынка выступают с критикой инициативы Минпромторга.

Так, в Национальном автомобильном союзе опасаются, что повышение сбора затронет абсолютно всех, а не только импортеров дорогих и мощных машин. В организации предупреждают, что такой шаг приведет к снижению конкуренции на российском рынке и, как следствие, росту цен не только на премиум, но вообще на все модели, включая подержанные. 

Копировать ссылкуСкопировано

Популярное