Редактор раздела «Экономика» «Московских новостей», специализируется на макроэкономике, фондовом рынке и бизнес-тематике

Сезон распродаж: как часто россиянам предлагают скидки и кто против

До сезона распродаж на маркетплейсах осталось всего ничего. Старт будет задан 11 ноября, во Всемирный день шопинга. Разбирались, как часто на самом деле онлайн-площадки предлагают товары со скидкой и кому это не нравится.

Когда начинается сезон распродаж 

Российские маркетплейсы вслед за мировыми готовятся к «горячему» сезону распродаж: поводы будут меняться, однако скидки останутся. Признанный старт — 11 ноября, который также называют Всемирным днем шопинга

Интересно, что покупатели обязаны этим праздником Китаю, где изначально красивая дата 11.11 называлась Double Eleven и была известна как День холостяка (четыре единицы — как символ одиночества). В 2009 году гигант китайского онлайн-ритейла Alibaba Group (владеет сайтом Ali Express) решил, что это неплохой повод мотивировать людей делать покупки, и предложил «одиночкам» порадовать себя чем-нибудь. В итоге про оригинальную идею все забыли, а сама дата трансформировалась во Всемирный день шопинга, успешно обогнав знаменитую «черную пятницу» в США. В прошлом году 11 ноября было продано товаров на $156,4 млрд, а китайские компании экспресс-доставки отправили более 700 млн посылок. 

Традиционно самые большие скидки в этот день предлагают на технику, электронику и гаджеты. Помимо китайских онлайн-площадок, распродажи устраивают и российские маркетплейсы, включая OZON, «Яндекс.Маркет», «МегаМаркет», Wildberries, а также сами торговые сети на своих сайтах. 

По аналогичной схеме ритейлеры и маркетплейсы действуют и в дальнейшие дни распродаж. Следом идет «черная пятница», в этот раз она выпадает на 28 ноября и традиционно продлится все последующие выходные, то есть до 30 ноября. Кроме того, у многих компаний скидки начинаются в ноябре, а к «черной пятнице» доходят до пика. 

Почему ритейлеры против скидок на маркетплейсах

При этом далеко не все продавцы рады распродажам: ритейлеры участвуют в них добровольно-принудительно. В конце октября стало известно, что они снова пожаловались в ФАС на демпинг со стороны маркетплейсов, которые предлагают товары со скидкой на 20–70%, — причем зачастую за свой счет. Это, в свою очередь, заставляет представителей торговых сетей следом занижать стоимость, себе в убыток. В Союзе торгцентров России убеждены, что такая политика приведет к закрытию точек мелкого и среднего офлайн-ритейла. 

В ответ маркетплейсы традиционно заявили, что ограничение цен будет нарушением конкуренции на рынке и приведет к ущемлению представителей e-commerce. Не говоря уже о том, что такие меры приведут к росту цен. Напомним, маркетплейс может предложить селлеру установить определенную скидку на товар, и если тот откажется, такой товар могут убрать с онлайн-витрины. 

Как часто предлагают скидки на самом деле

Следом за «черной пятницей» начинается уже полномасштабный сезон новогодне-рождественских распродаж. Длится он с середины декабря до конца января и завершается еще одним поводом устроить скидки и стимулировать продажи — «русским киберпонедельником» (последний понедельник января).

Следом за новогодними распродажами уже китайские маркетплейсы, любимые в России, запускают свой праздничный сезон — в преддверии уже Китайского нового года, 21 января по 21 февраля. И это не говоря о Дне всех влюбленных 14 февраля.

В России за ним следуют ежегодные скидки уже к гендерным праздникам — 23 Февраля и 8 Марта.

Пока российские маркетплейсы ограничиваются ситуативными скидками на конкретные товары, масштабные кампании запускают в Европе и США — в апреле предлагают закупиться к Пасхе. Следом — майские и распродажи перед традиционными шашлыками. Ну а дальше традиционные летние спецпредложения. И снова по кругу. Так что поводов переживать у офлайн-ритейла предостаточно, поскольку если смотреть на год, то большая его часть приходится на очередную распродажу. Зато выигрывают покупатели — если пропустил текущие скидки, всегда будут следующие. 

Копировать ссылкуСкопировано

Популярное