Культурный кодДеталиИнтервью

Светлана Тегин: «С платьем ты выбираешь для себя лучшую жизнь, в этом и есть колдовская сила моды»

16–19 ноября 2025 года на сцене Малого театра продюсерская компания MuzArts представит балетный спектакль «Две Анны». Костюмы для постановки об эпохе Серебряного века создавала дизайнер Светлана Тегин. Спросили у известного российского модельера об увлечении ар-деко, магии красной дорожки, коллаборации с Викторией Исаковой, работе с Дуней Смирновой и резонансном платье для Анны Шевчук, супруги оскаровского номинанта Юры Борисова.

— Вы неоднократно подчеркивали: вам важно одевать ярких людей. При этом во многих модных журналах вас нередко называют минималисткой. Как эти две философии сочетаются в вашем творчестве? 

В модной индустрии дизайнеру часто дают определение, вешают ярлык. Так проще его продавать. В начале своей карьеры я избегала интервью именно поэтому. Мне казалось, что прессе важно определить меня и поместить в какую-то выделенную рамку минималиста. Дизайнер, которая шьет одежду для лилипутов, дизайнер, которая одевает актрис, дизайнер кашемира, перфекционист. В принципе, все это правда, и все относится к какому-нибудь моему определенному периоду.

Светлана Тегин
Светлана Тегин
Фото предоставлено автором

Сначала это создавало дискомфорт, но сейчас, мне кажется, все привыкли к неожиданностям от Тегин. Мне даже нравится играть в эту игру и удивлять чем-то новым, сохраняя эстетику и стиль бренда. 

У Tegin Fashion House много направлений деятельности: Tegin collection, Tegin cashmere, ателье, театр, балет, выставки, концерты, art-перформансы. В моей работе есть место и лаконичному минимализму (в кашемире), и ярким сценическим образам. Яркое окружение — это бонус моей работы со звездами: артистами и художниками. Именно они становятся клиентами моего бренда в первую очередь. Мне действительно важно одевать ярких людей. Так происходит наш творческий обмен: беседы, общие интересы, бесконечный поиск идей, особенное электричество, которым заполняется пространство от нашего обмена. 

— Вы много работаете для театра, кино, а недавно стали создательницей образов для балета «Две Анны». Накладывает ли жанр, в котором работаете, отпечаток на создание образа и костюма? Как это выражается в балете? Что было самое сложное в этом опыте? 

Балет «Две Анны» — это два самостоятельных произведения. Я часто вспоминаю цитату Веры Мухиной о том, что образ в искусстве — душа и смысл любого произведения. Именно поиск образа я ставлю для себя в балете на первое место. Жанр уже дает подсказки в стиле художественного описания этого образа. 

Балет "Две Анны"
Фото: Михаил Вильчук

Для балета про Анну Ахматову («Две Анны») и балета «Планида» компании MuzArts вы придумали «реалистичные» костюмы для героев ХХ века…

Реалистичность этих костюмов — это не просто декоративное решение, а художественное воплощение эпохи. Благодаря тщательно проработанным историческим деталям, силуэту и выбору тканей мне удалось передать атмосферу начала прошлого века, наполнив сценические образы ностальгией и драматизмом.

Сюжеты этих балетов основаны на реальных событиях и людях, и я стремилась подчеркнуть это через костюмы, чтобы максимально точно отразить дух времени и судьбы героев.

Балет про Анну Павлову в «Двух Аннах», наоборот, отсылает к ярким гипертеатральным «Русским сезонам» Сергея Дягилева. Чем вы вдохновлялись при создании костюмов?

Читала книги о том времени, ходила на выставки, посвященные балету, рассматривала афиши «Русских сезонов» в Театральном музее. Период начала века меня всегда интересовал, поэтому у меня были заготовки, что помогло работать над образами. 

В одноактном балете «Русский характер» («Планида») вы одеваете героев в разные оттенки серого, почему?

Идея пришла внезапно. Я решила отказаться от использования цвета в костюмах и сосредоточиться на хореографии и актерской игре. В этом балете танцовщики выступают как драматические актеры, и это их качество должно быть на первом плане. Цвет в спектакле используется только для создания точечных акцентов или контрастных моментов. Оттенки серого, представленные в различных фактурах и материалах, создают насыщенную палитру, которая не отвлекает от сюжета, но помогает выделить персонажей.

— Однажды вы сказали, что работа художника по костюмам похожа на работу детектива, так как требует погружения в историю. А повлиял ли этот исследовательский подход, приобретенный в кино, на создание ваших авторских коллекций? 

С появлением в моей жизни кино я полюбила барахолки. До этого я предпочитала ходить на выставки костюма и наблюдать детали издали. Теперь — забираться внутрь вещи, изучать ее тление вместе с портновскими секретами вещей — мое самое любимое занятие. Тогда я и отдыхаю, и наполняюсь новыми идеями. Конечно, эти находки я применяю в разработках новых коллекций. Впрочем, в моих коллекциях всегда появляется настроение того проекта, который я делаю в данный момент. 

— Вы одеваете звезд на ковровых дорожках. Каких особенностей в проработке образа это требует от модельера? Какие из собственных последних работ для церемоний вам особенно близки и почему?

Безусловно, для художника очень важно появление музы: в моем случае это прекрасные российские актрисы. Платья для красных дорожек — мой любимый, отдельный жанр. Но я не только любуюсь актрисами и одеваю их. Я влюбляю их в ценности моего бренда, зажигаю их идеями сотрудничества в разработке капсульных коллекций и в создании контента бренда Тegin. Мне нравится жить в придуманном мире, в окружении талантливых людей.

Обожаю создавать платья и образы для красной дорожки. На ней важна не только красота платья, важен смысл послания, зашифрованный в платье и образе актрисы. То, какая жизнь ждет актрису в этом платье, как воспримут ее образ на дорожке и какие двери распахнутся перед ней в этой связи. Получается, что платье становится совершенно магическим атрибутом.

С платьем ты просто выбираешь для себя лучшую жизнь. В этом и есть колдовская сила моды. 

Большой резонанс в прессе получил выход Юры Борисова с женой Анной Шевчук в моем платье на афтепати «Оскара». Это как раз хороший пример смысла, вложенного в образ. С одной стороны, белое платье лаконичного кроя, фирменная баска от Tegin в русском стиле, цветочный синий принт в стиле гжели в сочетании с изысканной внешностью Анны очень достойно представляли российскую актрису, жену оскаровского номинанта. 

— В ноябре вы выпускаете капсульную коллекцию с Викторией Исаковой Tegin cashmere & Viktoriya Isakova. Что это за коллаборация? Почему вы решили создать ее именно с Викторией? 

С Викторией мы сделали капсульную коллекцию кашемира. Она предложила добавить ярких акцентов монохромным вещам моей линии Tegin cashmere. 

Много лет у меня зрела идея сотрудничества с Викой, она обладает утонченной внешностью и роскошью в каждом движении, все это созвучно царственному кашемиру. Вся капсула — это те вещи, которые идеально вписываются в гардероб Виктории. Топ, любимые Викой косынки, кардиганы и балаклавы. Все дополнено яркими акцентными полосками — это стало настоящей цветотерапией для нас обеих. 

Вика по своей сути фэшн-дизайнер: любит придумывать, экспериментировать, любит моду, и у нее всегда есть собственное мнение и свое уникальное видение вещей. Мы дружим больше 15 лет, работали вместе в кино, придумывали вместе платья для ее выходов на красную дорожку. Я говорю «придумывали вместе», потому что с Викой всегда именно так — она всегда соавтор. 

— В одном из интервью вы упомянули, что предложение от Дуни Смирновой работать над «Вертинским» пришло через социальную сеть и было полно сомнений, приглашать ли в проект дизайнера, «не проверенного этой профессией»? На ваш взгляд, оправданы ли такие сомнения профессионала по отношению к человеку, только начинающему свой путь в какой-то сфере? Даете ли вы сами шанс начинающим специалистам?

У Авдотьи как раз не было сомнений в том, чтобы пригласить меня в кино. Она сразу мне написала, что только меня видит художником по костюмам и готова окружить меня пятью ассистентами, профессионалами из кино, только бы я согласилась. Оказалось, что Дуня следила за моими коллекциями с 1990-х. Сомнения были только в моей голове. К счастью, желание сделать костюмы для сериала «Вертинский» победило все мои сомнения. Наградой же стало то, что я обрела новую профессию, которую сейчас продолжаю осваивать. Я очень за это признательна Дуне. 

Сейчас у меня нет времени на сомнения, и я доверяю первой реакции и своему импульсу в выборе проекта.

Стараюсь сразу понять, мой это проект или нет. И я всегда стараюсь дать шанс начинающим специалистам, если человек способный и горит желанием. 

— Вы могли бы сказать о себе, что снобизм вам чужд или, напротив, в чем-то вы настоящий сноб (например, в любимом деле, в котором разбираетесь лучше всех)? 

Я совершенно лишена стремления что-то демонстрировать другим, стараясь себя возвысить, к тому же у меня развито принятие людей такими, какие они есть. Мне нравится подмечать особенности людей, которыми часто бывают их несовершенства. Более того, несовершенства могут и вдохновлять. Если вспомнить историю искусства, в моде вкус и безвкусица часто менялись местами. То, что в один период было идеалом красоты, в другой период считалось неприемлемым. Вспомним бритые брови и ресницы, юбки всевозможных объемов, подчеркивание линий талии и груди или их скрывание. 

Все — порой безвкусица и даже пошлость — могут стать для меня вдохновением. В моей палитре художника должны быть разные краски, тогда только и будут получаться гармоничные вещи. 

— Многие эксперты пишут о ваших коллекциях как о продукте «интеллектуальной моды», не подчиняющейся сиюминутной конъюнктуре. Насколько вы согласны с таким определением? 

Определение моего бренда как продукта «интеллектуальной моды» подразумевает для меня разнообразие контента, который я использую в работе над коллекциями. В каждой коллекции я исследую какой-то исторический период в живописи, архитектуре, музыке, литературе. Я очень люблю наблюдать за природой, самыми разнообразными ее обитателями. Жуки, птицы, подводный мир всегда меня вдохновляли. Объем и разнообразие моих интересов и определяет ДНК бренда. 

Светлана Тегин
Фото предоставлено автором

— Как одновременно учитывать тренды и необходимый для продаж контекст времени, запрос аудитории и стремление к подлинному творческому высказыванию? 

Я очень ценю полет фантазии, так же как и успешную ее материализацию. Поиск и удержание баланса между творчеством и бизнесом — это то, чем я занимаюсь. В этом и секрет долголетия моего бренда. Хорошие продажи всегда давали возможность развитию и реализации моих фантазий. 

— В чем ваше вдохновение?

Я давно существую в состоянии непрерывного творческого процесса, в котором все становится его подпиткой. Я поняла, что самое важное для меня — сохранять и стимулировать свою собственную энергию, чтобы на все хватало сил. Поэтому занятия йогой и плаванием для меня так же важны, как походы в музеи и театр. Нужно иметь достаточно сил, чтобы получать вдохновение. Безусловно, случаются и моменты тупиков, но в таких случаях я понимаю, что выбрала неправильный вектор движения. Тупик — это хорошая возможность остановиться, подумать и стартовать заново в другом направлении. 

— У вас в зонтике брендов помимо основного есть и Tegin Creative для арт-индустрий, и демократичный Tegin’s Angel (ближе к идее «увидел-купил»). Как вы к этому пришли? И будет ли у такой стратегии какое-то продолжение?

Стратегия развиваться в разных направлениях сформировалась во время пандемии. До этого я шла по пути масштабирования Tegin за счет международных продаж. В последнее несколько лет бренд ушел в эксклюзивную нишу. Теперь мы выпускаем коллекции небольшими капсулами и ограниченным тиражом. 

Tegin Fashion House
Tegin Fashion House
Фото предоставлено автором

В последнее несколько лет особенно активно развивается направление Tegin Creative, которое включает в себя работу с кино, с оперой, балетом, драматическим театром, современным искусством. С успехом карьеры моего личного бренда художника растет узнавание бренда Tegin в театральных кругах. Работа с театрами стала для моего Дома привычным делом. В Tegin atelier мы отшиваем костюмы для многих моих театральных постановок. Благодаря многолетнему сплоченному коллективу я получаю то качество работы, к которому привыкла, и ищу партнеров, готовых давать такое же высокое качество работы. Я имею в виду качество процесса на всех его этапах, начиная с коммуникации. Я часто говорю партнерам, что мы все должны получать истинное удовольствие от процесса, только тогда может родится что-то замечательное и прекрасное. 

И, кстати, за счет моих театральных поклонников увеличивается и аудитория поклонников бренда Tegin. Так что у меня все процессы — звенья одной цепочки моей жизни.

Копировать ссылкуСкопировано