Мир в огнеДеталиЭкология

США и Россия больше не хотят «подзаряжаться»‎ у Азии. Страны собираются наладить собственное производство аккумуляторов

В мире значительно вырос спрос на накопители электроэнергии, которые используются при создании электромобилей и солнечных панелей. Власти США и России намерены наладить собственное производство аккумуляторов.

Что происходит

В связи с ростом спроса на аккумуляторы США и Россия решили активно заняться их производством.

Почему это важно 

Выпуск накопителей позволит обеим странам «слезть с иглы»‎ зарубежных поставок, а также удовлетворить растущий спрос на электротранспорт и солнечные батареи.

Но при этом

Эксперты отмечают, что инфраструктура США пока не готова для увеличения производства, а над Россией нависла угроза дефицита литиевого сырья.

Расклад сил

На сегодняшний день тройку лидеров по производству аккумуляторов составляют азиатские страны: Китай, Южная Корея и Япония.

Что происходит

В мире растет спрос на аккумуляторы, которые используются при создании электромобилей и солнечных панелей. Производство накопителей уже налажено в ряде европейских и азиатских стран. 

Как пишет Axios, правительство Соединенных Штатов только начало принимать меры, чтобы выйти на рынок накопителей.

  • Президент США Джо Байден намерен увеличить объемы добычи и переработки лития, никеля, кобальта, графита и марганца, использующихся при создании аккумуляторов. «Нам нужно покончить с нашей долгой ресурсной зависимостью от Китая и других стран», — заявил американский лидер.
  • Также власти страны планируют наладить внутреннюю цепочку поставок полезных ископаемых и других компонентов.
  • К концу 2022 года в Западной Виргинии начнет работать завод по выпуску литиевых аккумуляторов, не содержащих кобальт. 
  • Axios отмечает, что сегодня американские автопроизводители «изо всех сил пытаются построить заводы по выпуску накопителей, чтобы гарантировать поставки для своих электромобилей в будущем». К 2030 году за счет собственного производства США планируют увеличить долю электрокаров на своем авторынке до 50%.

 Существенный рост прогнозируют и российскому рынку аккумуляторов. 

  • По данным KPMG, в 2020 году он оценивался в $44 млн. По прогнозам компании, к 2025-му он вырастет до $500 млн, к 2030-му — до $1,2 млрд в год. 
  • Это произойдет, в частности, за счет наращивания темпов производства отечественных компаний. Среди них — «Аком», «Электроисточник», «Электротяга» и другие.
  • При этом основная часть произведенных аккумуляторов будет использована в электротранспорте.
  • Согласно планам российских властей, к концу 2024 года в стране выпустят не менее 25 тыс. электромобилей и построят 9,4 тыс. зарядных станций. К 2030-му каждый десятый выпускаемый автомобиль в РФ будет электрическим.

Почему это важно 

  • В 2022-м спрос на электромобили продолжает расти. Однако средняя стоимость аккумуляторов увеличилась примерно до $160 за киловатт-час с $105 в 2021-м. 
  • Но покупателей это не отпугнуло. По оценкам экспертов, мировые продажи электромобилей в первом квартале 2022-го подскочили почти на 120%. Китайские компании Nio, XPeng, Li Auto и американская Tesla продемонстрировали рекордные продажи. 
  • Также все более востребованными становятся возобновляемые источники энергии. В 2020 году их доля в генерации электричества в Европе впервые в истории превысила долю ископаемого топлива. С тех спрос продолжает расти.

Но при этом

  • Как пишет Axios, США столкнется с рядом трудностей при реализации планов в этой сфере.
  • В первую очередь проблемы будут касаться инфраструктуры страны, которая пока не готова к значительному увеличению производства аккумуляторов. По оценкам специалистов, США обладает только 5% мощностей, необходимых для достижения поставленной цели по выпуску электрокаров. 
  • Они добавили, что у Соединенных Штатов есть шанс «достичь энергетической независимости, однако это потребует сложных стратегических шагов, которые не будут окупаться в течение многих лет».
  • В России же основной проблемой станет импортозамещение — 90% накопителей привозили из-за границы. В связи со спецоперацией в Украине ряд поставщиков приостановили сотрудничество с РФ. Как следствие, над страной нависла угроза дефицита сырья.
  • В Минпромторге сообщили о «гигантской» проблеме с литием. В России отсутствует добыча литиевого сырья, которое поступает в виде карбоната лития из Чили, Аргентины, Китая и Боливии. «В настоящих условиях отгрузки из Чили и Аргентины приостановлены, возможность получать сырье есть только из Боливии», — заявил замглавы департамента металлургии и материалов министерства Владислав Демидов.
  • Также эксперты KPMG отметили, что даже если российский рынок накопителей достигнет прогнозируемых значений, он все равно будет занимать лишь около 1% от мирового.

Расклад сил

На сегодняшний день в тройку лидеров по производству аккумуляторов входят азиатские страны.

  • Китай. В 2021 году доля компании CATL — ведущего производителя аккумуляторов — на мировом рынке составила 32,5%. Среди других крупных китайских поставщиков —  BYD и CALB.
  • Южная Корея. Компания LG Chem заняла второе место в рейтинге с долей 21,5% на мировом рынке. Также в список крупнейших поставщиков накопителей попали южнокорейские Samsung SDI и SK Innovation.
  • Япония. Третье место в рейтинге заняла компания Panasonic с долей в 14,7% на рынке. Она, в частности, производит аккумуляторы для электромобилей Tesla.

Фото обложки: Soeren Stache / dpa / picture-alliance / TASS

Копировать ссылкуСкопировано