Мир в огнеДетали

Темная сторона электромобилей: почему они не помогут человечеству спастись от глобального «автомобильного вреда»

Масштабное исследование ученых из Великобритании позволило выяснить, сколько людей ежегодно умирает из-за машин — напрямую или из-за загрязнения воздуха. Несмотря на отсутствие выбросов, электромобили наносят вред окружающей среде, в частности из-за того, что для их производства требуется большое количество полезных ископаемых.

Чем опасны электромобили

Электромобили не спасут общество от глобальной эпидемии «автомобильного вреда». К такому выводу пришли ученые из Великобритании. Они опубликовали отчет с указанием примерного глобального количества смертей, травм, болезней и других несчастий за всю историю автомобилестроения.

В исследовании отмечается, что хотя электромобили сами по себе наносят меньше вреда окружающей среде, чем машины с ДВС, они не способны минимизировать ущерб, который личный транспорт и сопутствующая инфраструктура наносят людям по всему миру. Речь идет о ДТП, прокладке и ремонте дорог, добыче полезных ископаемых и прочем.

Как автомобили влияют на смертность

Для того чтобы оценить глобальный ущерб, наносимый автомобилями, исследователи из Великобритании изучили около 400 статей, охватывающих все: от шумового загрязнения до совокупного числа смертей (от 60 млн до 80 млн), травм (2 млрд) и вклада нефти в историческую добычу ископаемого топлива (35%). Их выводы оказались неутешительными.

  • По подсчетам авторов исследования, автомобили несут ответственность за одну из 34 смертей ежегодно — это около 1,7 млн человек, — напрямую или из-за загрязнения воздуха.
  • Ежедневно автомобили убивают более 700 детей. Самые высокие показатели смертности в Африке и Юго-Восточной Азии, а в США и Бразилии в ДТП непропорционально часто гибнут чернокожие и представители коренных народов.
  • Загрязнение воздуха, связанное с дорожным движением, становится причиной болезней системы кровообращения и сердца, рака легких, астмы и острых инфекций нижних дыхательных путей у детей. Другие вредные последствия, причиняемые автомобилями, включают вождение в нетрезвом виде, отравление угарным газом и т.д.
  • Электромобили, менее вредные с точки зрения загрязнения парниковыми газами, ничем не отличаются от машин с ДВС, когда речь заходит о других опасностях, включая аварии. Кроме того, личный транспорт без двигателей внутреннего сгорания часто тяжелее бензиновых авто, что приводит к большему загрязнению мелкими частицами от шин на шоссе.

Что еще не так с электромобилями

Беспокойство по поводу последствий перехода на электромобили ученые выражали и раньше. Например, в 2022 году в мире уже добывали вдвое больше полезных ископаемых, чем в 2000-м, особенно это коснулось лития, графита, кобальта, никеля и меди, которые используются при производстве электрокаров и для других «зеленых» решений.

  • Согласно прогнозам экспертов Международного энергетического агентства, к 2040 году спрос на литий вырастет более чем в 40 раз по сравнению с 2023 годом.
  • При производстве электромобилей в атмосферу выбрасывается на треть больше углекислого газа, чем при сборке автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.
  • По подсчетам немецкого научного журнала Ifo Schnelldiens, при производстве аккумуляторов и добыче лития, марганца и кобальта углеродный след Tesla составил 156–181 грамм на километр пути, у бензинового Mercedes-Benz — 112 граммов на километр.

Растет ли спрос на электромобили в мире и России

По данным исследовательской компании Rho Motion, мировые продажи электромобилей и гибридов в 2023 году выросли на 31% по сравнению с предыдущим годом и достигли 13,6 млн штук.

  • В декабре продажи достигли месячного рекорда в 1,5 млн штук. Всего за год было продано 9,5 млн полностью электрических и 4,1 млн гибридных машин.
  • В России, по данным АО «Паспорт промышленный консалтинг», в 2023 году было продано 14 869 новых электромобилей. Это на 290% больше, чем годом ранее.

Фото обложки: Антон Злобин / Pexels

Копировать ссылкуСкопировано