КиберпанкДеталиИнтернет

Турция ввела запрет на рекламу в Twitter, Periscope и Pinterest. К маю платформы могут лишиться до 90% своего трафика в стране

Эти соцсети не зарегистрировали свои офисы в Турции и не назначили официальных представителей. 

Новый закон о регулировании соцсетей действует в стране с октября 2020 года.

Турецким компаниям запретили размещать рекламу в Twitter, Periscope и Pinterest. Соответствующее решение приняло управление информационных и коммуникационных технологий страны, сообщает агентство Reuters.

  • За нарушение рекламодателям грозит штраф в размере 1 млн турецких лир (около $135 тыс.).
  • Запрет связан с несоблюдением местного закона о регулировании социальных сетей.

Детали 

Закон о регулировании социальных сетей вступил в силу 1 октября 2020 года. Он предписывает социальным сетям более чем с 1 млн пользователей:

  • зарегистрировать свой офис в Турции;
  • назначить в нем официального представителя (гражданина Турции), который должен оперативно и эффективно решать вопросы удаления нарушающего местные законы контента;
  • хранить данные местных пользователей.

Кроме того, власти республики вправе удалять без решения суда в течение 48 часов сообщения, которые они сочтут клеветническими и оскорбительными.

В документе предусмотрено четыре вида санкций за то, что платформы не назначают своего представителя:

  • с декабря 2020 года — штраф от 10 млн до 30 млн лир ($1,3–4 млн);
  • с января 2021 года — запрет на размещение рекламы;
  • с апреля 2021-го — ограничение пропускной способности интернет-трафика для соцсети на 50%;
  • с мая 2021-го — ограничение пропускной способности на 90%.

По заявлениям властей Турции, закон призван защитить около 55 млн пользователей социальных сетей в стране от дезинформации. Но противники закона уверены, что документ только усиливает контроль властей над платформами и ужесточает цензуру.

Контекст

В ноябре 2020 года власти Турции уже оштрафовали сервисы Twitter, Facebook, Instagram, YouTube, TikTok и Periscope на 10 млн лир ($1,3 млн) за несоблюдение нового закона.

Единственной иностранной соцсетью, избежавшей штрафов, стала российская сеть «ВКонтакте». Она вовремя назначила своего представителя в Турции.

В декабре 2020 года представители YouTube сообщили, что будут соблюдать новый закон. 

18 января 2021 года заместитель министра транспорта Турции Омер Фатих Сайян заявил, что Facebook и Instagram также согласились выполнить требования закона и открыть представительства.  

Регулирование деятельности соцсетей в мире

В последние несколько лет власти некоторых стран стали вводить жесткие правила для ИТ-платформ, так или иначе ограничивающие деятельность соцсетей.

  • В Германии с 2017 года работает закон, обязующий операторов соцсетей удалять или блокировать «очевидно противоправные» посты и комментарии в течение 24 часов после поступления жалобы. Если противоправность не очевидна, на принятие мер дается 7 дней. За невыполнение предусмотрен штраф до €50 млн ($60,5 млн).
  • В июне 2020 года Еврокомиссия начала публичные консультации по поводу законопроекта о цифровых услугах (Digital Services Act). Он будет касаться установления ответственности за качество не только публикаций, но и товаров, продающихся на онлайн-платформах на территории ЕС.
  • 13 января 2021 года власти Бельгии заявили, что планируют запретить сети Facebook следить за ее гражданами и направлять им рекламу без их согласия. После этого Европейский суд в Люксембурге рекомендовал разрешить контролирующим органам каждой из стран-членов ЕС возбуждать судебные иски против Facebook и подобных ИТ-компаний, даже если они действуют с территории другой страны Евросоюза.
  • В январе 2021 года Министерство юстиции Польши подготовило законопроект, запрещающий соцсетям удалять посты, содержание которых не противоречит местному законодательству. Премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий призвал других лидеров стран ЕС ввести похожие правовые нормы.

Как в России регулируют информацию в интернете

В России закон о регулировании соцсетей вступит в силу 1 февраля 2021 года. Согласно документу, платформы должны будут модерировать контент и блокировать запрещенную информацию, среди которой — призывы к насилию, самоубийству, массовым беспорядкам и экстремизму. Также если у владельцев ресурсов нет своего представительства в России, им будет необходимо его открыть. 

За отказ удалить противоправный контент для юридических лиц предусмотрен штраф до 8 млн рублей. За повторный отказ — до 10% годовой выручки компании.

Копировать ссылкуСкопировано