Что произошло
Ученые изучили возможность размещения рекламы на околоземной орбите. Предполагается, что подобный проект мог бы принести доход свыше $110 млн.
Контекст
О «космической рекламе» начали задумываться в XX веке на фоне противостояния СССР и США. Тогда речь шла не о спутниковых баннерах, а о более примитивных ее вариантах — например, отправке товара вместе с космонавтами.
За чем следить
Интерес к космической рекламе проявляют все больше предпринимателей, среди них — Илон Маск, который уже работает над таким проектом совместно с Geometric Energy Corporation.
Но при этом
По мнению экспертов, подобные проекты навредят экологии и помешают проводить исследования астрономам.
Что произошло
Ученые из Сколтеха и МФТИ изучили возможность размещения рекламы на околоземной орбите. Предполагается, что подобный проект обошелся бы в $65 млн и мог принести доход той или иной компании свыше $110 млн, пишет TechCrunch.
- Специалисты считают, что размещение рекламы в космосе вполне возможно: для этого необходимо отправить группу из 50 спутников, которые выйдут на
солнечно-синхронную орбиту . Оказавшись на ней, они развернули бы большие параболические отражатели, чтобы направить солнечный свет в сторону Земли. В таком случае людям спутники будут казаться группой синхронно движущихся звезд, которые перестраиваются в буквы или простейшие графические символы. Срок службы спутников в качестве рекламной конструкции составил бы 1–3 месяца в зависимости от различных факторов, предполагают ученые. - По подсчетам TechCrunch, реализация проекта обойдется в $65 млн — эти деньги необходимы для производства 50 спутников ($48,7 млн), их тестирования, поддержки и проектирования ($11,5 млн), а также запуска ($4,8 млн).
- Ученые считают, что самым привлекательным регионом для подобной рекламы могут стать тропики и страны Юго-Восточной Азии с их теплым климатом, долгими зимними ночами и сосредоточением самых густонаселенных городов мира.
- Издание отмечает, что при лучшем сценарии чистый доход от космической рекламы может составить более $110 млн за 3 месяца.
Контекст
- О космической рекламе начали задумываться в XX веке на фоне противостояния СССР и США. Тогда речь шла не о спутниковых баннерах, а о более примитивных ее вариантах — например, об отправке товара вместе с космонавтами. Так, в 1980-х годах за звание лучшей газированной воды для экипажей шаттлов соревновались Pepsi и Coca-Cola. Последняя даже представила специальную банку, позволяющую астронавтам наслаждаться напитком без риска, что при ее открытии пена заполнит весь салон корабля. Связью с покорением космоса гордятся и другие торговые марки. Так, в 2000 году с Байконура на орбиту отправился «Протон» с логотипом сети ресторанов Pizza Hut — стоимость рекламы составила $1 млн.
- В 1993 году появилась идея разместить в космосе настоящий билборд. Первопроходцем могла стать американская компания Space Marketing Inc., предложившая вывести в космос рекламный щит площадью 1 кв. км. Однако проект пришлось свернуть из-за финансовых проблем и опасений экологов.
- В 2018 году SpaceX «запустила» в космос автомобиль Tesla Roadster.
За чем следить
- Согласно исследованиям IMARC Group, современный рекламный рынок оценивается в $647 млн, и эта цифра будет увеличиваться более чем на 5% ежегодно. Ожидается, что космос сможет внести существенный вклад в его развитие.
Реклама на орбите — уникальная возможность для бизнеса громко заявить о себе на весь мир. Речь может идти о миллиардах просмотров, чего невозможно достигнуть с помощью наружной рекламы или при использовании интернета.
Антон Оссовскийоснователь российской авиакосмической компании Avant Space
- СМИ отмечают, что космической рекламой интересуются все больше предпринимателей. Так, у компании Илона Маска SpaceX уже есть рекламный проект, который она развивает совместно с канадской Geometric Energy Corporation. Они работают над созданием «билбордов» из сверхмалых спутников.
- Российская авиакосмическая компания Avant Space планирует запустить 20–30 спутников с лазерами весом 7,5 кг, которые смогут образовывать в небе «искусственное созвездие» в виде рекламы. «Система будет включаться при прохождении спутников над крупными городами. Размер покрытия будет примерно как три полные Луны», — рассказал директор Avant Space Александр Малинин. На эти цели компания собирается потратить $20–30 млн. Показ рекламы над 10 мегаполисами будет стоить рекламодателям около $140 тыс.
Но при этом
- TechCrunch отмечает, что реализация рекламы в космосе может быть далеко не таким прибыльным делом, как кажется на первый взгляд. По подсчетам издания, подобная рекламная интеграция стоила бы компаниям примерно $4,6 млн. Для сравнения: 30-секундная реклама на
Super Bowl стоит $6,5 млн. В связи с этим TechCrunch считает, что размещение рекламы на Земле все еще перспективнее, чем в космосе. - Издание отметило, что реклама на небе, вероятно, будет вызывать «благоговейный трепет» весьма недолгое время у населения и вскоре начнет раздражать людей, так как будет «постоянно мигать у них над головой».
- Перспектива размещения рекламных баннеров в космосе не нравится и астрономам. А в ООН назвали эту идею «разрушительным предложением», которое помешает «большинству астрономических наблюдений».
- Также против размещения рекламы во внеземном пространстве выступают экологи: по их подсчетам, полеты в космос загрязняют окружающую среду примерно в 100 раз сильнее самолетов.