В каких странах падают продажи автомобилей Tesla
Спрос на Tesla в европейских странах снизился до двухлетнего минимума. Об этом пишет The New York Times со ссылкой на статистику о регистрации автомобилей.
- В Германии количество новых зарегистрированных электромобилей американской марки снизилось на 46% по сравнению с 2023 годом, в Великобритании их число упало на 62%, а во Франции — на 59%.
- В Швеции падение оказалось еще более внушительным и превысило 80%. Доля Tesla на рынке соседней Норвегии, где она долго доминировала, упала с 18% до 11%.
- Покупатели продолжали терять интерес к Tеsla в Европе в этом году. Так, в феврале 2025-го продажи компании Маска заметно снизились в нескольких странах: по итогам месяца во Франции, Швеции, Норвегии и Дании они уменьшились на 42–48%, в Германии — на 70%.
- В США за первые 3 месяца года продажи Tesla снизились на 13%, что стало самым слабым квартальным показателем с 2022 года.
С чем связано глобальное снижение продаж Tesla
Основной причиной такого спада стало усиливающееся давление со стороны китайских производителей. Бренды из КНР, такие как BYD и NIO, с каждым годом набирают популярность благодаря доступной цене, высокому качеству и запасу хода — до 600–700 км на одном заряде. Эти автомобили значительно дешевле западных аналогов — стоимость китайских моделей BYD может быть на 15–20% ниже, чем у Tesla. Производители также активно внедряют инновации, такие как системы автономного вождения, улучшенные аккумуляторы и быстрая зарядка.
Проблемой для Tesla также стала политическая деятельность генерального директора компании Илона Маска на посту главы DOGE, его высказывания, которые были расценены как антисемитские, а также поддержка миллиардером крайне правых партий в Европе. На протесты против бизнесмена выходили жители многих крупных городов, в частности Лондона, Барселоны, Лиссабона, Рейкьявика. Скандалы вокруг постов миллиардера в социальных сетях стали причиной бойкотов и падения репутации бренда в некоторых странах Европы. Протесты против компании также прошли в некоторых американских штатах. На этом фоне акции Tesla упали более чем на 27% с начала 2025 года по состоянию на 6 марта 2025-го.

К основным трудностям Tesla добавляются и сложности, связанные с моделью Cybertruck. В марте 2025 года сообщалось, что Tesla объявила об отзыве с американского рынка более 46 тыс. электрических пикапов Cybertruck из-за проблемы с внешней панелью электромобиля.
Аналитики предсказывают, что на фоне усиленной конкуренции и проблем с репутацией Маска Tesla будет испытывать трудности в удержании своих позиций на европейском рынке. Второй квартал 2025 года обещает стать очередной катастрофой для Tesla, прогнозируют эксперты из GLJ Research.
Несмотря на падение спроса на европейском рынке, в США Tesla пока что сохраняет свое лидерство. Однако в 2024-м доля компании снизилась с 59,8% до 51,2%. Главное преимущество Tesla на американском рынке — высокие тарифы Дональда Трампа на китайские электромобили. Из-за этого машины из КНР становятся дороже локальных брендов.
Примечательно, что, несмотря на общее падение спроса на Tesla, ее модель Model Y, по данным Statista, стала самым продаваемым электромобилем прошлого года в мире. Всего покупатели приобрели 1,09 млн таких машин.
Как китайские электромобили захватывают мировой рынок
По данным Госсовета КНР, в 2024 году в стране было произведено более 13 млн электромобилей и проданы рекордные 11 млн. С таким показателем они занимают более половины мирового рынка.

Стремительному росту индустрии в КНР послужила и поддержка со стороны правительства. Китайские власти активно развивают инфраструктуру для подзарядки электромобилей, устанавливают субсидии для производителей и покупателей, а также разрабатывают собственные стандарты. Все больше китайцев стали обращать внимание на локальные марки, предпочитая их зарубежным аналогам.
Китай считается не только крупнейшим производителем электромобилей, но и экспортером. По данным Китайской ассоциации легковых автомобилей (CPCA), в 2024 году Китай поставил за рубеж 6,41 млн единиц, что на 23% больше по сравнению с предыдущим годом. Из этого объема значительная часть пришлась на Европу.
Несмотря на 27%-ные импортные пошлины ЕС, в Германии продажи BYD в апреле 2024 года увеличились на 755%, а в Великобритании, где тарифы не применяются, продажи китайской компании выросли на 311%. В России китайский LiXiang стал самым продаваемым электромобилем, собрав 47% продаж, в то время как доля Tesla, которая официально не продается в стране, не превысила 5%.
Что происходит со спросом на электромобили в мире и России
Рынок электромобилей по всему миру стремительно развивается. В 2024 году продажи электрокаров в глобальном масштабе увеличились на 25% по сравнению с предыдущим годом.
Особенно впечатляющие результаты (41,6%) были зафиксированы в Китае. КНР занимает первое место в мире по производству и продаже электромобилей. В Великобритании покупки электромобилей в 2024 году выросли на 21%, несмотря на снижение общего объема автомобильного рынка. А в США — на 7%, благодаря налоговым льготам и поддержке местных производителей.

На российском рынке электромобили также становятся все более популярными. За 2024 году их продажи в стране возросли на 26%, достигнув отметки примерно в 17,8 тыс. машин. Параллельно с этим объем кредитов, предоставленных для приобретения электромобилей, увеличился в 11 раз.
Среди факторов, способствующих росту популярности электрокаров, — государственные субсидии и налоговые льготы, которые делают покупку электромобилей более доступной. Также активно развивается инфраструктура зарядных станций: на 2024 год в России насчитывалось 2555 быстрых зарядок (мощностью 50 кВт и более) и 4855 — медленных (до 50 кВт). Однако они все еще неравномерно распределены, что создает проблемы для владельцев в отдаленных регионах, где зарядить автомобиль порой бывает достаточно сложно.
Предпочтения электромобилям водители отдают, в частности, из соображений экономии. Стоимость электричества значительно ниже цен на бензин или дизель, а зарядка часто обходится дешевле за счет специальных тарифов (например, льготных в ночное время суток). Согласно последним исследованиям, доля россиян, выбирающих электромобили из-за заботы об экологии, выросла с 27% до 39%, в то время как число тех, кто ориентируется на экономию топлива, снизилось с 32% до 20%.
Фото обложки: VCG / TASS