Культурный кодДетали

Суета вокруг порошка: как дефицит японского чая матча стал причиной споров и паники

В Японии и за рубежом магазины ограничивают продажи матчи, а пользователи соцсетей спорят о том, как правильно ее готовить и пить. Популярность зеленого порошка выросла из-за трендов в соцсетях, в результате на всех его уже не хватает. Рассказываем, как азиатский тонизирующий напиток спровоцировал ажиотаж, перепалки в интернете и почему поклонники кофе оказались в похожей ситуации.

Чай раздора: как матча стала причиной споров в сети

В мире нарастает ажиотаж вокруг матчи — порошкового зеленого чая с высоким содержанием антиоксидантов. За последние годы он перешел из разряда традиционных японских напитков в категорию массового продукта в разных странах: росту популярности способствовали ЗОЖ-движение, внимание со стороны знаменитостей и тренды в соцсетях.

Спрос на японский чай матча
Фото: Sina Schuldt / TASS
Матча и чайная церемония

Порошковый зеленый чай, который впервые появился в Китае в XII веке и позже был привезен в Японию буддистскими монахами. С популяризации матчи в стране зародилась местная культура чайной церемонии. Для ритуального приготовления матчи столетиями используют специальную керамическую чашу и бамбуковый венчик — часэн, который помогает взбить порошок до пены. Чайная церемония символизирует уважение, гармонию, спокойствие и считается важным культурным элементом Японии.

Матче часто приписывают множество полезных свойств — говорят, что она бодрит лучше кофе, богата антиоксидантами, снижает стресс и помогает очищать организм. Исследования подтверждают, что в матче содержатся катехины — элементы, которые полезны для сердца и сосудов. Однако некоторые отмечают, что выводы о пользе чая матча не подтверждаются клиническими испытаниями. 

Резкий рост популярности матчи в мире привел к ее дефициту — особенно в Японии, где производится большая часть порошка. Местные магазины начали фиксировать резкий спрос на чай, особенно со стороны туристов. А в TikTok стали набирать популярность видео из серии Japan Haul с демонстрацией десятков банок с порошком, закупленных в Токио и Киото. Местные жители жалуются, что теперь им самим трудно купить матчу, так как приходится конкурировать с перекупщиками и туристами.

Обзоры на матчу
Фото: TikTok

Ввиду дефицита в соцсетях начались споры — пользователи стали обвинять других в избыточном потреблении и неправильном употреблении «ценного и редкого чая». Под видео с рецептами появляются комментарии с критикой — зрителей возмущает, что церемониальный сорт используется для десертов и напитков с фруктами. Некоторых блогеров упрекают за то, что они добавляют слишком много порошка в чашку.

Как Япония реагирует на дефицит матчи

Туристы, приезжающие в Японию, начали массово скупать порошок. По словам туроператора Мичи Сато, покупатели забирают большие партии — по 50 и более банок за раз. В ответ некоторые магазины в Токио и Киото с осени 2024 года ограничили продажу чая — сегодня  человеку можно купить лишь одну пачку матчи на руки.

Матча в магазине
Фото: TikTok

Чтобы стабилизировать рынок, производители начали поднимать цены. В сентябре бренд Ippodo объявил, что вся линейка продукции подорожает, а в октябре этому примеру последовал Marukyu Koyamaen. Компания также попросила клиентов не оформлять онлайн-заказы с целью перепродажи. Цены на первый сорт матчи — тенча — достигли рекордных уровней. В мае 2025 года на аукционе в Киото килограмм чая продали за ¥8235, что на 170% выше показателей прошлого года.

Дефицит сказывается и на зарубежных рынках. В некоторых странах вводят аналогичные меры: кафе и магазины в Сиднее ограничивают покупки чайного порошка, а в Сингапуре с середины октября цены на матчу поднялись до 15%.

Высокий спрос и жара: что стоит за нехваткой матчи 

Первые сообщения о дефиците матчи появились еще в 2024-м — с тех пор ситуация остается напряженной. 

Один из главных факторов нехватки матчи — сложный и медленный процесс производства. Лучшие чайные листья собирают только раз в год, в течение короткого периода с апреля по май. Это так называемая «первая волна», из которой получают самый ценный порошок. Вторую и третью волны собирают с июня по октябрь, но такой чай получается хуже по качеству, из-за чего он менее популярен у брендов и потребителей.

Дополнительные сложности создает оборудование: традиционные каменные мельницы перемалывают всего 40 граммов порошка в час — этого хватает примерно на 10 чашек латте. Даже при круглогодичной работе таких объемов будет недостаточно. 

Жара в Японии
Фото: Xinhua / ABACA / TASS

На урожай также влияет и погода: из-за глобального потепления летом 2024 года в Японии зафиксировали снижение сбора. Особенно пострадал регион Киото, где производят четверть всего японского сырья для матчи. Фермер Масахиро Есида сообщил, что собрал лишь 1,5 тонны чая, что на 25% меньше обычного. 

Тем временем спрос на продукт продолжает расти. В 2025 году мировой рынок матчи оценили в $4,24 млрд. По данным Министерства сельского, лесного и рыбного хозяйства Японии, за период с 2010 по 2023 год производство выросло с 1471 до 4176 тонн. 

Японские бренды, торгующие матчей, уже не справляются с наплывом заказов — ни в офлайн-магазинах, ни в интернете. При этом увеличить объемы быстро не получится: на освоение новых плантаций уходит около 5 лет.

Стоит ли ожидать нехватки матчи в России

Матча начала набирать популярность в России 10 лет назад и быстро завоевала поклонников. Сегодня ее можно встретить в самых разных кофейнях — от небольших спешелти до крупных сетевых заведений.

Российские эксперты отмечают, что дефицит матчи практически не отразится на внутреннем рынке. Чай чаще пользуется спросом уже в готовом виде в кафе и ресторанах, чем в форме порошка для самостоятельного заваривания дома. Глава ассоциации «Росчайкофе» Рамаз Чантурия отметил, что объем рынка и поставок остается небольшим, поэтому сложности с производством и рост цен на матчу вряд ли сильно повлияют на российский рынок. По его словам, увеличение стоимости чая едва ли скажется на цене готовых напитков.

Может ли кофе компенсировать нехватку матчи

Продукты обладают схожими свойствами: оба тонизируют и содержат антиоксиданты. В ресторанах и кафе молотые зерна и растертые листья чая давно стали взаимозаменяемы, к примеру, при приготовлении латте и других напитков с молоком. Однако кофе в последнее время тоже дорожает из-за дефицита, связанного, в частности, с изменением климата. В марте 2025 года сообщалось, что резкий рост цен почти полностью остановил поставки зерен по всему миру. 

В конце ноября фьючерсы на арабику с поставкой в марте достигли $3,22 за фунт — максимума с мая 1997 года. В моменты цена поднималась до пика $3,178 за фунт, что соответствует $7006 за тонну.

Повышение стоимости связано с сокращением производства в традиционных регионах, включая Бразилию — крупнейшего производителя арабики, которая пострадала от засухи. Второй по значимости производитель — Колумбия — также столкнулся с неблагоприятными погодными условиями, снизившими урожай. Кроме того, проливные дожди в Коста-Рике уничтожили около 15% производства арабики.

Дефицит кофе
Фото: Tim Mossholder / Unsplash

В Европе, по данным Bloomberg, полки с кофе в супермаркетах пустеют, производители пересматривают ценники, а магазины сокращают закупки. В России дефицит кофе пока не прогнозируется, но вероятна дальнейшая корректировка цен. В прошлом году в рознице продукт подорожал на 10%, сообщали в Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ).

В Москве потребители уже начали чувствовать рост стоимости зерен и напитков. По данным опроса сети кофеен «Шоколадница», почти четверть москвичей признались, что обеспокоены резким подорожанием кофе. А треть жителей столицы заявили, что готовы сократить его потребление, если цена продолжит расти.


Фото обложки: Zoonar / Imago / TASS

Копировать ссылкуСкопировано