О чем японский фильм «Национальное достояние»
Трехчасовая драма «Национальное достояние» установила абсолютный рекорд в японском прокате, став самым кассовым игровым фильмом в истории страны. За 6 месяцев после старта показов в июне картина заработала 17,4 млрд иен (около $111 млн).
В оригинале фильм называется Kokuho. Это титул, которым японское правительство отмечает выдающихся мастеров того или иного искусства. В картине режиссера Ли Сан-иля речь о кабуки — классическом японском театре, который объединяет театральное представление, танцы и музыку. По сюжету 14-летний Кикуо (Рё Ёсидзава) становится свидетелем смерти своего отца — лидера якудзы. Мальчика усыновляет семья Хандзиро (Кэн Ватанабэ) — лучшего актера театра кабуки в городе. У него есть родной сын Сюнсукэ (Рюсэй Ёкохама), которому недостает таланта, чтобы добиться успеха на сцене. Так начинается история дружбы и соперничества двух юношей и путь Кикуо к титулу «Национального достояния». Зрители наблюдают за их судьбами на протяжении 50 лет: действие фильма начинается в 1964 году и заканчивается в 2014-м.

Фото: Shuichi Yoshida / Kokuho Film Partners 
Фото: Shuichi Yoshida / Kokuho Film Partners 
Фото: Shuichi Yoshida / Kokuho Film Partners 
Фото: Shuichi Yoshida / Kokuho Film Partners
В основе драмы — 800-страничный роман-бестселлер известного японского писателя Сюити Ёсиды, который провел несколько лет за кулисами театра кабуки, исследуя его традиции. На съемки киноадаптации, которая стала настоящим культурным феноменом в Японии, ушло всего 3 месяца и примерно $8 млн.
Трудно выразить словами, почему этот фильм так сильно повлиял на японскую аудиторию. Многие стали свидетелями того, как люди отдают все силы и душу тренировкам и практике на сцене. Все это сопровождается красивой, эстетичной картинкой и насыщенным звуком. При создании этого фильма у меня была простая цель: показать современным японцам всю полноту красоты. На фоне роста экономического неравенства и индивидуализма я хотел, чтобы люди увидели красоту других людей. Возможно, фильм задел за живое.
Ли Сан-иль
режиссер фильма «Национальное достояние»
Рецензии на фильм «Национальное достояние»
В мае 2025-го фильм дебютировал на Каннском кинофестивале и покорил кинокритиков. В конце августа его выдвинули на «Оскар» от Японии. В середине ноября «Национальное достояние» вышло в ограниченный прокат в США: драму крутили всего неделю в нескольких кинотеатрах страны. Все показы прошли с аншлагами и собрали более $60 тыс. Ожидается, что в начале 2026-го картина выйдет в широкий прокат (об официальном релизе в России пока информации нет).
На Rotten Tomatoes у «Национального достояния» 100-процентный рейтинг на основе 17 рецензий. Кинокритики отмечают безупречную игру всего актерского состава, «захватывающий визуал» и глубокое погружение в мир театра кабуки.
«Национальное достояние» продолжает богатую традицию фильмов, рассказывающих о личных жертвах ради искусства. Это яркий портрет легендарного актера театра кабуки и всей его карьеры. Слишком часто такие истории скатываются в упрощенные версии с акцентом на суровость искусства. Но японский режиссер Ли Сан-иль тратит большую часть времени на то, чтобы запечатлеть внутренние переживания героев, отразить их трудности и триумфы.
Variety
Это роскошная, завораживающая история двух японских актеров театра кабуки, выросших в одной семье и соревнующихся за звание лучшего. Великолепная эпопея Ли Сан-иля о преданности традиционному искусству — лучший японский фильм 2025 года.
South China Morning Post
Несмотря на хронометраж, фильму удается быть удивительно последовательным на протяжении всех трех часов. Реальные театральные постановки украшают кинематографическое повествование. В работе Ли Сан-иля есть нечто грандиозное, это неоспоримо. Такого рода работы редко бывают настолько успешными; они отсылают нас к тем чудесным годам, когда подобные фильмы казались обычным делом.
Spectrum Culture
История японского театра кабуки
В 2008 году японский театр кабуки включили в самую первую версию Списка нематериального наследия ЮНЕСКО. Этому искусству более 400 лет: оно возникло в феодальной Японии в начале XVII века. Основательницей театра кабуки была женщина — Идзумо-но Окуни. Она начала танцевать на улицах за пожертвования, смешивая буддийские и ритуальные танцы, музыку и собственные образы. Со временем у нее появилась труппа танцовщиц, стиль которых отличался экспрессией и чувственностью. Уже тогда появилось название «кабуки» — иероглифы, из которых состоит это слово, означают «песня», «танец» и «мастерство».

Театр кабуки стал важной частью низовой городской культуры: в пьесах высмеивали и буддийское духовенство, и чиновников, и самураев. Поэтому он и привлек внимание властей. В 1629 году женщинам запретили участвовать в представлениях — из-за излишней откровенности, которая якобы подталкивала зрителей к покупке сексуальных услуг. Так в театре кабуки остались только мужчины среднего возраста. Они исполняют и женские роли — в традиционных нарядах, с гримом, белыми напудренными лицами и высокими голосами.
Time сравнивает театр кабуки по значимости с пантомимой и постановками по произведениям Шекспира. Особенность японского театра в том, что в нем всегда доминировали актеры, объединенные в «семьи». Они ставят многочасовые представления с яркими костюмами, изысканными танцами, акробатическими трюками и шутками на разные сюжеты — исторические, любовные и бытовые. К слову, Рё Ёсидзава готовился к роли Кикуо в «Национальном достоянии» полтора года.
Около трех-четырех месяцев я просто занимался сури-аси («Скользящий шаг». — Прим. ред.), что является частью танца кабуки. Я изучал, как двигать телом, как использовать мышцы ног. Затем начались тренировки по танцам. Чем больше я занимался танцами, тем яснее понимал, как трудно будет достичь уровня настоящих актеров театра кабуки.
Рё Ёсидзава
актер, исполнитель роли Кикуо в «Национальном достоянии»
Как фильм «Национальное достояние» повлиял на возрождение кабуки
Несмотря на то, что театр кабуки до сих пор входит в список ЮНЕСКО, а актеры дают гастроли по всему миру (и приезжают в том числе в Москву), традиционное исполнительское искусство Японии уже несколько лет страдает от падения интереса со стороны зрителей. В 2006 году два национальных театра кабуки в Токио и Осаке собрали в общей сложности 42 тыс. зрителей. К 2024-му этот показатель уменьшился более чем в 2 раза.

Еще одна проблема — сокращение числа профессиональных актеров. Исторически сложилось так, что артисты перенимали мастерство от своих отцов, а теперь многие вступают в актерские «семьи» после обучения по специальным программам, субсидируемым правительством. Но и их популярность невелика: в 2022 году только два человека поступили на двухлетний курс по обучению мастерству кабуки и Но (еще один вид японского драматического театра).
После выхода фильма «Национальное достояние» ситуация начала постепенно меняться: театры кабуки фиксируют рост спроса на билеты и повышенный интерес со стороны зрителей, особенно среди молодой аудитории. Так, в сентябре на выступление известного японского актера Гандзиры Накамура IV (он, кстати, появляется в драме Ли Сан-иля) пытались зарегистрироваться 2,2 тыс. человек при ста доступных местах.
Театр кабуки снова привлекает к себе внимание. Я вижу в зале больше молодежи и семейных пар, чем обычно. У меня такое чувство, что они, наконец, отождествляют себя с японской культурой.
Итикава Дандзюро
актер театра кабуки
Фото обложки: Shuichi Yoshida / Kokuho Film Partners
