КапиталДеталиИнтернет

TikTok Shop отбирает клиентов у Amazon: почему американцы предпочитают покупать косметику и товары для животных в китайской соцсети

Amazon теряет клиентов: американцы массово переходят в TikTok Shop. Только в ноябре более 5 млн новых пользователей совершили покупки в китайской соцсети. 

На этом фоне Amazon пытается наращивать аудиторию, в том числе за счет партнерства с Pinterest, Snapchat и Meta*. 

Что происходит

  • Торговая площадка TikTok Shop — с момента запуска в США в сентябре 2023-го — переманивает продавцов и покупателей Amazon, пытаясь обойти конкурента и занять значительную долю американского рынка электронной коммерции, пишет Bloomberg.
  • По данным Data.ai, в среднем пользователи TikTok из США проводят в приложении 33 часа в месяц. В случае с Amazon этот показатель составляет лишь 1,4 часа. В TikTok сообщили, что в ноябре более 5 млн новых клиентов совершили хотя бы одну покупку в TikTok Shop.

Алгоритмы TikTok Shop обладают какой-то сверхъестественной способностью угадывать, чего хочет клиент. Такого нет ни у Amazon, ну и Etsy. TikTok меня просто затягивает. 

Кармел Деамицис
клиент TikTok Shop
  • Чтобы привлечь пользователей и заинтересовать продавцов, которые обычно работают только с Amazon, TikTok берет на себя оплату доставки товаров и предлагает новым покупателям скидку в размере 30%. В Amazon бесплатная доставка доступна подписчикам Amazon Prime, а также тем, кто оформляет заказ на сумму $49 и больше.
  • Дополнительное приложение, которое американские продавцы используют для запуска аккаунта в TikTok Shop, с сентября 2023-го загрузили более 500 тыс. раз. TikTok Shop стал основной площадкой для представителей малого бизнеса, которым «сложно продвигаться в Amazon», отмечает Bloomberg: только в ноябре свои товары там разместили 150 тыс. продавцов. С приходом новых пользователей расширяется и ассортимент: в приложении можно приобрести садовые инструменты, косметику, игрушки для собак, телескопы и т.д. 
  • TikTok привлекает и крупные бренды: например, компания Benefit Cosmetics, которая принадлежит французскому гиганту LVMH, запустила продажи в TikTok Shop еще в июле и с тех пор продала более 40 тыс. товаров. 

Детали

  • На фоне стремительного роста популярности TikTok Shop у американцев Amazon стремится нарастить аудиторию и продажи. Так, американский гигант электронной коммерции запустил функцию Inspire, похожую на TikTok, — персонализированную ленту с короткими видео о товарах. 
  • В августе 2023-го Amazon направил ряду инфлюенсеров и продавцов электронные письма, в которых призвал снимать видео о продуктах, — за отдельную плату всего $25 за ролик. Эту инициативу высмеяли в соцсетях: средняя ставка за подобный контент составляет $212 за видео. 
  • Amazon также заключил ряд сделок о сторонней рекламе с популярными онлайн-сервисами. В частности, Amazon предоставил информацию о товарах и брендах Pinterest, чтобы пользователи могли покупать товары прямо в приложении, не переходя на страницу Amazon. Подобные сделки компания заключила также с Meta* и Snapchat. 

Но при этом

  • На данный момент Amazon «не о чем беспокоиться», отмечает Bloomberg: компания доминирует в сфере электронной коммерции в США, ее доля на американском рынке стабильна — около 38%. У Amazon 173 млн американских пользователей, которые на протяжении многих лет остаются лояльными к бренду. 
  • Кроме того, у Amazon есть ряд преимуществ: покупатели сервиса обычно получают свои заказы за 2 дня или меньше, в то время как доставка TikTok Shop занимает неделю или больше. 
  • Самая главная проблема TikTok на данный момент — недостаток контроля за товарами, продаваемыми на площадке, считают маркетологи. Через приложение в том числе распространяются контрафакт и некачественная продукция. А пользователи жалуются на переизбыток видео с обзорами товаров в их лентах. В соцсети даже появились видео, в которых публикуют инструкции о блокировке постов с хештегом #tiktokshop.

Просто надоело, что все рекомендации — это просто реклама магазина TikTok Shop. Я захожу туда не для того, чтобы покупать что-то, а чтобы посмотреть смешные видео перед сном. 

комментарий пользователя shopska4 в TikTok

Контекст

  • TikTok впервые запустил одноименную электронную торговую площадку в Индонезии в 2021 году. По последним данным, у приложения около 125 млн пользователей в стране (второе место после США, где 150 млн пользователей), в нем также зарегистрировано более 2 млн продавцов. Чаще всего там покупают товары для красоты — на них приходится 84% от всей продукции. 
  • В сентябре 2023-го власти Индонезии запретили электронную торговлю в социальных сетях с целью защитить интересы местных компаний. Однако TikTok нашел способ развиваться на перспективном рынке: компания приобретет 75,01% от крупнейшей платформы электронной коммерции в Индонезии GoTo Tokopedia. Это обойдется TikTok в $840 млн. Tokopedia, в свою очередь, приобретет бизнес TikTok Shop Indonesia за $340 млн. Таким образом, в Индонезии сформируется компания, объединяющая Tokopedia и TikTok Shop. 
  • Китайская компания ByteDance, владелец TikTok, стремительно развивается на азиатском и европейском рынках онлайн-торговли. Сегодня продажи товаров в приложении TikTok Shop доступны пользователям, зарегистрированным в Малайзии, Сингапуре, Таиланде, Великобритании, США, Китае, а также во Вьетнаме и на Филиппинах. В TikTok прогнозируют, что объем продаж по итогам 2023-го увеличится в 4 раза и достигнет $20 млрд.
  • У ByteDance есть и другие сервисы электронной коммерции: например, через приложение Douyin ежегодно продается товаров более чем на $10 млрд. А общая выручка ByteDance от онлайн-торговли в прошлом году составила $85 млрд. 

*Компания Meta признана в России экстремистской.

Копировать ссылкуСкопировано