Культурный кодДеталиИнтернет

Считают Железного человека «устаревшим», боготворят TikTok, слушают Клаву Коку и не планируют заводить детей. Чем живут подростки в России

Аналитики Mediascope изучили жизненные ценности и специфику медиапотребления детей и подростков в возрасте от 4 до 17 лет. Оказалось, что 80% школьников каждый день пользуются интернетом.

Что произошло

Исследователи Mediascope выяснили, что 80% детей от 4 до 17 лет в России пользуются интернетом каждый день. Самым «модным» трендом они считают короткие ролики и видеоигры, а «устаревшим» — киновселенную Marvel. 

В цифрах

94% подростков пользуются соцсетями хотя бы раз в месяц. Самой популярной платформой среди несовершеннолетних стал TikTok (43%), на втором месте — «ВКонтакте» (41%), а на третьем — Instagram* (13%).

Детали

Среди подростков от 12 до 17 лет 28% мальчиков и 30% девочек не хотят жениться или выходить замуж. Кроме того, 26% мальчиков и 35% девочек рассказали, что не планируют заводить детей. 

Мировая практика

В США самой популярной платформой среди американских подростков стал YouTube. А британские школьники используют соцсети, в том числе Instagram* и TikTok, как главный источник новостного контента.

Что произошло

  • Исследовательская компания Mediascope изучила жизненные ценности и специфику медиапотребления детей и подростков в возрасте от 4 до 17 лет, проживающих в городах России с населением более 100 тыс. человек. В частности, аналитики составили «Тренд Индекс» — то есть сопоставили число тех подростков, которые считают определенное явление «модным» или «развивающимся», и тех, кто с этим утверждением не согласен. 
  • Оказалось, что «устаревшими для России» или «ушедшими в прошлое» трендами школьники считают киновселенную Marvel с ее супергероями (Тор, Капитан Америка, Железный человек и другие) и онлайн-кинотеатр Netflix.
  • Кроме того, в категорию «уходящих» или «уже ушедших» технологических трендов дети и подростки отнесли криптовалюту, NFT и соцсеть Yappy, которую холдинг «Газпром-Медиа» запустил примерно год назад. Однако исследователи Mediascope считают, что низкий индекс этих трех трендов связан не с тем, что они действительно устарели, а с их относительной новизной: подростки на данный момент просто недостаточно осведомлены об этих явлениях.
  • В целом интернетом каждый день пользуются более 80% детей от 4 до 17 лет. Самыми «модными» явлениями в интернете подростки считают короткие видео, видеоигры, а также технологию «умного» дома. 
  • «Тренд Индекс» также показал предпочтения детей и подростков по проведению досуга: просмотр телевизора и прослушивание радио, как и походы на дискотеки, большинство несовершеннолетних считают устаревшими трендами. Среди наиболее «модных» форматов досуга они называли походы в кофейни, торговые центры и СПА, просмотр кино с друзьями по видеосвязи, а также путешествия по России. 

В цифрах

  • У 35% детей в возрасте 4–5 лет уже есть собственные смартфоны, выяснили аналитики Mediascope. В возрастной категории 14–17 лет этот показатель достигает 92%. Личный ноутбук есть у 22% детей и подростков, планшет — у 34%. 
  • В среднем в сутки в мае 2023-го подростки 12–17 лет пользовались интернетом на протяжении 380 минут, 359 минут из которых — на смартфоне. 
  • Главным видеосервисом у детей, как и у взрослых, стал YouTube. Им пользуются 79% школьников. Самые популярные типы контента у несовершеннолетних — мультфильмы (77%), блогерские или пользовательские ролики и видеоклипы (64%) и кино (42%). Наименее популярны среди детей и подростков новости (13%), реалити (13%) и шоу талантов (12%).
  • 94% детей в возрасте от 12 до 17 лет пользуются соцсетями хотя бы раз в месяц — в основном ради общения и развлечения (90% и 86% соответственно). Самой популярной соцсетью среди несовершеннолетних стал TikTok (43%), на втором месте — «ВКонтакте» (41%), а замыкает тройку лидеров со значительным отрывом Instagram* (13%). При этом в возрастной категории 9–11 лет Instagram* дети предпочитают сервис Likee (7% против 19%). 
  • У блогеров в соцсетях дети и подростки особенно заинтересованы в таких рубриках, как лайфхаки (44%), «распаковки» и обзоры различных товаров (41%), а также видео обычной жизни сверстников (29%). Наименее популярными оказались интервью (10%), фитнес-тренировки (8%) и советы психологов (7%).
  • Тинейджеры 12–17 лет чаще всего слушают музыку через сервис «VK Музыка» (52%). У детей более младшего возраста примерно на одном уровне популярности оказались «Яндекс Музыка», «VK Музыка» и YouTube Music. При этом 33% детей от 4 до 8 лет слушают музыку на пиратских ресурсах. 
  • Самый популярный музыкальный жанр у подростков — российский поп (33%), за ним следует русский рэп (29%). Любимым исполнителем опрошенные чаще всего называли Хабиба, Клаву Коку и Niletto.  

Детали

  • Четверть подростков (от 12 до 17 лет) в будущем рассчитывают работать удаленно из дома, подсчитали в Mediascope. При этом 33% тинейджеров считают, что будут руководить компаниями. Владеть бизнесом и вообще не работать планируют 6%. Быть сотрудником, «которому говорят, что делать», согласны лишь 7% подростков. 
  • У мальчиков зарплатные ожидания выше: 40% из них претендуют на заработок 100–199 тыс. рублей в месяц, а 31% — планируют получать более 200 тыс. рублей в месяц. Зарплатой до 50 тыс. рублей были бы удовлетворены только 8% мальчиков и 16% девочек.
  • Родители самыми привлекательными сферами для трудоустройства своих детей считают ИТ (26%) и медицину (23%). Наименее желательной работой они считают службу в армии, полиции и МЧС. Еще 12% родителей не готовы отдавать своего ребенка в моду, дизайн и сельское хозяйство. 
  • Среди подростков от 12 до 17 лет 28% мальчиков и 30% девочек не хотят жениться или выходить замуж. Кроме того, 26% мальчиков и 35% девочек рассказали, что не планируют заводить детей. 

Мировая практика

  • Согласно результатам опроса исследовательского центра Pew Research Center, в США среди подростков резко возросла популярность TikTok: примерно 67% тинейджеров хотя бы раз пользовались соцсетью, при этом 16% всех подростков регулярно заходят в TikTok. Между тем доля школьников-пользователей соцсети Facebook*, которая был главной платформой для подростков в 2014–2015 годах, резко упала с 71% до 32%. В целом самой популярной платформой среди американских подростков стал YouTube (95%), на втором месте — TikTok (67%), за ним следуют Instagram* (60%) и Snapchat (60%). 
  • В Великобритании соцсети становятся для подростков не только площадкой для общения и развлечения, но и основным источником новостного контента. По данным исследования Ofcom, британские тинейджеры отказываются от традиционных средств массовой информации (телевидение и печать) и получают больше информации из социальных сетей. Так, число подростков в возрасте от 12 до 15 лет, потребляющих новостной контент в TikTok, увеличилось с 800 тыс. в 2020 году до 3,9 млн в 2022-м. При этом самым популярным источником новостей среди школьников стал Instagram* (29%), который лишь на 1 процентный пункт обогнал TikTok и YouTube (по 28%). 
  • В Индии в среднем пользователи соцсетей проводят онлайн по 2 часа в день. В стране 290 млн активных пользователей различных сервисов. При этом подростки в возрасте от 13 до 19 лет — доминирующая группа в социальных сетях: на них приходится 31% от общего числа пользователей. Особенно популярны среди молодых людей в Индии Instagram* и Facebook*. Так, например, в Facebook* регулярно заходят примерно 97 млн подростков.

*Компания Meta признана в России экстремистской. Instagram и Facebook — продукт этой компании. 

Фото обложки: Annette Riedl / DPA / Picture Alliance / TASS

Копировать ссылкуСкопировано