КапиталДетали

«Тяжелый люкс» по-русски: как развиваются локальные премиум-бренды и какие зарубежные компании не торопятся уходить с российского рынка

Несмотря на «массовый исход» зарубежных компаний, в России покупателям доступны люксовые товары 73% иностранных брендов. Например, Balmain, Chloe и Giorgio Armani все еще распродают старые коллекции, следует из отчета IBC Real Estate. По данным аналитиков, всего 27% брендов премиум-сегмента закрыли свои магазины в России, при этом они до сих пор не отказались от торговых площадей и продолжают оплачивать аренду.

Люксовые бренды: сколько зарубежных компаний осталось в России 

73% зарубежных люксовых брендов продолжают работать в России, половина из них регулярно обновляет коллекции, следует из отчета IBC Real Estate. Аналитики изучили, как изменился статус порядка 60 компаний, которые на российском рынке управляют магазинами одежды премиум-сегмента.

Продолжают работу в России и провозят новые коллекции

34% люксовых марок продолжают поставлять в Россию одежду из актуальных коллекций, подсчитали в IBC Real Estate. Например, в московском ЦУМе можно найти вещи от Dolce & Gabbana — из нового весенне-летнего сезона, а также платья, пальто и сумки от Max Mara. 

В 2022 году Евросоюз и США ввели санкции, которые коснулись товаров премиум-сегмента: в Россию запретили ввозить вещи дороже €300. Поэтому сегодня в ряде магазинов представлены только футболки, ремни и другие изделия, стоимость которых не превышает €300 в закупке. Однако, по словам байеров, многие зарубежные бренды обходят санкционные ограничения «нестандартными способами»: например, выпускают капсульные коллекции специально для российских покупателей. В таких линейках одежды могут использоваться более бюджетные материалы — чтобы «вписаться» в €300. Кроме того, некоторые товары провозят по частям.

Например, ввоз брендовой куртки происходит в несколько этапов: сначала приезжает основная часть изделия, затем пояс, меховой воротник или капюшон, и стоимость каждой из частей составляет около €300.

Екатерина Ногай
руководитель департамента исследований и аналитики IBC Real Estate

Часть новых коллекций поступает в магазины через разрешенный параллельный импорт: в таком случае одежду закупают у посредников или агентов. Минпромторг регулярно обновляет список компаний, товары которых можно поставлять через параллельный импортом. В июле 2023-го, например, в перечень добавили несколько брендов очков — в частности, Ray-Ban, HUGO и Calvin Klein. 

Продолжают работу в России, но не привозят новые коллекции

Доля таких люксовых брендов на российском рынке составляет 39%. Компании, которые не готовы увеличивать затраты на логистику, отказываются от поставок новых коллекций в Россию, но продолжают продавать запасы со кладов. Например, в ЦУМе можно приобрести товары старых коллекций от Balmain, Chloe, Giorgio Armani и других брендов. 

Приостановили работу на территории России

27% брендов закрыли свои магазины в России весной 2022 года. Среди них — Chanel, Dior, Prada, Louis Vuitton и Cartier. Однако эти компании по-прежнему занимают торговые площадки и выполняют арендные обязательства, сообщили в IBC Real Estate. 

Ресейл в России: люксовые бренды на вторичном рынке

В 2023 году в России зафиксировали рост спроса на одежду премиум-сегмента: по данным исследования компании «ЮMoney» и ресейл-платформы Second Friend Store, с января по март 2023-го одежду в ценовой категории от 300 тыс. до 500 тыс. рублей покупали в 5 раз чаще, чем в первом квартале 2022 года. Это связано с развитием локальных люксовых брендов, а также — с ростом интереса россиян к ресейлу. 

Что такое ресейл

Рынок перепродажи одежды, обуви и аксессуаров. Сегодня под ресейлом понимают перепродажу преимущественно брендовых вещей или лимитированных коллекций, которые продаются в Сети. На ресейл-площадках можно найти качественные вещи дешевле, чем они продавали в фирменных бутиках. 

Сегодня самые популярные марки на таких платформах — международные модные дома, включая Prada, Gucci, Chanel и Bottega Veneta. После того как ряд крупных брендов приостановили продажи в России, Lamoda и «Яндекс Маркет» запустили разделы с б/у товарами. Затем о старте работы ресейл-платформы Tsum Collect объявил универмаг люксовых товаров ЦУМ. На платформе выставлены тысячи предметов одежды: от сумок Chanel до часов Rolex. Частным продавцом может выступить любой владелец подлинных брендовых вещей: для этого необходимо установить приложение TSUM Collect, оставить заявку, получить обратную связь и привезти товар в офис на Петровке. По данным РБК, лидер на рынке люксового ресейла в России — сервис «Авито Премиум», который по итогам 2022 года заработал более 115 млрд рублей. Всего в категории «Одежда, обувь и аксессуары» на Авито более 47 млн объявлений, однако в раздел «Премиум» входят примерно 120 тыс. из них: через специальный сервис продают не классические б/у вещи, а вещи в новом и «как новом» состоянии. Среди продавцов на площадке — профессиональные байеры. 

В России активно развиваются и другие онлайн-проекты в сфере люксового фэшн-ресейла. Это, например, Oskelly, The Cultt и Second Friend Store. Так, ресейл-проект The Cultt, который изначально специализировался на брендовых сумках, расширил ассортимент за счет солнцезащитных очков от Prada, Tom Ford, Saint Laurent и Celine. А Oskelly запустил сервис Oskelly Concierge: клиент может оставить запрос на определенный товар (указывают даже цвет и размер модели), который для него закажут через байеров или агентов. К слову, по данным Forbes, среди россиян резко вырос спрос на персональных байеров, которые занимаются доставкой люксовых товаров из-за рубежа: только на Авито по запросу «услуги байера в Европе» опубликовано почти 1 тыс. предложений. Это, как правило, россияне, которые живут за рубежом и подрабатывают таким способом. 

Импортозамещение люксовых брендов

В «INFOLine-Аналитике» отмечают, что от приостановки деятельности иностранных игроков выиграли российские бренды люксового сегмента — например, Lime и Henderson. Эти компании открывают новые магазины, в том числе на освободившихся площадках в популярных торговых центрах и проводят экспансию в регионы. На рынке также появляются новые российские марки премиум-сегмента и развиваются уже опытные игроки — YuliaWave, Rasario, Lusio и другие. Например, в 2022 году российская компания 12 STOREEZ объявила о смене концепции и переходе в премиальную нишу. А в сентябре 2023-го фэшн-ритейлер Melon Fashion Group (владеет Zarina, Love Republic, Befree и Sela) запустила бренд IDOL, в ассортименте которого — женская и мужская одежда категории премиум. 

Сейчас четвертый этаж [ЦУМа] считается пристанищем российских производителей. Это классная особенность времени, что растет кредит доверия к российским брендам.

Филипп Лобачев
PR-специалист 

Фото обложки: Михаил Терещенко / ТАСС

Копировать ссылкуСкопировано